Кино и театр
02 декабря 2023
Поделиться

Приступить к экранизации: главные проекты фестиваля-форума «Читка 2.0»

Приступить к экранизации: главные проекты фестиваля-форума «Читка 2.0»

Фото пресс-службы фестиваля "Читка 2.0"

Один из самых необычных отечественных киносмотров — фестиваль экранизаций «Читка 2.0» — переживает второе рождение. С легкой руки команды Антона Калинкина смотр превращается в значимое индустриальное мероприятие, помогающее встретиться представителям двух индустрий: кинематографии и издательского дела.

В этом году «Читка 2.0» прошла в гибридном формате — фестиваля и форума: конкурсные программы чередовались с деловыми дискуссиями, а также лекциями Андрея Золотарева, Жоры Крыжовникова, Ситоры Алиевой, Ивана И. Твердовского, Жана Просянова и других. Тем не менее сердцевиной «Читки 2.0» стали именно конкурсы. Их было три: питчинг литературных прав, на котором книжные издательства представляли кинематографистам свои романы, конкурс разрабатываемых проектов и конкурс проектов в производстве. Мы поговорим о последних двух, ведь именно они позволяют заглянуть в недалекое будущее и познакомиться с фильмами и сериалами, которые совсем скоро появятся в онлайн- и офлайн-кинотеатрах.

Когда был Шерлок маленьким

Несмотря на то что отборщики постарались сделать эту программу максимально разножанровой, можно сделать вывод, что продюсеры охотнее всего делают ставки на работу с детской и подростковой аудиторией — таких фильмов и сериалов было большинство.

К примеру, сериал студентки Института Кино ВШЭ Анастасии Денисовой «Маленький Шерлок» (по книге Михаила Зайцева и Сергея Белорусца «Джон Гаф. Мальчик Шерлок Холмс»). Проект, с одной стороны, использует отлично раскрученный и узнаваемый бренд, а с другой — предлагает посмотреть на известных героев с новых ракурсов: Шерлок-ребенок будет гоняться за своим ровесником по фамилии Мориарти, и об их противостоянии расскажет нам — та-дам! — личный пес будущего сыщика. Правда, сценария (даже чернового) у проекта до сих пор нет, за что продюсер и получила персональный «выговор» от одного из членов жюри Жоры Крыжовникова, по словам которого ничто так не продает будущий сериал, как написанная пилотная серия.

Еще два семейных проекта отсылают к теме Великой Отечественной. Один из них — фильм «Геройские маршалы» дебютанта Ивана Орлова — в качестве литературного первоисточника использует повесть Булата Окуджавы «Фронт приходит к нам» (главный персонаж — десятилетний мальчишка, мечтающий стать маршалом). Второй — сериал «Синее море, белый пароход» Анастасии Зарубеевой, который будет сниматься по одноименной книге Геннадия Машкина. Здесь в центре сюжета — 13-летний Герка, который пытается найти общий язык с отцом, вернувшимся с войны.

Подростки из других проектов, представленных на конкурсе, предпочитают «дружить» с оккультными силами. К таким лентам относится «Культ» продюсера Дмитрия Кима (по роману Константина Образцова): молодые люди из приморского захолустья оказываются на древнем капище, в шутку проводят тайный обряд — и будят темные силы.

Похожую завязку предлагает и «Последний день лета» Павла Буриана, который будет снят по одноименной книге Андрея Подшибякина. Только в данном случае герои живут в конкретном месте (Ростове-на-Дону) и в конкретном времени — в 1993-м году. По сюжету ребята тревожат покой опасного демона, который вселяется в души каждого из них и помогает им побеждать в бандитских разборках. Таким образом, разработчики проекта спаяли вместе «бедовые девяностые» и мистику — и именно эта «коллаборация» принесла им победу: в данной конкурсной программе победителем был назван именно «Последний день лета».

Еще один «представитель» «бандитских девяностых» — сериал, который планируется снимать по роману Алексея Иванова «Ёбург. Город храбрых». Продвигает его продюсер Марика Михарева. Правда, пока что к проекту слишком много вопросов. Один из них касается расстановки акцентов. Авторы предлагают рассказывать о житье-бытье тридцатилетней давности в контрасте с днем сегодняшним. Насколько такая концепция вам близка, решайте сами.

Что касается других проектов, то самым ярким можно назвать «Точку Немо» Артема Ляшенко (по мотивам одноименной трилогии Георгия и Геннадия Живовых). Здесь речь идет об уникальном «мусорном» острове, возникшем посреди океана. На нем живут мигранты, сбежавшие от закона и цивилизации, и пассажиры круизных лайнеров, потерпевших крушение. Связи с внешним миром у них нет, поэтому люди вынуждены выживать самостоятельно и строить свой собственный мир из отходов старого.

Фото пресс-службы фестиваля "Читка 2.0"

Кир Булычев и другие

Еще больший ажиотаж вызвал второй конкурс «Читки», где за призы и внимание зрителей боролись девять фильмов и сериалов. Некоторые из них выйдут на экраны уже завтра, некоторые — через несколько месяцев.

Здесь тоже не обошлось без детской темы. К примеру, кинокомпания братьев Андреасян представила сериал «Денискины рассказы» по произведениям Виктора Драгунского. Режиссером проекта стал внук писателя Артемий Драгунский. Первый сезон уже снят, на подходе второй. Также планируется полный метр и анимация.

Несмотря на такие серьезные планы и большой интерес интернет-платформ, у «Денискиных рассказов» не все так радужно, как бы хотелось продюсерам. Судя по предоставленным материалам, сериал рассчитан на самых маленьких — дошколят и младшеклассников. Но малыши в этом возрасте, во-первых, игровое кино смотрят не слишком охотно, особенно бытовое (предпочитают анимацию и сказочных персонажей), а во-вторых, они уже привыкли к современным киноритмам, поэтому формат «а-ля советский фильм» их вряд ли зацепит. К тому же ссылка на бренд в данном случае вряд ли нужна: Дениска — не Чебурашка, его имя детям ни о чем не говорит.

А вот сериал «Очевидное невероятное», литературной основой для которого стали рассказы Кира Булычева, рассчитан на взрослых — это фантастика, где смешных и остросоциальных элементов больше, чем выдуманных. В центре сюжета — заштатный городок Великий Гусляр, которому удалось наладить связь с инопланетянами. Правда, за его пределами об этом никто не знает: жители максимально изолированы от остального мира. Все меняется с приездом нового мэра, который решает превратить закрытый городишко в туристический рай. Сериал выйдет на Okko, его режиссером стал Александр Войтинский.

Был в конкурсе и проект, связанный с девяностыми (куда ж без них!). Это «Город Брежнев» Александра Колесника, снятый по роману Шамиля Идиатуллина. Речь здесь идет о подростковых бандах, что, естественно, отсылает к «Слову пацана» Жоры Крыжовникова. Сможет ли «Город Брежнев» предложить что-то новое, пока что большой вопрос.

Настораживает и полнометражный проект от Киностудии им. М. Горького — «Вера» Ирины Волковой. Он снимался по мотивам повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось...». Однако, по словам продюсеров, это вовсе не ремейк всем известного фильма Ильи Фрэза, а самостоятельное произведение, в котором упор сделан не на молодых персонажах, а на матери Ромки (ее играет Виктория Толстоганова). В принципе, ход мыслей авторов понятен: таким образом они пытаются зацепить не только молодую аудиторию, но и старшее поколение. Но, во-первых, эта целевая аудитория слишком хорошо знакома с первоисточником, а во-вторых, судя по предоставленным материалам, главная героиня получилась чересчур мизогинной, поэтому вызывает не сочувствие, а, скорее, отторжение.

Неожиданно ярким оказался новый проект Александра Ханта «777» (Ханта мы знаем по совершенно невероятному фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Главный герой — некий Игорь Хлебников — живет в заштатном приморском захолустье, получая зарплату в десять тысяч рублей. Но вдруг Хлебникову везет: банкомат вместо скоромного гонорара отсчитывает ему два миллиона (кто бы знал, где бы найти тот банкомат). После этого за «везунчиком» начинается настоящая охота, из которой он вряд ли выйдет живым. Играет нового миллионера обаятельнейший Максим Стоянов, фильм снимался по роману Кирилла Рябова.

Интересный проект предлагает и продюсер Денис Ковалевский. Вместе с режиссером Олегом Асадулиным он сделал экранизацию книги Андрея Геласимова «Степные боги». История начинается в 1945-м, в казачьей станице в Забайкалье. Маленький Петька вынужден подружиться с пленным японцем, который оказывается по-настоящему хорошим человеком и врачом от Бога: он спасает жизнь Петькиного друга, не имея ни лекарств, ни возможностей оперировать. Судя по тизеру, представленному на форуме, у авторов получилось по-настоящему большое кино — искреннее и эмоциональное.

Интригует и «Танцуй, селедка!» режиссера Александры Лупашко (в основе — пьеса Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате»). Здесь в центре сюжета — успешная девушка Жанна, вернувшая на малую родину, чтобы похоронить непутевого отца. Однако судьба знает, что героям нужно поговорить и расставить все точки над i, поэтому неожиданно для Жанны отец оживает — и герои начинают делать то, что не успели сделать при жизни, то есть общаться и узнавать друг друга. И обратите внимание на каст: в главных ролях Александра Бортич, Павел Майков, Анна Михалкова, Наталья Павленкова, Данил Стеклов и др.

Одним из двух самых ожидаемых проектов предсказуемо стал фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» (да-да, тот самый «Мастер», о котором споры не утихают последние пару лет). Чтобы перенести книгу на экран, авторы всерьез изменили структуру: рассказ ведется от лица писателя, угодившего в психушку и начавшего там работать над новой книгой. Судя по первым десяти минутам, представленным во время конкурса, такой прием вполне может быть убедительным, хотя, как будет выглядеть «библейская тема», пока не очень понятно. Тем не менее масштаб проекта чувствуется сразу — не зря продюсеры называют его «интеллектуальным блокбастером». Что касается актеров, то в главных ролях Август Диль (он играл Воланда на немецком), Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Алексей Гуськов, Игорь Верник, Полина Ауг, Дмитрий Лысенков и др. Оценить это действо мы сможем уже очень скоро: «Мастер и Маргарита» выходит в прокат 25 января. 

Автор: Вера АЛЕНУШКИНА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше