26 октября завершается 6-я выставка «Трын-трава. Современный русский стиль». Стартовав 10 октября, «Трын-трава», ежедневно собирала в усадьбе Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной от 200 до 300 человек, а выходные количество посетителей и вовсе побило рекордные 1000 человек. IPQuorum пообщался с одной из организаторов проекта, предметным дизайнером и дизайнером интерьеров Элиной Туктамишевой о национальных мотивах, привлечении партнеров и о том, почему во всем известной песне про то, как «косят зайцы траву, трын-траву, на поляне» скрыто небольшое недопонимание.
Фото Элины Туктамишевой
— Что вы вкладываете в понятие «современный русский стиль»?
— Это один из самых популярных вопросов, который нам задают. Я всегда говорю, что нужно отмотать время назад, чтобы понять, что ровно тот же вопрос возникал в XIX веке, когда складывался тот стиль, который сегодня мы знаем как русский. Так, в воспоминаниях княгини Марии Тенишевой, той самой, что создала знаменитую усадьбу «Талашкино», есть такая фраза: «Тот русский стиль, который мы сейчас создаем, мы создаем не для современников, а для потомков». А у нашей выставки есть лозунг, что «традиции — это передача огня, а не поклонение пеплу». Мне кажется, что из этого и складывается наше понимание современного русского стиля. А потому мы хотим привлечь внимание творцов — художников, керамистов, дизайнеров, декораторов, — чтобы они со своей стороны попробовали осмыслить русские историю, традиции, обряды. Не просто взять какой-то образ и продублировать его, а почувствовать, что он вызывает, и переложить его в новый предмет. Именно поэтому наша выставка получилась такой эмоциональной. Нам важно, чтобы она рождала у людей ассоциации. Так, например, от панно «Зима» действительно веет холодом, а это значит, что автору удалось передать собственное ощущение русской морозной зимы. Или мы специально скомпоновали картины «Березы» и «Комары», чтобы у людей создались ощущения практически на физическом уровне. Вот такими включениями мы и создаем «Трын-траву». В наш цифровой век, где многое замешено на негативе, очень недостает положительных эмоций — добра, счастья. Нам не хватает погружения в детство, в те моменты, где мы чувствовали себя спокойно и защищено. И потому для нас современный русский стиль — это как раз про это.
— А русский код и русский стиль — это одно и то же?
— Одно дополняет другое. Русский стиль не может быть без русского кода, и наоборот. Именно когда творец отвечает для себя на вопрос, что такое русский код, причем не наскоком, не по верхам, не просто схватил какой-то национальный мотив — гжель, хохлома — и побежал, появляются настоящие современные произведения русского стиля. Те, кто пытается сыграть на хайпе и привлечь к себе внимание, нам не интересны. Мы привлекаем тех, кто готов порассуждать на глубоком философском уровне, затронуть некие корневые вещи.
Фото Ксении Поздняковой
— Если говорить о тех, кто вам интересен, то в этом году вы получили рекордное количество заявок — 1213, из которых отобрали 87 участников из 21 города РФ. Кто и по каким критериям отсеивал претендентов?
— Отбирают участников организаторы, то есть я, дизайнер и художник Ирина Батькова, дизайнер интерьеров и предметный дизайнер Светлана Попова. Решение принимается коллегиально, втроем говорим, да или нет. Если говорить о критериях, то предмет должен обладать новизной (это либо новое звучание, либо новая форма). Мы не принимаем работы-копии, когда четко видно, чем или кем она вдохновлена. Нам важно, чтобы автор поразмышлял сам и пришел к собственному пониманию. Например, в прошлом году «на конкурс» было представлено панно, при создании которого керамисты повторили камин Михаила Врубеля, который хранится в Музее декоративно-прикладного искусства. Мы эту работу не взяли. Они ничего нового не изобрели, а просто показали, что у них достаточно навыков и мастерства, чтобы скопировать Врубеля. Для «Трын-травы» этого мало.
Например, Наталья Макарова уже не первый год показывает у нас свою плетеную керамику. Именно «Трын-трава» открыла ее работы для широкой аудитории три года назад.
Или декоратор Ксения Ладатко, которая делает уникальные текстильные мозаики из репсовой ленты. После участия в «Трын-траве» она выставлялась и в музее-заповеднике «Царицыно», и представляла нашу страну в Дубае. Но площадкой для старта стала именно наша выставка.
У нас про каждую работу есть что рассказать — и про технику исполнения, и про ту философию, которую она несет.
— Вам важно, чтобы предметы имели прикладной характер, или это может быть чистый декор?
— Нам бы этого хотелось, но это необязательное условия. При этом всеми предметами, представленными на «Трын-траве», можно наполнить свой дом и сад. Например, зеркало с глазками не имеет прикладного значения, но оно станет украшением любого пространства, создав в нем очень интересную атмосферу. Часто бывает, что в интерьерах как раз не хватает предметов, которые носили бы не функциональной характер, а отражали своих владельцев.
Фото Ксении Поздняковой
— Почему, на ваш взгляд, сегодня декоративно-прикладное искусство активно вплетается в арт, в предметы дизайна, используется при декорировании интерьеров?
— Мне кажется, что это очень логично. В эпоху цифровизации, упрощения хочется чего-то человеческого, настоящего, приближенного к природе и к нашим истокам. А что может быть более настоящим, чем то, что сделано творцом вручную. В каждом предмете чувствуется энергия автора, в каждом заложена частичка души. Это становится роскошью. Точно так же как личностные встречи, живое общение глаза в глаза.
— Уже второй год «Трын-трава» проходит в усадьбе Муравьевых-Апостолов. Можно ли ее назвать вашей постоянной площадкой?
— Да, нам здесь очень нравится, но мы боимся, что в следующем году можем здесь не уместиться. «Трын-трава» постоянно растет и развивается, и уже в этом году нам не хватало места, не хватало стен для развески предметов, и пришлось заказывать дополнительную внутреннюю застройку. Но у нас особое отношение к этому дому, у нас сложились отношения с хранителями усадьбы. Можно сказать, мы нашли друг друга. Мы очень душевно и духовно перекликаемся. Даже владелец дома Кристофер Муравьев-Апостол, когда ему показали фотографии, видео с нашей выставки, очень обрадовался такому стечению обстоятельств и сказал, что наконец-то усадьба по-настоящему ожила. Так что у нас сложились практически семейные отношения.