В Иваново прошел главный сериальный смотр года — фестиваль «Пилот». В отличие от других отечественных киносмотров, за пять лет своего существования «Пилот» не покрылся нафталином и не стал консервативным под грузом ответственности: это динамично развивающийся фестиваль, в конкурсную программу которого попадают самые яркие проекты отечественного сериалостроения. Говоря проще, с помощью «Пилота» можно ставить «диагноз» всей российской киноиндустрии. Собственно, именно это мы и собираемся сделать.
Отцы взялись за гаджеты
Судя по проектам, представленным в конкурсной программе фестиваля «Пилот», самым востребованным жанром сегодня является комедия, а самой расхожей темой — пресловутые «отцы и дети». Более того: сразу несколько сериалов из этой подгруппы используют очень похожую сюжетную схему. Сформулировать ее можно так: «отец» (представитель старшего поколения) пытается найти общий язык с гораздо более молодым членом семьи и делает это через освоение гаджетов или компьютерных игр.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Вот, к примеру, «Киберпапа» от кинокомпании 1-2-3 Production, снятый режиссером Владимиром Болговым. Его главный герой — простоватый сварщик лет пятидесяти по имени Игнат (Александр Робак) — внезапно обнаруживает у себя сверхспособность: оказывается, он может стрелять без промаха в любом шутере. «Такой талант не должен пылиться в автомастерской», — решает его 15-летний пасынок и затаскивает отчима в команду убежденных геймеров-малолеток, собирающихся на какой-то ответственный чемпионат с призовым фондом в парочку миллионов. После этого жизнь Игната налаживается: во-первых, он решает свои финансовые проблемы; а во-вторых, оказывается на одной волне с пасынком, до которого раньше никак не мог достучаться.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
В «Мастодонте» Станислава Довжика и Марата Кима та же тема разработана по-другому. Здесь «отцом» является некий Виктор Молодцов (Федор Добронравов) — идеальный чиновник из провинциального захолустья. Узнав, что у него есть взрослая дочь, работающая в Министерстве цифрового развития, он по блату устраивается на работу к ней в офис, дабы, наконец, познакомиться со своим единственным ребенком. Но беда в том, что про цифровое развитие Молодцов не знает вообще ничего — он и компьютер-то включает с трудом. Вот и приходится «дедушке» на старости лет осваивать азы компьютерной грамотности, перевоспитывая по ходу пьесы офисную молодежь.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
«Мамонты», снятые Иваном Сосниным для платформы Okko, играют с «Мастодонтом» на одном поле. Здесь тоже в центре истории пенсионер Николай Николаевич (Юрий Стоянов), «понаехавший» в Москву из провинции. И ему тоже придется осваивать азы компьютерной грамотности, и тоже под руководством молодого поколения (15-летней внучки-оторвы). Вот только «Мамонты» гораздо сильнее привязаны к реальности, чем другие проекты: персонаж Стоянова не штурмует министерские кабинеты, а становится жертвой телефонных мошенников (знакомая ситуация, правда?). Он решает вернуть свои деньги (и перестать быть обузой для дочери), поэтому кидается искать на просторах интернета того мерзавца, который его обманул.
Особняком в теме «отцов и детей» стоит сериал «Макрон» (кинокомпания Good Story Media, режиссерский дебют Бориса Дергачева). Его сюжет для нашего кино нетипичен, а значит, это территория риска. Дело вот в чем: молодой парень приезжает к своим родителям в отдаленный поселок. Он приводит к ним свою девушку — шикарную бизнес-леди, с которой у него роман, страстный и трепетный. Но вот незадача: барышня старше парня на 20 лет, а «отцы» не готовы видеть в невестках свою ровесницу.
Там, на исхоженных дорожках
Как бы то ни было, проекты, в которых встречаются элементы риска, даже на «Пилоте» сегодня в меньшинстве. Большинство продюсеров и платформ (и уж тем более телеканалов) предпочитают ходить проверенными тропками, а то и вовсе выезжают на хорошо заасфальтированное шоссе. Они выбирают проверенные сюжеты и схемы, используют привычную зрителю стилистику (вплоть до цветокоррекции), приглашают актеров, кочующих из сериала в сериал… В итоге у них получается проект из категории «мы это уже где-то это видели».
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
К таким проектам относится, к примеру, «Черное солнце» — типовой детектив телеканала НТВ, где два работника уголовного розыска — аккуратист-зануда (Юрий Чурсин) и ловелас-раздолбай (Максим Стоянов) — вынуждены работать вместе, чтобы распутать дело. «Шеф» — кулинарное драмеди для телеканала «Пятница» — копирует «Кухню», и не только ее (хотя первая серия сделана очень даже неплохо).
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
«Лихорадка» телеканала «Россия» — история пандемии в одной отдельно взятой африканской стране (тут референсов столько, что пальцев на руках и ногах не хватит). А «Безбашенная» и вовсе заимствует сюжетный стержень у фильма Гэрри Маршала «За бортом», лишь немного его припудрив: взбалмошная светская дива (Екатерина Варнава) теряет память и приходит в себя в сторожке угрюмого лесника (Евгений Цыганов), который сообщает, что он ее муж и что у них трое детей. В дальнейшем барышню ждет непростой процесс перевоспитания (классический сюжет «Укрощения строптивой») и обретение подлинных ценностей.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Нежелание продюсеров рисковать сказывается и на подборе актеров. Александр Робак, Юрий Чурсин и Тимофей Трибунцев снялись в главных ролях сразу в нескольких сериалах конкурса, также ставки были сделаны на Юрия Стоянова и Федора Добронравова, чье участие гарантирует проекту статус «народного хита». Путь тупиковый — и нет необходимости объяснять почему.
Русская «дрянь» про это самое
Тем не менее проекты с элементами риска на «Пилоте» тоже были, хотя опять же далеко не все оригинальные. К примеру, «Ира», сделанная шоураннером Алимом Бесчоковым для «Okko», — российский парафраз «Дряни» (разумеется, чуть более мягкий, чем английский сериал). Его главная героиня — излучающая сарказм работница МФЦ, чья любовная лодка разбилась о скуку. Ее парень — псевдоинтеллектуал и сценарист плохих сериалов — решил поиграть в «обиженку» и громко хлопнул дверью, надеясь, что Ира побежит за ним. Вместо этого барышня завела пьяный роман с не менее занудным коллегой по работе. Когда же сценарист вернулся, девушка поняла, что беременна — и теперь ей срочно нужно выяснить, от кого.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Плюс «Иры» в том, что она бойка на язык и не пытается втиснуться в прокрустово ложе стандартизированных отечественных проектов. Тем не менее авторы все-таки не рискнули идти до конца: с первой серии понятно, что в дальнейшем героиня покается и встанет на путь исправления. Как раз это и не дает возможности поверить в происходящее.
«Про это самое» — комедийный проект от Comedy Club Production о молодом враче, решившем взяться за сексуальное просвещение родного села. Правда, жители просвещаться почему-то не торопятся, предохраняются аскорбинками и слово «вагина» считают матерным. Здесь тоже есть элемент смелости (говорить с экрана о пестиках и тычинках до сих пор считается моветоном), тем не менее, если не обращать внимание на «сексуальность» сценария, мы получим тривиальную байку о русской деревне, а это уже гораздо менее интересно.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
ИИ — «не писатель»
Был среди сериалов-конкурсантов проект, о котором начали говорить еще до начала съемок. Причина проста — сценарий к «Сидоровым» был написан искусственным интеллектом.
Однако уже с первых реплик становится ясно, что ИИ — «не писатель». Его сценарий настолько беспомощен, что даже первоклашка, никогда ничего не писавший, справился бы с задачей лучше. Одноклеточные персонажи, полное отсутствие логики и даже лексические ошибки — вот что такое ИИ-сценарист. Понимают это и авторы проекта, а потому рассказ о том, как они пытались объяснить или оправдать эту галиматью, занимает не меньше хронометража, чем сам сюжет. В общем, если вы надеялись, что через пару лет кино будет писаться машинами, забудьте об этом: ИИ будет осваивать азы сценарного мастерства еще как минимум четверть века.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Что же касается «Сидоровых», то их история сводится к следующему: в обычной квартире живет идеальная семья. Теща с утра до ночи варит щи, тесть каждый день пытается уйти на рыбалку (и никогда до нее не доходит), а жена пилит ногти и затаскивает мужа в спальню. И только несчастный муж задается экзистенциональными вопросами и пытается понять, почему он то и дело слышит закадровый смех.
«Горящий тур» заказывали?
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
По-настоящему интересных проектов в конкурсной программе было как минимум пять. Один из них — это «Мамонты». Второй — «Горящий тур» Дмитрия Тюрина от 1-2-3 Production. Это история двух отцов (Александр Робак и Тимофей Трибунцев), пытающихся найти в Мексике своих дочерей. Девушки отправились в ночное рандеву по мексиканским барам, а утром их спутника выбросило мертвым на берег. Полиция сразу же признала девчонок погибшими, а их родители были депортированы из страны за недостойное поведение. Тем не менее они нашли возможность пробраться в страну нелегально — и ввязались в разборки с местной наркомафией.
«Горящий тур» интересен хотя бы тем, что его сюжет не заезжен до дыр, а мексиканские джунгли — интригующий экзотический бонус на фоне однотипных российских проектов.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
По-настоящему смелым выглядит драмеди Алексея Иванова от Good Story Media «Я иду искать». Здесь мы имеем дело с героиней, которая целенаправленно занимается саморазрушением — это ее способ справиться с травмой прошлого. Но вот у девушки пропадает собака — и она отправляется на поиск, одновременно с этим пускаясь во все тяжкие. И тут важно вот что: авторы «Я иду искать» на компромисс не идут: они делают максимально честное и откровенное шоу. За это им большое спасибо.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Не менее интересен сериал Марии Агранович «Убить Риту». Он начинается как психологическая драма с социальными элементами: учительница химии с треском вылетает из школы за связь с учеником. Тем не менее ей удается найти работу «по профилю»: она начинает убирать квартиры, используя химические реактивы. Но вот девушку вызывают оттирать кровь с ковра после убийства, и правила игры стремительно меняются — на наших глазах драма превращается в детективный триллер, да еще и с неожиданными сюжетными перевертышами.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Но самым крепко сделанным все же оказывается сериал, написанный и спродюсированный Андреем Золотаревым, «Игра головой». В его центре история некого Михаила Нефедова, не испытывающего ни чувств, ни эмоций. Но когда сердце молчит, работает мозг: в голове у Нефедова своего рода маленький компьютер, благодаря которому он помнит все, что когда-либо видел или прочитал. А еще Нефедова можно назвать гением статистического анализа — и именно это толкает его в итоге на рискованный шаг. Сделав ставку на свой талант, он продает квартиру, а все деньги относит в букмекерскую контору, надеясь сорвать куш в 26 миллионов.
Так чем же привлекает «Игра головой»? С одной стороны, по подаче материала сериал близок к другому сценарию Андрея Золотарева — «Триггеру». Из-за этого он не воспринимается как откровенно новаторский или рисковый (в качестве референсов можно привести с десяток проектов, хоть «Доктора Хауса»). Тем не менее «Игра головой» заимствует форму, а не содержание — и в итоге мы получаем идеальный баланс между хорошо знакомым и новым. Плюс он все-таки написан большим мастером и проработан тщательнее других проектов. Все вместе это превращает «Игру головой» в стопроцентный зрительский хит, который, кстати, окажется в эпицентре интереса массовой аудитории уже совсем скоро.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА