В Иваново прошел главный сериальный смотр года — фестиваль «Пилот». В отличие от других отечественных киносмотров, за пять лет своего существования «Пилот» не покрылся нафталином и не стал консервативным под грузом ответственности: это динамично развивающийся фестиваль, в конкурсную программу которого попадают самые яркие проекты отечественного сериалостроения. Говоря проще, с помощью «Пилота» можно ставить «диагноз» всей российской киноиндустрии. Собственно, именно это мы и собираемся сделать.
Отцы взялись за гаджеты
Судя по проектам, представленным в конкурсной программе фестиваля «Пилот», самым востребованным жанром сегодня является комедия, а самой расхожей темой — пресловутые «отцы и дети». Более того: сразу несколько сериалов из этой подгруппы используют очень похожую сюжетную схему. Сформулировать ее можно так: «отец» (представитель старшего поколения) пытается найти общий язык с гораздо более молодым членом семьи и делает это через освоение гаджетов или компьютерных игр.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
Вот, к примеру, «Киберпапа» от кинокомпании 1-2-3 Production, снятый режиссером Владимиром Болговым. Его главный герой — простоватый сварщик лет пятидесяти по имени Игнат (Александр Робак) — внезапно обнаруживает у себя сверхспособность: оказывается, он может стрелять без промаха в любом шутере. «Такой талант не должен пылиться в автомастерской», — решает его 15-летний пасынок и затаскивает отчима в команду убежденных геймеров-малолеток, собирающихся на какой-то ответственный чемпионат с призовым фондом в парочку миллионов. После этого жизнь Игната налаживается: во-первых, он решает свои финансовые проблемы; а во-вторых, оказывается на одной волне с пасынком, до которого раньше никак не мог достучаться.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
В «Мастодонте» Станислава Довжика и Марата Кима та же тема разработана по-другому. Здесь «отцом» является некий Виктор Молодцов (Федор Добронравов) — идеальный чиновник из провинциального захолустья. Узнав, что у него есть взрослая дочь, работающая в Министерстве цифрового развития, он по блату устраивается на работу к ней в офис, дабы, наконец, познакомиться со своим единственным ребенком. Но беда в том, что про цифровое развитие Молодцов не знает вообще ничего — он и компьютер-то включает с трудом. Вот и приходится «дедушке» на старости лет осваивать азы компьютерной грамотности, перевоспитывая по ходу пьесы офисную молодежь.
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
«Мамонты», снятые Иваном Сосниным для платформы Okko, играют с «Мастодонтом» на одном поле. Здесь тоже в центре истории пенсионер Николай Николаевич (Юрий Стоянов), «понаехавший» в Москву из провинции. И ему тоже придется осваивать азы компьютерной грамотности, и тоже под руководством молодого поколения (15-летней внучки-оторвы). Вот только «Мамонты» гораздо сильнее привязаны к реальности, чем другие проекты: персонаж Стоянова не штурмует министерские кабинеты, а становится жертвой телефонных мошенников (знакомая ситуация, правда?). Он решает вернуть свои деньги (и перестать быть обузой для дочери), поэтому кидается искать на просторах интернета того мерзавца, который его обманул.
Особняком в теме «отцов и детей» стоит сериал «Макрон» (кинокомпания Good Story Media, режиссерский дебют Бориса Дергачева). Его сюжет для нашего кино нетипичен, а значит, это территория риска. Дело вот в чем: молодой парень приезжает к своим родителям в отдаленный поселок. Он приводит к ним свою девушку — шикарную бизнес-леди, с которой у него роман, страстный и трепетный. Но вот незадача: барышня старше парня на 20 лет, а «отцы» не готовы видеть в невестках свою ровесницу.
Там, на исхоженных дорожках
Как бы то ни было, проекты, в которых встречаются элементы риска, даже на «Пилоте» сегодня в меньшинстве. Большинство продюсеров и платформ (и уж тем более телеканалов) предпочитают ходить проверенными тропками, а то и вовсе выезжают на хорошо заасфальтированное шоссе. Они выбирают проверенные сюжеты и схемы, используют привычную зрителю стилистику (вплоть до цветокоррекции), приглашают актеров, кочующих из сериала в сериал… В итоге у них получается проект из категории «мы это уже где-то это видели».
Фото предоставлено pr-службой фестиваля "Пилот"
К таким проектам относится, к примеру, «Черное солнце» — типовой детектив телеканала НТВ, где два работника уголовного розыска — аккуратист-зануда (Юрий Чурсин) и ловелас-раздолбай (Максим Стоянов) — вынуждены работать вместе, чтобы распутать дело. «Шеф» — кулинарное драмеди для телеканала «Пятница» — копирует «Кухню», и не только ее (хотя первая серия сделана очень даже неплохо).