В начале июня киностудия «Союзмультфильм» отметила очередной день рождения — ей исполнилось 87 лет. К этой солидной дате аниматоры подошли во всеоружии, хотя еще совсем недавно у «Союзмультфильма» было гораздо больше проблем, чем проектов. Студия тонула в долгах (не было денег даже на зарплату сотрудникам), а разваливающееся здание на Долгоруковской напоминало могильный склеп: за год здесь выпускалось от силы пять-шесть короткометражек в год.
Но в 2017 году на «Союзмультфильм» пришла амбициозная команда Юлианы Слащевой — и киностудия взяла курс на возрождение. Сегодня это модный и стремительно развивающийся бренд, а также активно работающий продакшен, в портфеле которого одних только сериалов 12 штук! Есть в фильмографии студии и полнометражные проекты, к примеру «Суворов: Великое путешествие», «Гофманиада» и «Чинк: Хвостатый детектив».
Тем не менее основной акцент «Союзмультфильм» делает все-таки на сериальные проекты (как на более перспективные в плане коммерческой реализации), поэтому в первую очередь мы поговорим именно о них.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
«Простоквашино», 4 сезона, 0+
Именно этот сериал стал локомотивом, вытащившим «Союзмультфильм» практически из небытия прямо в эпицентр зрительского внимания. В 2018-м шумиха вокруг него напоминала настоящий шторм: дети приняли современного дядю Федора на ура, тогда как аудитория, знавшая оригинал наизусть, разносила новые серии в щепки. И тех и других легко понять: сиквел XXI века не был (да и не мог быть) похож на своих предшественников полувековой давности. (Если кто-то забыл, первый мультфильм франшизы — «Трое из Простоквашино» — вышел в 1978 году.) Проекты отличались и по динамике, и по рисунку, и по сюжетной структуре. Поэтому взрослые зрители бурлили от негодования, выискивая несоответствия, в то время как малышня просто радовалась, получив колоритный анимационный продукт, который был с ней на одной волне.
Как бы то ни было, со своей задачей «Простоквашино» справилось по максимуму. Во-первых, о «Союзмультфильме» снова заговорили. Во-вторых, у родителей и у детей стало на одну общую тему для разговора больше — и это очень важная составляющая любой анимации. Тот же Борис Машковцев, генеральный директор «Союзмультфильма», во многих интервью вспоминает о том, что их проекты — территория диалога для разных поколений. В-третьих, шум вокруг «Простоквашино» показал, что курс на переосмысление советской анимации — это решение правильное. Причем и с коммерческой, и с имиджевой точки зрения.
«Ну, погоди! Каникулы», 2 сезона, 6−8 лет
А вот проекту Вячеслава Котёночкина с сиквелом повезло несколько меньше. Причина — слишком радикальное изменение концепции.
В оригинале, как мы помним, Волк-забулдыга, пропащий и списанный со счетов хулиган в майке-алкоголичке и с сигаретой между клыков, гонялся за ушастым умником с вполне конкретными намерениями — чтобы позавтракать. Современных аниматоров такой персонаж, видимо, привел в ужас: «Чему хорошему он может научить подрастающее поколение?» — подумали они и превратили Волка… в Волчонка. В итоге у них получился герой-подросток, единственный «грех» которого — чрезмерная активность и страсть к спортивным победам.
Такой перекос не пошел проекту на пользу: побоявшись рисковать и отказавшись от малейшего намека на хулиганство, авторы выдали абсолютно стерильный и потому не слишком запоминающийся проект. Кстати, разрабатывай они персонажей с нуля, без отсылок с известному бренду, результат мог бы быть интересней в разы.
Фото: Пресс-службы СМФ/ТАСС
«Умка», 1 сезон, 0+
Другое дело — милый и обаятельный Умка. Этот белоснежный медвежонок из далекого 1969 года, созданный Владимиром Пекарем и Владимиром Поповым, тоже получил билет в XXI век. И пусть в новой версии нет трогательной хрупкости оригинала: любовь к Арктике и ее обитателям здесь чувствуется в каждом кадре.
Важно и то, что авторам удалось нащупать золотую середину между подачей материала и стилистикой. И конечно, свою роль сыграла качественная и скрупулезная проработка: создатели подробно изучали национальный фольклор Чукотки и не пожалели сил на визуальную составляющую. К примеру, оттенки снега в сериале меняются в зависимости от времени года.
«Приключения Пети и Волка», 3 сезона, 12+
Еще один мегауспешный проект «Союзмультфильма», созданный бывшим сценаристом «Смешариков» Александром Лебедевым. В отличие от большинства проектов студии, он ориентирован не на малышей, а на подростков — и на тех взрослых, которые не утратили подростковое восприятие мира.
Это по-настоящему дерзкий, остроумный и очень симпатичный проект. Его создатели не боялись ни рисковать, ни хулиганить — поэтому и рейтинги без преувеличения зашкаливающие (к примеру, на «Кинопоиске» «Приключения Пети и Волка» занимают 18-е место в списке 250 лучших сериалов). Да и сам проект — нестандартный микс между комедией абсурда (школьник сталкивается со зверем, путешествующим между мирами) и отсылками к русским сказкам. Так что, если вы это шоу еще не видели, очень советуем посмотреть.
Для самых маленьких: «Пластилинки», 2−4 года + «Енотки», 2−4 года
Одна из главных функций анимации — образовательная. Причем малыш получает важные для себя сведения без каких-либо усилий — через развлекательный контент.
Проектов из этой категории на «Союзмультфильме» выпускается несколько, но мы выделим два.
Один из них — «Пластилинки» — делается в технике пластилиновой анимации. По сути, это цикл, состоящий из нескольких обучающих мини-сериалов. Самый ранний, выпущенный в 2013-м, имеет подзаголовок «Азбука», другие называются «Циферки», «Растения», «Зверушки», «Машинки» и т. д. О чем рассказывает каждый из них, думаю, пояснять не надо.
«Енотки» — сериал-мюзикл. Его героями стали семь симпатичных енотиков, живущих в музыкальной шкатулке. У каждого свой характер: кто-то обожает готовить, кто отдает всю свою энергию спорту. Но все вместе они — музыкальный строй, состоящий из семи нот, и неутомимая банда, созданная для проказ и фантазий. Общаясь с «Енотками», малыши познают окружающий мир, а заодно усваивают азы музыкальной грамотности.
Для среднего и старшего дошкольного возраста: «Зебра в клеточку», 3−5 лет + «Мартышкины», 3−5 лет + «Оранжевая корова», 4−6 лет
Смотря мультфильмы, ребенок не только получает важные сведения об устройстве мира, но и знакомится с основным спектром эмоций и усваивает основные правила жизни в социуме.
К примеру, «Зебра в клеточку» ненавязчиво объясняет малышу, что надо быть терпимее к тем, кто на тебя не похож: главной героиней является «неправильная» зебра, которую природа наградила необычным рисунком.
О том, что с любыми трудностями можно справиться сообща, рассказывает сериал «Мартышкины». Одна из его особенностей в том, что диалогов вы здесь не услышите: сюжет развивается исключительно в действии. Динамика из-за этого только растет.
А «Оранжевую корову» можно назвать энциклопедией сложных ситуаций, с которыми каждый день сталкивается малышня. Персонажи этого мультфильма — телята Зо и Бо — постоянно проказничают и попадают из огня в полымя. Однако нерешаемых проблем не бывает, объясняет детворе сериал, и как бы ненароком рассказывает, что нужно делать в том или ином случае. К примеру, ребенку объясняют, как поступить, если обидел маму, как попросить прощения и т. д. Создается проект при участии детских психологов.
«Тайны медовой долины» и «Чинк: Хвостатый детектив»
Еще один знаковый сериальный проект для «Союзмультфильма» — детский детектив «Тайны медовой долины». Его главными героями стали лесные обитатели, среди которых — мудрая сова Софи, способная распутывать самые загадочные происшествия. А так как днем совы спят, то правой рукой (точнее, правым крылом) пернатой мисс Марпл становится бельчонок Чинк: он фотографирует все, что происходит в лесу — и эти фотографии ложатся в основу ночных расследований. Создавался детектив при участии Дарьи Донцовой.
Но не сериалами едиными живет «Союзмультфильм», поэтому осенью прошлого года в кинотеатрах вышла полнометражная версия проекта — «Чинк: Хвостатый детектив». Бельчонку и его косолапому помощнику пришлось искать загадочного грабителя, которого никто никогда не видел, но который ухитрился украсть самый важный артефакт Медовой долины.
Интересен «Чинк» и с технической точки зрения: это первый полнометражный мультфильм, сделанный с помощью движка для компьютерных игр.
Короткометражки и авторская анимация
Основную ставку «Союзмультфильм» сделал на сериалы. Тем не менее про короткометражки студия тоже не забывает: они снимаются постоянно. Очень часто эти проекты становятся участниками фестивалей: к примеру, совсем недавно картина Ольги Титовой «Носки для звезды» стала лауреатом международного конкурса в Загребе (Animafest Zagreb) — одного старейших и престижнейших анимационных смотров в Европе.
Посмотреть современные авторские короткометражки можно на официальном канале «Союзмультфильм. Авторская анимация». Проекты там собраны очень разные: они выполнены в разных техниках, разных стилистиках и для разной возрастной аудитории. Но все они созданы с огромной любовью к анимации и к окружающему миру, все они говорят с маленькими и взрослыми о самом главном — о семье, о дружбе, о готовности прийти на помощь ближним и дальним. И конечно, это всегда потайная дверь в мир фантазий, без которых анимации попросту не бывает.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА