Создание кинокартины — комплексный и коллективный процесс, порождающий различные виды прав у его участников. Ответственность за организацию съемочного процесса ложится на продюсера, который обязан предусмотреть все возможные варианты развития событий на площадке. Но как ему сохранить за собой максимальный пул прав на кинокартину? О правовых аспектах кинопроизводства, шоураннерах и способах защиты интеллектуальных прав рассказал преподаватель Digital IP и Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Георгий Контридзе.
— Процесс кинопроизводства начинается с замысла, со сценария. С какими трудностями сталкивается продюсер в поисках перспективного сюжета? На основе каких договоров он выстраивает отношения с автором или авторами сценария?
— Гражданское законодательство разрешает продюсеру заключать договоры практически на любых выгодных для него условиях, поскольку он выступает главным организатором создания аудиовизуального произведения, сложного объекта интеллектуальных прав. На стадии создания в киноиндустрии заключаются договоры авторского заказа, сразу содержащие элементы договора об отчуждении исключительных прав либо лицензионного соглашения. При этом личные неимущественные права остаются за авторами. Любые манипуляции с этими правами запрещены законодательством.
— Наверняка большинство создателей произведений, включенных в состав фильма, будь то текст, музыка, визуальный ряд, хотят оставить за собой часть принадлежащих им авторских прав. На что они могут претендовать и насколько конфликтна эта ситуация?
— Чаще всего конфликты возникают между режиссером и сценаристом. Первый снимает картину, второй пишет сценарий к ней, и вполне вероятно, что режиссер увидит сцену совершенно иначе. Для того чтобы избежать разногласий, все нюансы прописываются в договоре. Например, в соглашении может быть указано, что сценарист вправе в процессе съемок изменять сценарий, дополнять его либо же соглашаться с правками режиссера. Продюсеру важно, чтобы все авторы ладили друг с другом, поэтому за рубежом, например, чаще всего обращаются к шоураннерам — режиссеру и сценаристу в одном лице. В России таких универсальных людей немного, но практика подобная есть. В конечном итоге, кто бы из авторов кинокартины с кем ни конфликтовал, комфортнее для всего процесса, как показывает опыт, чтобы все права были переданы продюсеру или же киностудии.
— На каких основаниях артисты обычно принимают участие в съемках? Ведь в зависимости от юрисдикции правовой статус актеров может отличаться.
— С актерами сотрудничают на любых законных основаниях, за исключением, пожалуй, оформления постоянных трудовых отношений. Может быть, еще в Советском Союзе это было актуально, но сегодня со стороны киностудии держать на зарплате даже одного актера — это большая ответственность. В основном с артистами заключают договоры гражданско-правового характера, однако и сами актеры могут определить условия сотрудничества. Например, Киану Ривз на съемках культовой франшизы «Матрица» работал за роялти с фильма. И, надо полагать, не прогадал, поскольку уже первая кинокартина из трилогии собрала 463 млн долларов кассовых сборов.
— И все же какие болевые точки есть у продюсерского цикла, какие часто возникают у других соучастников процесса на разных этапах создания и дистрибуции фильма?
— Проблем не возникает, если они работают в одной команде, нормально между собой общаются и все договоренности фиксируют на бумаге, а именно условия передачи прав и все возможные исходы. Проблемы возникают в том случае, когда договора и вовсе нет либо в соглашении не предусматривается правильная передача исключительных прав.
— Какие способы защиты прав актуальны? Существует ли возможность превентивно защитить свои права?
— Если мы говорим о защите, то, на мой взгляд, в первую очередь нужно обращаться к современным цифровым сервисам. Точкой входа в мир платформ для правообладателей и пользователей творческих продуктов может, например, стать репозиторий креативных объектов n’RIS. Это сервис по депонированию, который позволяет зафиксировать авторство и дату создания произведения. Главное отличие n’RIS от других инструментов депонирования — интеграция сервиса с общественно-сетевой инфраструктурой РЦИС.РФ, построенной на блокчейне. Вы не просто размещаете ваш объект в защищенной ячейке, вы записываете сведения об объекте и его правообладателе в распределенном реестре и получаете цифровой сертификат, который служит доказательством авторства для российских судов. Кроме того, кинопродюсеры могут воспользоваться системой «Антипиратство» — инструментом на основе нейросетей, который ищет контент или его элементы в сети Интернет, фиксирует нарушение и в автоматическом режиме рассылает администраторам пиратских сайтов досудебные претензии. Для монетизации своего творчества существует биржа интеллектуальной собственности IPEX — онлайн-платформа для покупки и продажи прав на музыку, изображения, видео, тексты и другие виды контента для создания креативного продукта.
— Какие аспекты интеллектуального права волнуют сегодня студентов-кинематографистов в Академии Михалкова? Какие вопросы от них Вы чаще всего слышите?
— Самый распространенный вопрос — как очищать права. Это связано с тем, что в состав аудиовизуального произведения входит множество других объектов, охраняемых интеллектуальным правом. И кинематографистов интересует, как правомерно использовать то или иное произведение. При этом право интеллектуальной собственности соприкасается также и с другими областями права. Допустим, на картину из Третьяковской галереи, которая была представлена, опубликована ранее 1900 года. Вроде бы срок авторских прав уже истек, потому что автор умер более 70 лет назад, и произведение можно использовать свободно, соблюдая личные неимущественные права, то есть указывать авторство в титрах и прочее. Но не тут-то было. В дело вступает музейное право. Даже если срок авторского права закончился, продюсер должен обратиться к музею и согласовать с ним все условия. На курсах также обсуждаем со студентами вопросы оформления прав. Какие договоры можно использовать с артистами, какие со сценаристами, режиссерами, композиторами и художниками-аниматорами.
Автор: Мария ГУСЕВА