30 марта на платформах Wink и «Кинопоиск» стартовал новый сериал Федора Бондарчука «Актрисы». Накануне проект получил приз как самый оригинальный сериал Второго Фестиваля контента стриминговых платформ ORIGINAL+. IPQuorum пообщался с программным директором смотра Сусанной Альпериной и попросил ее рассказать о том, будут ли платформы и дальше вкладывать средства в оригинальный контент, как изменится роль продюсера при производстве, а также о том, почему каждая платформа должна иметь собственное лицо.
— Насколько успешно прошел Второй Фестиваль контента стриминговых платформ ORIGINAL+, и каковы его главные итоги?
— Фестиваль оказался гораздо успешнее, чем мы предполагали. Первый смотр состоялся в июле прошлого года и прошел в камерной деловой атмосфере. Тем не менее из семи сериалов, которые мы тогда отобрали, пять вышли к зрителю и собрали довольно приличную аудиторию. В 2022 году победил сериал «1703», это был не эксклюзивный показ, перед этим его демонстрировали на ММКФ в программе «Первая серия». И если там он прошел достаточно незаметно, то после нашего фестиваля о нем заговорили. Такова миссия фестиваля — создать судьбу проекта, сделать все возможное, чтобы о нем узнало как можно больше людей. При этом ORIGINAL+ проходит в «деловом порядке». То есть у нас нет никаких красных дорожек и демонстрации нарядов. Смотрят фильмы и сериалы исключительно представители индустрии и дают свою экспертную оценку. Если говорить про этот год, то у нас был зал на двести мест. И за пару дней до начала мы увидели, что мест практически не осталось, а регистрация продолжает набирать обороты. Причем регистрируются даже те представители индустрии, которых обычно не так просто заманить на какое-либо мероприятие. Был момент, когда у нас появилась мысль закрыть регистрацию, но генеральный директор CSTB Ирина Недумова сказала: «Пусть все приходят». В итоге на некоторых показах люди стояли в проходах, сидели на подоконниках. Мы получили очень широкое освещение в медиапространстве. Все это говорит о востребованности как фестиваля, так и оригинальных проектов платформ. Нам удалось собрать в одном месте ведущих игроков индустрии. И конечно, все девять проектов — «Актрисы», «Операция “Неман”» (Wink), «Жить жизнь» (START), «Царская прививка» («Смотрим»), «На дне» (Premier), «В парке Чаир» («Кино1ТВ»), «Плейлист волонтера» (Окко), «Дело о пропавшей деревне» (Иви), «Бэби-тур» (Kion) — были очень хорошо представлены и «подсвечены» в медиамире. Плюс у нас было два круглых стола — «Зарубежный контент на российском рынке стриминговых платформ. Что выбирает зритель?», посвященный турецким, корейским, арабским, китайским, индийским проектам, к которым публика только начинает привыкать, и «Как снять успешный сериал? Секреты творческой кухни». Очень много говорили о тенденциях и в развитии индустрии.
Фото: пресс-служба МИДЭКСПО
— Вы сказали о новом зарубежном контенте. Какая страна, чей менталитет, на ваш взгляд, ближе нашему зрителю?
— Пока сложно говорить о фаворитах, мы еще только присматриваемся к новым партнерам. Например, по итогам прошлого года хорошие цифры показали турецкий сериал «Постучись в мою дверь» и индийский фильм «RRR: Рядом ревёт революция». Но Россия — это очень большой зрительский рынок. Так что места хватит всем — и Турции, и Индии, и Корее, и Китаю, и Израилю. Не думаю, что какая-то страна выбьется вперед, так как каждая интересна по-своему. Я давно работаю на международных рынках и вижу, каким спросом пользуется и турецкий контент, и корейский, который, кстати, во многом превосходит голливудский. Просто до поры до времени нашему зрителю он был незнаком. Если говорить о западных странах, то, как мне кажется, им не стоило идти на поводу у политических веяний. Все же понимают, что контент сегодня формирует мировосприятие. Хотя для России это хорошо. У страны появился шанс воспитать новое поколение без широкого влияния так называемого большого Голливуда.
Фото: пресс-служба МИДЭКСПО
— Прокомментируйте результаты нынешнего смотра ORIGINAL+. Чем вы объясняете, что самым ожидаемым проектом стала комедия «Дело о пропавшей деревне», а приз за «Оригинальный сериал» достался «Актрисам»?
— «Актрисы» получили главный приз. Сразу видно, насколько проект профессионально сделан. Идея принадлежит Валерию Тодоровскому, сценарий написала Паулина Андреева, режиссер — Федор Бондарчук, он получил приз за оригинальную режиссерскую работу. В сериале звездный состав артистов: Светлана Ходченкова, Алексей Гуськов, Игорь Золотовицкий, Алексей Макаров, Лолита Милявская и другие. У нас на фестивале «Актрис» представили продюсер Сергей Бондарчук и шоураннер Алексей Киселев, которые возглавляют студию «Видеопрокат». Перед началом показа они гордо сказали, что им не стыдно за то, что они сделали. Как видите, большое жюри с ними согласилось. Надо сказать, что у них все сериалы очень стильные и интересные — и «Псих», и Happy End, и, наверное, «Балет», который только что закончили снимать.
В этом году у нас на фестивале первый раз работало жюри СМИ. Они отдали награду «Плейлисту волонтера». Сериал — рекордсмен по количеству наград: он получил приз от Гильдии кастинг-директоров России за подбор оригинального актерского ансамбля, приз за оригинальную музыку, а Иван Янковский был назван лучшим исполнителем главной роли. Видно, что сериал попал в нерв дня. Тема волонтерства очень популярна.
А вот то, что «Дело о пропавшей деревне» стало самым ожидаемым проектом, оказалось для меня большой неожиданностью. Он невероятно понравился публике. На показе был полный зал. Даже технические сотрудники смотрели с удовольствием. Благодаря нам у него сразу появился «рейтинг ожидания», пошел невероятный «сарафан». Один из секретов успеха, как мне кажется, что за проектом стоит студия Сергея Светлакова, а они очень тонко чувствуют зрителя.
При этом даже те проекты, которые не получили наград, нельзя назвать менее интересными, каждый что-то из себя представляет. Например, «Жить жизнь», я уверена, найдет своего зрителя. Там очень хороший режиссер Артем Аксененко, известный по сериалу «Медиатор», Дарья Мороз не только сыграла главную роль, но и работает как шоураннер. Наша команда будет следить за всеми конкурсантами, поддерживать, радоваться их успехам.
— Специального приза от «Российской газеты» удостоился военный детектив «Операция “Неман”».
— Это экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины». Меня очень увлек этот проект. По стилистике он немного напоминает «Место встречи изменить нельзя». Там потрясающая игра Александра Яценко, Алексея Макарова, Сергея Маковецкого и других.
— В номинации «Оригинальный сценарий» победил «Бэби-тур», сценарий для которого написал Василий Сигарев. Существует ли сегодня кадровый голод в области сценарного дела?
— Да, такая проблема существует. Неслучайно в этом году запустили сразу две государственные программы подготовки кинодраматургов — «Метод», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и «Автор» — инициатива «Фонда кино». На «Методе» собралось много интересных авторов из регионов — так их проекты тут же «расхватали» ведущие студии.
Если говорить о Сигареве, то каждый его проект ждут с нетерпением. Например, в «Бэби-туре» и сама история очень хорошо проработана, и зафиксирован исторический момент, и диалоги смешные. Продюсер Игорь Мишин, когда вышел представлять сериал, сразу же сделал акцент на сценарии, так как это реальный козырь проекта. Потому что всем известно, что ходит определенный набор тем, а тут сериал со своим оригинальным, запоминающимся лицом.
— Раз мы заговорили о проблемах, то с какими сложностями сталкиваются стриминговые сервисы?
— Одна из главных проблем — то, что наши зрители тяжело приучаются платить за контент. Люди опять начали смотреть в сторону пиратов, у которых, как вы понимаете, нет никаких проблем с отзывом лицензий, так как они их никогда и не получали. Так что борьба с пиратством — серьезный вызов для платформ. Тем не менее на фоне кинотеатров стриминги чувствуют себя вполне неплохо. За прошлый год ими было создано 89 оригинальных проектов. Надеюсь, что в этом году цифры будут еще выше. Но важно, чтобы помимо количества росло и качество, так как сегодня нередки случаи, когда ради быстрой прибыли проекты делаются, что называется, «на коленке». Пример приводить не буду, все и так понимают, где схалтурили. Не стоит недооценивать зрителя.
Чтобы делать по-настоящему хорошие проекты, стриминги кооперируются либо между собой — мы это видим на примере «Актрис» (Wink и «Кинопоиск»), либо с телеканалами — как в случае с «Операцией “Неман», где партнерами Wink стали сразу два телеканала — «РЕН ТВ» и «Звезда». Кстати, именно они взяли приз за самую оригинальную коллаборацию. Еще пример — это стриминговые сервисы «Смотрим» и «Кино1ТВ», которые работают в тесной связке с телеканалами — соответственно с «Россией 1» и с Первым каналом. Это всегда другие деньги и другие масштабы. Соответственно, эти проекты, «Царская прививка», «В парке Чаир», и сделаны значительно дороже, и получат большую аудиторию.
— В нынешней экономической ситуации не сократят ли стриминги вложения в оригинальный контент, заменив качество количеством?
— Как я вам и сказала, я этого опасаюсь, но надеюсь на лучшее.
— Вы сказали о коллаборации стримингов. Однако существует мнение, что количество платформ в скором времени сократится. Согласны ли вы с таким прогнозом?
— После того как мы сделали Первый фестиваль стриминговых платформ ORIGINAL+, у меня были подобные опасения. Именно поэтому вложила в концепцию не онлайн-кинотеатры, а стриминговые сервисы. Но за год реально объединились только Wink и more.TV, хотя у more по-прежнему остались оригинальные проекты. По одному из них мы даже вели переговоры — чтобы включить в программу фестиваля, но они не успели его доделать.