Кино и театр
04 апреля 2023
Поделиться

 Оригинальная история: «Актрисы», «Плейлист волонтера» и «Дело о пропавшей деревне»

 Оригинальная история: «Актрисы», «Плейлист волонтера» и «Дело о пропавшей деревне»

Фото: пресс-служба МИДЭКСПО

30 марта на платформах Wink и «Кинопоиск» стартовал новый сериал Федора Бондарчука «Актрисы». Накануне проект получил приз как самый оригинальный сериал Второго Фестиваля контента стриминговых платформ ORIGINAL+. IPQuorum пообщался с программным директором смотра Сусанной Альпериной и попросил ее рассказать о том, будут ли платформы и дальше вкладывать средства в оригинальный контент, как изменится роль продюсера при производстве, а также о том, почему каждая платформа должна иметь собственное лицо. 

— Насколько успешно прошел Второй Фестиваль контента стриминговых платформ ORIGINAL+, и каковы его главные итоги? 

— Фестиваль оказался гораздо успешнее, чем мы предполагали. Первый смотр состоялся в июле прошлого года и прошел в камерной деловой атмосфере. Тем не менее из семи сериалов, которые мы тогда отобрали, пять вышли к зрителю и собрали довольно приличную аудиторию. В 2022 году победил сериал «1703», это был не эксклюзивный показ, перед этим его демонстрировали на ММКФ в программе «Первая серия». И если там он прошел достаточно незаметно, то после нашего фестиваля о нем заговорили. Такова миссия фестиваля — создать судьбу проекта, сделать все возможное, чтобы о нем узнало как можно больше людей. При этом ORIGINAL+ проходит в «деловом порядке». То есть у нас нет никаких красных дорожек и демонстрации нарядов. Смотрят фильмы и сериалы исключительно представители индустрии и дают свою экспертную оценку. Если говорить про этот год, то у нас был зал на двести мест. И за пару дней до начала мы увидели, что мест практически не осталось, а регистрация продолжает набирать обороты. Причем регистрируются даже те представители индустрии, которых обычно не так просто заманить на какое-либо мероприятие. Был момент, когда у нас появилась мысль закрыть регистрацию, но генеральный директор CSTB Ирина Недумова сказала: «Пусть все приходят». В итоге на некоторых показах люди стояли в проходах, сидели на подоконниках. Мы получили очень широкое освещение в медиапространстве. Все это говорит о востребованности как фестиваля, так и оригинальных проектов платформ. Нам удалось собрать в одном месте ведущих игроков индустрии. И конечно, все девять проектов — «Актрисы», «Операция “Неман”» (Wink), «Жить жизнь» (START), «Царская прививка» («Смотрим»), «На дне» (Premier), «В парке Чаир» («Кино1ТВ»), «Плейлист волонтера» (Окко), «Дело о пропавшей деревне» (Иви), «Бэби-тур» (Kion) — были очень хорошо представлены и «подсвечены» в медиамире. Плюс у нас было два круглых стола — «Зарубежный контент на российском рынке стриминговых платформ. Что выбирает зритель?», посвященный турецким, корейским, арабским, китайским, индийским проектам, к которым публика только начинает привыкать, и «Как снять успешный сериал? Секреты творческой кухни». Очень много говорили о тенденциях и в развитии индустрии.

Фото: пресс-служба МИДЭКСПО

— Вы сказали о новом зарубежном контенте. Какая страна, чей менталитет, на ваш взгляд, ближе нашему зрителю?

 — Пока сложно говорить о фаворитах, мы еще только присматриваемся к новым партнерам. Например, по итогам прошлого года хорошие цифры показали турецкий сериал «Постучись в мою дверь» и индийский фильм «RRR: Рядом ревёт революция». Но Россия — это очень большой зрительский рынок. Так что места хватит всем — и Турции, и Индии, и Корее, и Китаю, и Израилю. Не думаю, что какая-то страна выбьется вперед, так как каждая интересна по-своему. Я давно работаю на международных рынках и вижу, каким спросом пользуется и турецкий контент, и корейский, который, кстати, во многом превосходит голливудский. Просто до поры до времени нашему зрителю он был незнаком. Если говорить о западных странах, то, как мне кажется, им не стоило идти на поводу у политических веяний. Все же понимают, что контент сегодня формирует мировосприятие. Хотя для России это хорошо. У страны появился шанс воспитать новое поколение без широкого влияния так называемого большого Голливуда.

Фото: пресс-служба МИДЭКСПО

 — Прокомментируйте результаты нынешнего смотра ORIGINAL+. Чем вы объясняете, что самым ожидаемым проектом стала комедия «Дело о пропавшей деревне», а приз за «Оригинальный сериал» достался «Актрисам»?

 — «Актрисы» получили главный приз. Сразу видно, насколько проект профессионально сделан. Идея принадлежит Валерию Тодоровскому, сценарий написала Паулина Андреева, режиссер — Федор Бондарчук, он получил приз за оригинальную режиссерскую работу. В сериале звездный состав артистов: Светлана Ходченкова, Алексей Гуськов, Игорь Золотовицкий, Алексей Макаров, Лолита Милявская и другие. У нас на фестивале «Актрис» представили продюсер Сергей Бондарчук и шоураннер Алексей Киселев, которые возглавляют студию «Видеопрокат». Перед началом показа они гордо сказали, что им не стыдно за то, что они сделали. Как видите, большое жюри с ними согласилось. Надо сказать, что у них все сериалы очень стильные и интересные — и «Псих», и Happy Endи, наверное, «Балет», который только что закончили снимать.

В этом году у нас на фестивале первый раз работало жюри СМИ. Они отдали награду «Плейлисту волонтера». Сериал — рекордсмен по количеству наград: он получил приз от Гильдии кастинг-директоров России за подбор оригинального актерского ансамбля, приз за оригинальную музыку, а Иван Янковский был назван лучшим исполнителем главной роли. Видно, что сериал попал в нерв дня. Тема волонтерства очень популярна. 

А вот то, что «Дело о пропавшей деревне» стало самым ожидаемым проектом, оказалось для меня большой неожиданностью. Он невероятно понравился публике. На показе был полный зал. Даже технические сотрудники смотрели с удовольствием. Благодаря нам у него сразу появился «рейтинг ожидания», пошел невероятный «сарафан». Один из секретов успеха, как мне кажется, что за проектом стоит студия Сергея Светлакова, а они очень тонко чувствуют зрителя. 

При этом даже те проекты, которые не получили наград, нельзя назвать менее интересными, каждый что-то из себя представляет. Например, «Жить жизнь», я уверена, найдет своего зрителя. Там очень хороший режиссер Артем Аксененко, известный по сериалу «Медиатор», Дарья Мороз не только сыграла главную роль, но и работает как шоураннер. Наша команда будет следить за всеми конкурсантами, поддерживать, радоваться их успехам. 

 — Специального приза от «Российской газеты» удостоился военный детектив «Операция “Неман”».

 — Это экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины». Меня очень увлек этот проект. По стилистике он немного напоминает «Место встречи изменить нельзя». Там потрясающая игра Александра Яценко, Алексея Макарова, Сергея Маковецкого и других. 

 — В номинации «Оригинальный сценарий» победил «Бэби-тур», сценарий для которого написал Василий Сигарев. Существует ли сегодня кадровый голод в области сценарного дела? 

— Да, такая проблема существует. Неслучайно в этом году запустили сразу две государственные программы подготовки кинодраматургов — «Метод», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и «Автор» — инициатива «Фонда кино». На «Методе» собралось много интересных авторов из регионов — так их проекты тут же «расхватали» ведущие студии.

Если говорить о Сигареве, то каждый его проект ждут с нетерпением. Например, в «Бэби-туре» и сама история очень хорошо проработана, и зафиксирован исторический момент, и диалоги смешные. Продюсер Игорь Мишин, когда вышел представлять сериал, сразу же сделал акцент на сценарии, так как это реальный козырь проекта. Потому что всем известно, что ходит определенный набор тем, а тут сериал со своим оригинальным, запоминающимся лицом. 

 — Раз мы заговорили о проблемах, то с какими сложностями сталкиваются стриминговые сервисы?

 — Одна из главных проблем — то, что наши зрители тяжело приучаются платить за контент. Люди опять начали смотреть в сторону пиратов, у которых, как вы понимаете, нет никаких проблем с отзывом лицензий, так как они их никогда и не получали. Так что борьба с пиратством — серьезный вызов для платформ. Тем не менее на фоне кинотеатров стриминги чувствуют себя вполне неплохо. За прошлый год ими было создано 89 оригинальных проектов. Надеюсь, что в этом году цифры будут еще выше. Но важно, чтобы помимо количества росло и качество, так как сегодня нередки случаи, когда ради быстрой прибыли проекты делаются, что называется, «на коленке». Пример приводить не буду, все и так понимают, где схалтурили. Не стоит недооценивать зрителя.

Чтобы делать по-настоящему хорошие проекты, стриминги кооперируются либо между собой — мы это видим на примере «Актрис» (Wink и «Кинопоиск»), либо с телеканалами — как в случае с «Операцией “Неман», где партнерами Wink стали сразу два телеканала — «РЕН ТВ» и «Звезда». Кстати, именно они взяли приз за самую оригинальную коллаборацию. Еще пример — это стриминговые сервисы «Смотрим» и «Кино1ТВ», которые работают в тесной связке с телеканалами — соответственно с «Россией 1» и с Первым каналом. Это всегда другие деньги и другие масштабы. Соответственно, эти проекты, «Царская прививка»«В парке Чаир», и сделаны значительно дороже, и получат большую аудиторию. 

 — В нынешней экономической ситуации не сократят ли стриминги вложения в оригинальный контент, заменив качество количеством?

 — Как я вам и сказала, я этого опасаюсь, но надеюсь на лучшее.

 — Вы сказали о коллаборации стримингов. Однако существует мнение, что количество платформ в скором времени сократится. Согласны ли вы с таким прогнозом?

 — После того как мы сделали Первый фестиваль стриминговых платформ ORIGINAL+, у меня были подобные опасения. Именно поэтому вложила в концепцию не онлайн-кинотеатры, а стриминговые сервисы. Но за год реально объединились только Wink и more.TV, хотя у more по-прежнему остались оригинальные проекты. По одному из них мы даже вели переговоры — чтобы включить в программу фестиваля, но они не успели его доделать.

Фото: пресс-служба МИДЭКСПО

 — Должна ли стриминговая платформа иметь собственное лицо? Что для этого нужно и как, на ваш взгляд, грамотно формировать портфель оригинального контента?

 — Проблема есть. Да, на разных стримингах часто появляются одни и те же артисты. К сожалению, в киноиндустрии в принципе не так много свежих лиц появляется. Но при этом каждая платформа отличается и имеет свое лицо. Я могу легко рассказать, чем отличается, например, Kion от START, а START — от more.TV. У всех своя направленность и своя аудитория. Например, «Кинопоиск» — это всегда крупные проекты с масштабной подачей, как, например, «Король и Шут» или «Майор Гром». У них много исторических и фэнтезийных проектов, например «Фандорин. Азазель». При этом они не боятся экспериментов и острых тем («Последний министр»). Kion — это в некотором смысле народный стриминг, который берет популярные темы, но рассматривает их с необычной стороны («Обоюдное согласие», «Клиника счастья»). Они экспериментируют с форматами. «Иви» как старейший кинотеатр долго приглядывался к «ориджиналс». Их проекты отличает фундаментальность и основательность. START делает упор, с одной стороны, на гламур («Содержанки», «Жить жизнь»), с другой — на авторский подход («Алиса не может ждать»). Но это если говорить коротко. Они как люди. Если визуализировать, то, например, Kion могу себе представить как парня в кепке с сигаретой, который очень быстро реагирует на перемены, START — томная девушка в вечернем платье, а «Иви» — серьезный мужчина в дорогом костюме.

 — Глава ПФКИ Роман Карманов сказал мне в интервью, что будущее за продюсерами, так как они понимают, в какой точке собрать ресурсы, чтобы получить результат. Согласны ли вы с этим и как вы оцениваете роль продюсеров в развитии стриминговых платформ?

 — Есть мнение футурологов, что продюсеры могут стать лишним звеном. Творец сам создает контент, заливает в сеть, а зрители самостоятельно находят. И в этой схеме нет места ни продюсерам, ни дистрибьюторам. Станет ли это возможным, надо посмотреть.

Но пока продюсеры важны как организаторы и как пиарщики. Они подчас продвигают свой контент лучше всей своей PR-службы.

И обратите внимание: у наших оригинальных проектов среди продюсеров представитель сервиса, представитель компании, которая снимает, и еще пару человек из числа создателей. У них у всех огромный продюсерский пул. Над проектом трудится целая команда. 

Но и, опять же, нельзя списывать со счетов «фактор талантов»: у каждого есть список продюсеров, режиссеров, сценаристов, артистов, чье участие в проекте гарантирует интерес. Есть имена, которые являются двигателями проекта, на них «покупают» аудиторию. 

Фото: пресс-служба МИДЭКСПО

— На ORIGINAL+ есть номинация «Самый оригинальный эксперимент с контентом». Что под этим подразумевается?

 — Это напрямую связано с темой креативных индустрий. Производство мерча в данном случае — это только начало. Например, когда фильм якутских режиссеров «Выход» стал номинантом кинопремии «Оскар», то выпустили футболки с моржами — главными героями картины. Или «Иви» совместно с брендом Volchok представил к старту сериала «13 клиническая» специальную коллекцию одежды. Но бывают и более интересные эксперименты. Так, продюсеры «Ресторана по понятиям», совместного проекта Premier и ТНТ, открыли одноименное заведение, где и меню, и интерьер ориентированы на сериал. Есть и культуртрегерские истории. В 2021 году, когда платформа «Смотрим» выпустила сериал «Седьмая симфония», канал «Россия 1» сразу же показал документальный фильм, посвященный созданию произведения Шостаковича. Затем трансляцию концерта, где была исполнена «Седьмая симфония», одновременно вели и канал, и платформа.

Только что параллельно с выходом на «Кинопоиске» сериала «Король и Шут» в Центре современного искусства «Винзавод» стартовала масштабная выставка, посвященная феномену панка и группе «КиШ». 

Это позволяет разным креативным индустриям интегрироваться друг в друга. Мы отобрали девять примеров подобных коллабораций и предложили жюри выбрать самую оригинальную. Победил проект «ЮЗЗЗ». После выхода сериала в Ростове-на-Дону открылась одноименная шаурмичная, где каждый из девяти вкусов шаурмы посвящен одному из главных героев одноименного сериала. Премию вручала программный директор «Российской креативной недели» Наталья Фукс. 

 

 

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше