30 и 31 октября на площадке Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Георгиевском переулке петербургский «Театральный проект 27» представил премьеру спектакля Ивана Пачина «Тоня Глиммердал». «Проект 27» можно назвать полноценным резидентом Нового Манежа, так как команда Наталии Сергеевской уже успела показать здесь две постановки — «Принц в корзине» Владислава Тутака и «Сочинение про Джобса» Ивана Пачина. О том, как появилась идея создать театр для подростков, с какими проблемами сталкивается независимый коллектив, и о мечте отреставрировать под креативный кластер Дворец культуры «Красный Выборжец» Наталия Сергеевская рассказала IPQuorum.
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
— «Арт-платформа» — объединенный ресурсный центр в структуре Департамента культуры города Москвы, призванный оказывать системную поддержку негосударственным инициативам в сфере театрального искусства. Как началось ваше сотрудничество?
— Одна из главных проблем негосударственных театров — найти место, где играть. Особенно это актуально в Москве, где цена аренды высокая. А существовать без постоянного помещения театру практически нереально. Мы это хорошо знаем по себе. В Петербурге у нас нет своей площадки, и мы вынуждены постоянно кочевать с места на место. Это очень неудобно. Вопрос о создании резиденции для независимых театров не раз поднимался и на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров, помощником руководителя которого я являюсь. Видимо, эта тема нашла отклик в Правительстве Москвы. Так родилась идея «Арт-платформы».
Мы приняли участие в открытом конкурсе «ТеатрONstage», который проводит «Арт-платформа», с проектом «Crossover» (будущий «Принц в корзине»). Это было в форме питчинга. Защищали идею спектакля, но конкурс не выиграли. Тогда нам сказали, что если мы найдем деньги на реализацию проекта, то нас пустят в «Арт-платформу». Мы подали на грант Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) на создание четырехпостановок (двух в Москве и двух в Петербурге), и так получились спектакли «Принц в корзине» (спектакль был также поддержан Российским фондом культуры) и «Тоня Глиммердал». «Тоню» специально для «Нового Манежа» поставил с актрисой Театра имени Вахтангова Евгенией Ивашовой режиссер спектакля про Стива Джобса Иван Пачин. В основе книга Марии Парр очень популярного издательства «Самокат». Посмотрим, как пойдет сценическая версия.
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
— Получается, «Новый Манеж» стал вашей постоянной площадкой в Москве?
— Да, у нас уже есть расписание как на декабрь, так и на начало следующего года. Хотелось бы, чтобы кардинально ничего не поменялось. Хотя в моей практике было очень дружественное сотрудничество и с Театром Вахтангова, и с Губернским театром, но найти окно в афише репертуарного театра — задача архисложная. Нам просто всегда везло. Надеюсь, что с «Арт-платформой» все сложится, что проект продолжит свое существование, так как это уникальная история, которая очень помогает независимым коллективам, как мы.
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
— Давайте теперь тогда про вас и поговорим. Как появилась мысль создать театр, ориентированный на подростков? Аудитория ведь далеко не самая лояльная.
— Да, а потому и самая неохваченная. Например, когда мы подавали заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив, то анализировали количество спектаклей для подростков в Москве и Санкт-Петербурге. На возраст от 9 до 16 лет приходится 7% всего театрального репертуара в профильных театрах (ТЮЗы и молодежные театры). (А только в Москве живет миллион подростков.) И это еще хороший показатель, потому что есть регионы, где нет ни одного даже детского спектакля, не то что подросткового. И это, на мой взгляд, совершенно неправильно. Ведь все мы знаем, что подростковый возраст — самый сложный в жизни человека. К сожалению, Россия входит в число лидеров по количеству подростковых самоубийств. Причин очень много. И говорить о них жизненно необходимо. Именно в этом мы видим свою социальную миссию, как бы пафосно это ни звучало.
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
— Хорошо. А что тогда, на ваш взгляд, современный театр для подростков? И действительно ли он им нужен?
— На самом деле каждой социальной группе нужен свой театр, где бы говорилось о том, что для нее сейчас важно, актуально. Мне нравится мысль нашего режиссера Юлии Каландаришвили. С подростками надо говорить точно так же, как со взрослыми, только на те темы, которые их интересуют. Одних школьных походов на классику явно не хватает. Да и воспринимают они их зачастую как очередной урок литературы. К современным молодым людям нужен иной подход. Когда мы решили делать спектакль про Джобса, то удивились, как мало у нас со сцены говорят о мире технологий, о тех, кто их создавал и создает, о том, как важно верить себе и идти за своей мечтой, не бояться ошибок, пробовать и создавать то, чем потом будут пользоваться миллионы людей.
Опять же, существует много современной литературы, здесь издательства продвинулись значительно глубже, чем театр. Нужны истории, которые их захватят. Нам сейчас очень важно не упустить эту аудиторию. Мы хотим показать им, что в театре тоже может быть кайфово, и что театр сам по себе — это невероятное удовольствие. Что он может быть модным, говорить с ними на одном языке, разделять их проблемы, чаяния, надежды, тревоги. Например, у нас есть спектакль-игра «Краш в сердце», посвященный первой влюбленности, тому, как выстраивать взаимоотношения, как не ранить себя и тех, кто рядом. При этом там нет никакой назидательности, это очень веселое мероприятие.