Кино и театр
20 сентября 2022
Поделиться

Антон Калинкин: «Веб-сериал — это отличная возможность для входа в киноиндустрию»

Антон Калинкин: «Веб-сериал — это отличная возможность для входа в киноиндустрию»

Фото предоставлено пресс-службой Realist Web Fest

Еще не так давно количество кинофестивалей в нашей стране росло чуть ли не в геометрической прогрессии: каждый областной город считал необходимым организовать свой собственный киносмотр или даже два. Сейчас ситуация изменилась, но яркие и значимые фестивали, влияющие на развитие индустрии, продолжают прогрессировать и не планируют сдавать позиций. Среди них проекты генерального продюсера Антона Калинкина: «Короче», специализирующийся на коротком метре (в этом году киносмотр отпраздновал десятилетний юбилей), и REALIST WEB FEST, цель которого — популяризация веб-сериалов. IPQuorum пообщался с Антоном Калинкиным о том, чем его фестивали отличаются от всех других, а также о ситуации, которая формируется сегодня на рынке онлайн-смотрения.

— Антон, REALIST WEB FEST стартовал в 2018-м. За это время веб-сериалы успели как-то измениться?

— Конечно. Четыре года назад, когда мы начинали продвигать этот формат, им занимались только студенты и непрофессиональные креаторы (то есть пользователи сети). А сейчас в веб-сериалах заинтересованы все без исключения онлайн-платформы. Таким образом, вебы из развлечения превратились в полноценную часть киноиндустрии.

— Есть версии, почему так произошло?

— Все просто. Онлайн-кинотеатры поняли, что короткие формы — это возможность постоянного диалога со своим пользователем. Большие премьеры, к сожалению, не могут проходить чаще, чем раз в месяц, а разговаривать с аудиторией стриминговые сервисы обязаны каждый день. Поэтому им нужен контент, дающий подписчикам ощущение, что им постоянно предлагается что-то новое. А так как короткий формат для этого идеален, то онлайн-кинотеатры начинают его заказывать — и в веб-сериалах появляются деньги, увеличиваются возможности для монетизации и т. д. Все это, разумеется, плюс.

С другой стороны, про пользовательский контент тоже забывать не надо. Я всегда говорил, что веб-сериал — это отличная возможность для первого, относительно дешевого входа в киноиндустрию. Однако из-за большого количества профессиональных «игроков» планка качества повышается, и молодым непрофессиональным креаторам становится гораздо сложнее пробиться. Хотя они, конечно, стараются. Мы же со своей стороны объясняем онлайн-кинотеатрам, что в формате веб-сериалов продукты нужны разные. К примеру, в них не обязательно должны сниматься дорогие звезды; гораздо важнее, чтобы сам проект был оригинальным.

— Но в чем конкретно преимущество таких малобюджетных проектов? Ведь зритель сейчас избалован и насмотрен…

— Во-первых, независимые производители иногда предлагают очень нестандартные вещи. Во-вторых, зритель сегодня заметно меняется: он воспитан на интернет-просмотрах, он хочет динамичного контента, короткого и эмоционального. А производить такой контент, к сожалению или к счастью, могут только креаторы, вышедшие из той же среды.

Если раньше зритель шел за контентом, искал, где, что и как посмотреть, то сегодня контент идет за зрителем. Контент не пытается воспитывать аудиторию на своих идеях, а прислушивается к ее потребностям. Поэтому иногда случается так, что веб-сериал какого-нибудь неизвестного автора, снятый за «полторы копейки», собирает в интернете в разы больше просмотров, чем дорогое кино со звездами. Почему? Да потому что пользовательский проект сделан на языке новой аудитории и базируется на ее смысловых запросах.

Другое преимущество веб-сериалов — их мобильность. Они могут оперативно реагировать на любую смысловую, событийную, трендовою часть жизни и быстро снять сериал о каком-либо недавнем событии, пока шлейф информации о нем еще жив.

— А почему вы решили расширить программу REALIST WEB FEST и брать в конкурсную программу не только веб-сериалы?

— Четыре года назад, когда мы задумали этот фестиваль, нашей миссией было познакомить индустрию с форматом веб-сериала. И на сегодняшний день мы считаем, что полностью выполнили эту задачу: о веб-сериалах знают не только продюсеры, но и обычные зрители. Теперь же мы хотим делать фестиваль аудиовизуального контента, хронометраж которого будет до 24 минут. Сейчас уже бессмысленно придумывать разные названия коротким жанрам, делить их, поэтому мы будем принимать все форматы: скринлайф, киносторис, веб-сериал, платформенные сериалы, минутные видео и т. д. Мы хотим, чтобы REALIST объединял всех производителей, независимо от того, как называется их формат. Пришло время объединения индустрии, а не разъединения за счет промотирования отдельных форматов.

— Антон, когда мы разговаривали год назад, Вы сказали, что современная молодежь не смотрит библиотеки, которыми так гордятся наши стриминговые сервисы…

— Я еще говорил, что 2022-й закончится крахом для многих онлайн-кинотеатров или чередой поглощений. Что сейчас и происходит. А что касается библиотек, то это груз для всех онлайн-сервисов: отряхнувшись после пандемической паузы в производстве, мы имеем сегодня по пять-шесть крупных премьер в месяц — и для молодого зрителя этого более чем достаточно. На какие-либо библиотеки ему уже банально времени не хватает.

Другой вопрос, что для совсем юной аудитории традиционный формат достаточно сложен. И если сейчас 15-16-17-летним предложить какой-то достойный веб-сериал, то смотрение этой аудиторией больших проектов сократится в разы. Потому что сегодняшний контентный голод ощущается не только в связи с уходом крупных международных проектов. Он связан еще и с нехваткой контента для совсем молодых людей. И это странно, потому что именно эта аудитория сейчас наиболее активна, у нее есть своя позиция, и у нее достаточно денег, чтобы заплатить за просмотр, что тоже немаловажно.

— REALIST WEB FEST — лишь один из ваших фестивалей. В конце августа прошел 10-й смотр короткометражных фильмов «Короче», а со следующего года вы начинаете сотрудничать с фестивалем сериалов «Пилот»…

— Наша фестивальная линейка, которую я выстраиваю, не связана исключительно с веб-сериалами. Наша цель в другом: мы хотим, чтобы путь молодого креатора был как можно плавнее. Будущий режиссер должен знать, что он может начать с создания пользовательского контента для веб-сериалов, перейти к сериалам более серьезным, потом снять свой первый короткий метр или дебютный фильм (как раз для этого со следующего года на «Короче» появится программа полнометражного дебютного кино), а уже оттуда попасть в производство больших сериалов и большого продукта. Это не значит, что все веб-сериалы обязаны превратиться в нечто большее. Это значит, что креативная молодежь должна видеть некие ступени вверх, которые она может пройти. Поэтому я хочу, чтобы режиссеры, попавшие к нам на REALIST, потом приезжали на «Короче», а через какое-то время — и на «Пилот». Для них этот путь, конечно, может занять несколько лет, но если лестницу не начать выстраивать прямо сейчас, то этого не произойдет никогда.

— Но тот же «Пилот» буквально кричит о том, что в нашем сериалостроении серьезный тематический голод: каждый второй сериал из конкурсной программы — это триллер про маньяков, каждый третий «женский» проект — комедия о девушке, которой нужно срочно найти мужа/парня/отца для будущего ребенка…

— Сегодня наша индустрия снимает только то, что работает. Она у нас не очень гибкая и не слишком инициативная. И продюсеры, которые занимаются онлайн-платформами, к сожалению, продюсируют продукт, а на платформы. А дальше так: если у кого-то сработал сериал про маньяков, значит, все остальные онлайн-кинотеатры должны снять сериал про маньяков. Пошел тренд на социальные драмеди — теперь все должны выпустить хотя бы одно социальное драмеди. И эта гонка друг за другом вызвана даже не отсутствием креатива, а тем, что бизнес-планы стриминговых сервисов абсолютно одинаковые. Плюс занимаются ими практически одни и те же люди, кочующие с платформы на платформу.

Конечно, в исходной точке «ноль» каждая платформа пыталась придумать свою собственную креативную историю, но сейчас, когда в течение трех лет продюсеры несколько раз поменялись и каждый принес свою ДНК, у онлайн-кинотеатров появился один общий путь — симбиоз размышлений всех их руководителей. Как следствие, все платформы сегодня борются за одного и того же зрителя. При этом никто не занимается молодой аудиторией, которую можно было бы систематизировать и сформировать для себя, никто не обращает внимания на семейную аудиторию… А что касается трендов, то они не меняются до тех пор, пока одна из платформ не пойдет на какой-то риск. К примеру, как только кто-то снимет сериал про благотворительность и тот вдруг окажется успешным, все тут же кинутся делать сериалы про благотворительность. Так что это проблема системы, а не отдельных проектов.

— Но сейчас онлайн-кинотеатрам действительно тяжело: из-за ухода с нашего рынка зарубежных мейджоров у них начались серьезные проблемы с контентом. Платформы сумеют справиться с этой ситуацией или их попросту станет в три раза меньше?

— Их и так станет в три раза меньше… И не из-за ухода голливудских студий, а из-за того, что все они идут тупиковой дорогой. Глупо думать, что человек будет смотреть восемь одинаковых картин в одном музее. Но именно это сейчас и происходит. Поэтому в скором времени может случиться так, что у нас останется три-четыре кинотеатра. А дальше как минимум два варианта развития событий. В первом случае оставшиеся платформы начнут расширять свои экосистемы за счет привлечения новой аудитории (к примеру, создавать отдельные направления для работы с подростками). Во втором — кинотеатры, наоборот, начнут штамповать стандартный продукт, который пользуется определенным спросом (ведь рынок уже поделен и выбора у зрителя нет), и никакого развития, никакого креатива не будет. И вот этот-то вариант приведет к катастрофе.

Другая моя теория связана с тем, что рано или поздно большие игроки начнут делать серьезные ставки на пользовательский контент, потому что именно в нем рождаются новые креаторы. Посмотрите, что происходит с музыкой: сегодня примерно 60% рэперов — это вчерашние пользователи. Они сами что-то написали, выложили в интернет и в итоге начали зарабатывать в разы больше, чем профессионалы.

В кино что-то похожее может случиться уже через два-три года, когда пользовательский контент начнет влиять на всю индустрию. Потому что, повторюсь, его авторы знают, что нужно новой аудитории, готовы экспериментировать, искать новые формы, формировать тренды и прочее. И тот онлайн-кинотеатр, который первым всерьез задумается о воронке возможностей для непрофессиональных креаторов, победит.

— Не так давно офлайн-кинотеатры обсуждали вопрос параллельного проката, при котором фильмы голливудских мейджоров попадают на экран без согласия производителей. В итоге от этой идеи решено было отказаться. А как Вам кажется, онлайн-версия параллельного проката возможна?

— Мне сложно судить, потому что интернет-пользователь или отдельно взятый кинотеатр, безусловно, выигрывают. Но если говорить про индустрию в целом, то параллельный прокат отбрасывает нас от мировой креативной интеграции на долгие годы назад. И тут надо взвесить, что для нас важнее.

Как бы то ни было, зритель в любом случае будет пиратить большие иностранные релизы, потому что закрыть доступ к какому-либо контенту попросту невозможно. Но если кто-то считает, что, посмотрев зарубежное качественное кино пиратским способом, мы сможем родить уникальный культурный код, то это слишком наивно. Наоборот, наша главная задача сейчас — не «заигрывать» с западными релизами, а сформировать принципиально новую индустрию и дать возможность экспериментировать молодым. Да, сначала будет много пены, будет много мусорного контента. Но через два-три года все выкристаллизуется, и мы получим новые имена. У нас сформируется новая волна российского кинематографа, который, как я надеюсь, наконец-то заговорит со зрителем на его языке.

— Антон, и по поводу нашего фестивального будущего. Большая часть экспертов уверена, что оно не самое радужное: со следующего года киносмотров станет существенно меньше…

— Для меня фестиваль — это в первую очередь сервис. Это площадка для производителей, которым мы даем возможность показать свой контент; это сервис для показчиков (ТВ-каналов, офлайн- и онлайн-кинотеатров), которым необходимо понимать, кто что производит; это сервис для журналистов, которые могут встретиться с представителями индустрии; и это сервис для жителей региона, получивших шанс посмотреть то, что другие увидят завтра или через год. Поэтому те фестивали, которыми занимается моя команда, — это большие индустриальные события, оказывающие влияние на кинопроцесс. И, кстати, они все про будущее: REALIST — про новые тренды, «Короче» — про молодых режиссеров, которых мы завтра увидим в большом кино. И я уверен, что все фестивали такого рода, скорее всего, пройдут через определенные трудности, но все равно будут востребованы и останутся на плаву. 

 

Беседовала Вера Аленушкина

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше