Наука и технологии
15 марта 2022
Поделиться

Человек в мире беспилотников или… наоборот?

В конце прошлого года появились сообщения, что в Москве запустят первое беспилотное такси. Неужели в ближайшем будущем не потребуется получать водительские права, мы перестанем мучиться в пробках и забудем об авариях? Когда и как беспилотный автомобиль изменит нашу жизнь?

Человек в мире беспилотников или… наоборот?

Иллюстрация: IPQuorum

«Яндекс» проводит испытание беспилотных автомобилей уже несколько лет, начиная с закрытых полигонов, а недавно экспериментальные такси вышли на улицы Москвы, американских (в данный момент тестирование в США прекращено) и израильских городов. Закупаются машины марок Hyundai Sonata, на них устанавливают специальное оборудование, а затем, в ходе тестовых поездок, обучают их единой системе управления.

Совсем скоро беспилотные автомобили должны запуститься в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк» — когда для них согласуют программу ЭПР (Экспериментального правового режима). Пока с инженером-испытателем, который контролирует поведение машины и в случае экстремальных ситуаций может подключиться к управлению. «Поймать» и воспользоваться беспилотником можно через приложение Яндекс Go.

Беспилотник — не беспризорник

Беспилотные автомобили, которые рассчитаны на автономное вождение, оснащены камерами и сенсорами LiDAR, которые контролируют пространство вокруг машины: распознают объекты на дороге в радиусе нескольких километров, способны отличать статичные объекты от движущихся и предсказывать их траекторию, «видеть» дорожную разметку, знаки и сигналы светофора. Беспилотник понимает свои габариты и способен самостоятельно припарковаться, вписаться в поворот и в общий транспортный поток.

Беспилотники не стоит путать с моделями, где есть режим автопилота: он рассчитан на обязательное присутствие водителя. Больше того, техника заставляет шофера бодрствовать. Так, в автомобилях Super Cruise от General Motors камеры в руле контролируют взгляд человека. Если он перестает следить за дорогой, система сначала оповещает, а затем отключает режим автопилота. А Tesla с автономным режимом и вовсе не будет работать, пока водитель не займет свое место и не возьмется за «баранку»: встроенные в руль и в кресло сенсоры ровно для этого.

К совершеннолетию от 0 +

Американское Общество автомобильных инженеров (SAE) выделяет пять уровней автоматизации.

К нулевому уровню относятся автомобили, в которых нет никаких автоматических функций, кроме системы уведомления о поломках или об уровне топлива, как, например, Ford Focus 2004 года. На следующем уровне у машины появляются автоматизированные функции круиз-контроля или помощи при парковке, что есть у Toyota Corolla 2018 года. На втором уровне появляется собственно режим автопилота, но водитель должен следить за дорогой и брать на себя управление в сложных ситуациях.

Третий и четвертый уровни предусматривают полную автономность. На третьей ступени беспилотник может ехать на автопилоте по хайвею или трассам, где нет сложных перекрестков и движение предсказуемо. Таким уровнем обладает автомобиль Tesla Model S.

И только четвертый уровень предполагает полностью автоматизированное управление. Хотя водителю все еще необходимо следить за дорогой: непосредственно из автомобиля или удаленно из офиса, сидя за компьютером.

Пятый уровень это беспилотный автомобиль, контроль за которым не требуется. Пока на российских дорогах можно встретить беспилотники четвертого уровня: они перевозят людей и грузы. Машины пятого уровня представлены только в виде концепт-каров или прототипов для испытаний на закрытых площадках.

Ольга Рудакова, пресс-секретарь беспилотных технологий «Яндекса : 

«Беспилотники 5-го уровня если и существуют, то для практического применения пока не очень подходят. Реальный мир слишком разнообразен и изменчив, поэтому всегда будут появляться какие-то препятствия и ограничения для эксплуатации автомобиля в полностью беспилотном режиме. Для запуска сервиса такси даже в крупном городе достаточно 4-го уровня. Он предполагает, что автомобиль может ездить полностью самостоятельно, но… только при определенных условиях, например при наличии высокоточной 3D-карты». 

Презентация беспилотного такси "Яндекс" в рамках форума "Открытые инновации - 2018". Бортовой компьютер в беспилотном такси "Яндекс" на территории инновационного центра "Сколково". ТАСС, Александр Рюмин

Сценарии для реалити и фэнтези 

Сейчас разработкой беспилотных автомобилей занимаются ведущие мировые автоконцерны Tesla, General Motors, Mazda, Ford, BMW, а также ИТ-корпорации, такие как Google, «Яндекс» или Сбер, которые разрабатывают собственные системы на базе ИИ для автономного вождения и обучают их.

Самый успешный современный сценарий использования автономных автомобилей — такси и курьерская доставка. Беспилотники для пассажирских перевозок помимо «Яндекса» есть у Lyft, Uber, Waymo (входит в холдинг Alphabet вместе с Google).

Большие перспективы у беспилотников в области грузоперевозок и сельского хозяйства. Подобные проекты уже есть в США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Бразилии и других странах. Фермерам можно сэкономить не только на водителях, но и на их обучении: транспорт движется по одному и тому же маршруту, а количество сложных сценариев в сотни раз меньше, чем на городских дорогах. Доставку грузов, в частности, уже осуществляет Waymo. Американская компания TuSimple выпустила сеть грузовиков с 4-м уровнем беспилотности. Автономные системы есть у крупнейшего производителя сельхозтехники John Deere, который в начале текущего года представил общественности беспилотный трактор.

Кто в доме конкуренты? 

В России разработкой беспилотников помимо «Яндекса» занимается SberAutoTech в рамках экосистемы Сбера. В частности, компания тестирует серийные беспилотники собственной разработки на базе Kia Ceed на дорогах Москвы с декабря 2020 года, а также создала электрокар ФЛИП — первый российский полностью автономный автомобиль. Внутри нет водительского места, в салоне помещается до шести человек, а управлять отдельными функциями можно в том числе при помощи голосового помощника и системы распознавания лиц. Помимо электричества ФЛИП способен работать на газе или водороде — меняется модуль батарей. Прототип предназначен для использования в качестве такси. 

Андрей Василевский, генеральный директор SberAutoTech: 

«ФЛИП — прототип полностью автономного электромобиля, который не содержит привычных “органов” управления — руля и педалей. Мы проводим испытания на закрытых территориях. Для того чтобы такие автомобили вышли на дороги, надо не только отработать технологию и дождаться изменений в законодательстве, но и предложить сценарии использования этого транспортного средства в городской среде». 

Первый день работы XXIV Петербургского международного экономического форума. Беспилотный электромобиль ФЛИП от «Сбера» (разработка SberAutoTech). РБК/ТАСС, Владислав Шатило

Помимо прочего, Сбер совместно с Cognitive Technologies создали компанию Cognitive Pilot с представительством в США. Предприятие разрабатывает беспилотные системы для сельхозтехники Cognitive Pilot Agro. Их можно устанавливать на комбайны для посева, полива и удобрения. Подразделение в США позволяет поставлять туда продукцию компании. До конца 2022 года Cognitive Technologies намерена наладить экспорт в Европу, Канаду, страны Южной Америки. 

На рынке российских производителей беспилотников недавно появился новый игрок — компания «КАМАЗ». В 2022 году «КАМАЗ» планирует запустить беспилотные грузовики «Континент» на трассе М-11 «Нева». В испытаниях примут участие четыре грузовых автомобиля, которые до конца года должны проехать не менее 20 000 км. Проект будет действовать в установленном законодательством РФ экспериментальном режиме по программе «Беспилотные логистические коридоры». Беспилотники в таком режиме могут ездить только по определенным территориям. В «КАМАЗ» считают, что использование автономных грузовых автомобилей снизит себестоимость грузоперевозок на 15%. 

И хочется, и колется

Производство беспилотных автомобилей уже неотвратимая реальность. Но власти считают, что полностью полагаться на беспилотники опасно. Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) Министерства транспорта США ставит под вопрос безопасность использования автомобилей Tesla в режиме автопилота. За последние два года регулятор получил сотни тысяч жалоб, где пассажиры указывают на внезапное ускорение автомобиля или торможение посреди дороги без видимых причин. И ключевым словом в заявлениях пострадавших и перепуганных водителей выступает «автопилот». Расследование показало, что виной всему стало «нетрадиционное разделение ответственности между ТС и водителем-человеком». Регулятор утверждает, что пассажиры всецело полагаются на автопилот и перестают контролировать машину, что приводит к авариям. Записи с камер в беспилотниках показали, что водители большую часть времени вообще не смотрят на дорогу и занимаются посторонними делами.

Компания Arthur D. Little в 2020 году провела опрос водителей из 13 стран, который показал резкое падение уровня доверия к автономным автомобилям с 64% в 2015 году до 53% в 2020-м. В России только 36% населения готовы пользоваться автопилотом: 61% пугает возможный технический сбой, а 30% переживают за безопасность персональных данных. 

Несмотря на всеобщий скептицизм, стоит отметить, что статистика аварий с участием беспилотников не идет в сравнение с количеством ДТП, которые произошли по вине человека. Однако каждую аварию с беспилотником активно обсуждают в СМИ и социальных сетях, из-за чего автономный автомобиль превращается в неуправляемого монстра.

В 2018 году в США под колесами беспилотника Uber оказалась велосипедистка. За рулем машины была оператор, но она отвлеклась и не заметила женщину, которая переезжала дорогу ночью в неположенном месте.

Также СМИ не обошли стороной аварию с электромобилем Tesla, который в 2021 году в американском штате Техас на большой скорости не вписался в поворот и врезался в дерево, в результате чего погибли двое пассажиров. Предположительно, водитель перевел машину в автономный режим и пересел на заднее сиденье, после чего и случилась авария.

Доверие к беспилотникам падает вместе с ростом киберпреступности. Чем умнее становятся хакеры, тем больше шансов оказаться в заложниках у собственного автомобиля. В прошлом году исследователям компьютерной безопастности Ральфу-Филиппу Вайнманну из Kunnamon и Бенедикту Шмотцле из Comsecuris удалось взломать беспилотник Tesla при помощи Wi-Fi-ключа и дрона. Взломщики полностью перевели на себя управление, что вызвало у автомобилистов еще больше сомнений в безопасности автономных машин. Специалисты рассказали о найденной уязвимости производителю, но настоящие хакеры-злоумышленники, конечно, своими планами не делятся.

Транспорт умного будущего

Физика уверяет нас, что все в мире стремится к хаосу. Но человек пришел к выводу, что без порядка, по крайней мере в транспорте, не обойтись. Спрос общества на безопасность неуклонно растет, что заставляет создавать единую инфраструктуру, где непредсказуемость сводится к минимуму.

Главная проблема, которую должны решить беспилотники, — это высокая смертность на дорогах. По данным ВОЗ, ежегодно гибнет 1,3 млн человек, а девять из десяти аварий происходят по вине человека. Минтранс РФ прогнозирует, что массовое внедрение беспилотников снизит смертность на дорогах на 8% к 2030 году. 

Презентация беспилотного такси "Яндекс" в рамках форума "Открытые инновации - 2018". Беспилотное такси "Яндекс" на территории инновационного центра "Сколково". ТАСС, Александр Рюмин

Примеры автономной инфраструктуры уже есть в разных городах мира. В австралийском Сиднее штата Новый Южный Уэльс действует аналитическая система SCATS, разработанная в 1970-х годах. SCATS — это «умные» светофоры, которые автоматически подстраиваются под трафик. Они позволили сократить автомобилистам время в пути на 20%, а количество вынужденных остановок из-за пробок — на 40%. Как следствие — потребление топлива уменьшилось на 12%, выброс выхлопных газов — на 7%.

В России тоже разрабатывают системы «умного» города и транспорта. McKinsey Global Institute в своем рейтинге «Умные города. Цифровые решения для будущего» упоминает Москву среди лидирующих в этой области городов мира. Сегодня в столице работают детекторы мониторинга дорожного потока, камеры видеонаблюдения, адаптивные светофоры и прочие элементы интеллектуальной транспортной системы, призванные сделать город комфортным и безопасным.

Андрей Василевский: 

«Сейчас многие города мира в принципе стимулируют пользователей к отказу от использования личного транспорта, по крайней мере в границах мегаполисов. Два важных фактора, которые привязывают нас к владению собственным автомобилем, — это его 100%-ная доступность и личное пространство. Но технологии уже позволяют решить эти проблемы: беспилотник может приехать за вами в любую точку в нужное время, а персонализация сделает его удобным для вас. 

Есть факторы, которые могут выступить в роли дополнительных импульсов. Например, создание цифровой дорожной инфраструктуры, в том числе V2X — взаимодействие автомобилей друг с другом и инфраструктурой, общие 3D-карты. Что касается законодательства, то нормативная база во всем мире постепенно подстраивается под новые реалии, и ее синхронизация с уровнем развития технологий неизбежна». 

 

Автор: Ася Зуйкова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также