Медиа
25 января 2022
7 минут
Поделиться

«Пятница!» обрела «Альтер-эго»

«Пятница!» обрела «Альтер-эго»

Иллюстрация: IPQuorum

Телеканал «Пятница!» получил эксклюзивное право на запуск в России американского шоу «Альтер-эго», где вместо людей на сцене выступают цифровые аватары. Разбираемся, как устроен формат» и какие у него перспективы в России.

Выступает аватар

По формату «Альтер-эго» напоминает классическое вокальное шоу, где известные певцы, композиторы и музыкальные продюсеры оценивают пение конкурсантов. Чаще всего в таких проектах принимают участие полупрофессиональные исполнители или самоучки. Принципиальное отличие нового формата в том, что на сцене вместо самих участников выступают их цифровые аватары.

Конкурсант сам выбирает внешний вид своего аватара. Выглядеть он может как угодно, независимо от реальной внешности участника. Однако аватар — всего лишь проекция, а не замена реального человека. Петь, танцевать, общаться с жюри конкурсанту предстоит самостоятельно, но из-за кулис.

На участника надеты специальные датчики, которые считывают движения, оцифровывают их и в реальном времени переносят на аватар.

Что касается голоса, то он транслируется в зал через специальные колонки.

Шоу отлично вписывается в общемировой курс на цифровизацию и отказ от гендерных и возрастных границ.

Впервые «Альтер-эго» было показано на американском телеканале Fox 22 сентября 2021 года. В жюри вошли Граймс, Аланис Мориссетт, Николас Лаше и will.i.am. Самому старшему из 20 конкурсантов было 60 лет, а самому младшему — 17. Победитель шоу, 28-летний житель Северной Каролины, получил приз в размере 100 000 долларов. Шоу выходило раз в неделю, а первый сезон насчитывал 11 эпизодов. Каждый выпуск посмотрело около 2 млн зрителей.

В России адаптацию «Альтер-эго» покажет телеканал «Пятница!», в конце ноября 2021 года заключивший договор о партнерстве с американской стороной. По словам гендиректора «Пятницы!» Николая Картозии, за право получить «Альтер-эго» боролись крупнейшие телеканалы и платформы, но Fox выбрал «Пятницу!».

Будет ли российская версия по технологии схожа с оригинальной, представитель телеканала «Пятница!» не ответил. Призовой фонд шоу также пока не раскрывается.

Какие у нас перспективы

В России вокальные конкурсы успели заслужить признание телезрителей: после успешной адаптации шоу «Голос» практически каждый отечественный телеканал пытался переосмыслить классический формат или закупал зарубежные аналоги. Только в 2021 году крупнейшие федеральные каналы — Первый, «Россия 1» и НТВ — выпустили шесть подобных проектов. Среди них наиболее популярными оказались «Маска» (НТВ) и «Голос.Дети» (Первый канал) — их посмотрело порядка 5,3% россиян, следует из данных аналитической компании Mediascope.

Наиболее близкое к «Альтер-эго» шоу на российском ТВ — «Маска», формат которого также придумал канал Fox. В «Маске» известные отечественные исполнители выступают в образах Зайца, Змеи, Ламы, Крокодила и т. д. Первый сезон, показанный в 2020 году, стал самым популярным развлекательным шоу на ТВ за четыре года.

Если российская адаптация «Альтер-эго» будет сделана качественно, можно ожидать, что рейтинг шоу превысит средние показатели канала «Пятница!» в 1,5-2 раза, — прогнозирует директор по связям с общественностью Media Direction Group (медийное агентство, которое специализируется в том числе на размещении рекламы на ТВ) Евгения Дубовская. По ее словам, MDG уже наблюдает высокий интерес спонсоров к шоу с аватарами.

«У такого технологичного проекта, как “Альтер-эго”, может быть очень высокий уровень просмотров в интернете. Поэтому есть шансы, что этот проект сможет охватить достаточно широкую аудиторию, включая молодой digital-сегмент, что труднодостижимо для ТВ», — добавляет эксперт.

«Альтер-эго» может привлечь и достаточно консервативную аудиторию российского ТВ, хотя и работает в новом формате, – предполагает Евгения Дубовская. Однако, по мнению эксперта, создатели могут столкнуться сразу с двумя рисками: первый — дорогое производство, из-за которого оправдать вложения будет сложнее; второй — шоу может оказаться наиболее популярно у интернет-аудитории, и тогда его трансляция на ТВ не будет иметь смысла.

Фельдшер в образе феи

Интерес к «Альтер-эго» вызывает не только использование продвинутых технологий, но и концепция шоу, где во главу угла поставлен талант человека, а не образ певца, — также обращает внимание Евгения Дубовская.

«Это шоу не только про технологии, это шоу с яркой социальной направленностью», — уверяет Николай Картозия. Свою позицию он объясняет тем, что множество людей, обладающих выдающимися вокальными данными, считают себя недостаточно привлекательными для сцены.

«“Альтер-эго” разрушает страхи и комплексы. Если ты, к примеру, 60-летний фельдшер из села, но прекрасно поешь, то можешь выйти на сцену в образе феи и показать музыкальный талант всей стране. В этом шоу оцениваются только вокальные способности, и мечты становятся реальностью», — говорит Картозия.

Член жюри американской версии шоу «Альтер-эго» певица Граймс уверена, что шоу устраняет проблемы гендерной идентичности, делая ее актом художественного выражения. Также, по ее словам, шоу ставит людей на порог новой реальности, где можно реализовать потенциал независимо от внешности, пола и возраста.

Какая именно компания займется созданием аватаров для канала «Пятница!», пока неизвестно. Проект находится в разработке.

Логичное решение

28 октября 2021 года основатель Facebook Марк Цукерберг заявил о переименовании компании в Meta. Эта смена имени стала драйвером рассуждений о так называемой метавселенной, напоминает Екатерина Дегай, директор Formika Lab (одно из направлений деятельности компании — AR-/VR-проекты). Это создало новую волну интереса к технологиям виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. 

«Метавселенная еще не имеет четкого описания и понятных границ, а потому ее так увлеченно обсуждают. Пока в котле из идей множество интерпретаций. Самая смелая — переход в web 3.0, где будут не нужны привычные экраны, а большая часть физических вещей будет заменена цифровыми. Отличный пример реального применения одной из идей метавселенной цифровая одежда и аватары. Можно носить одежду, которой не существует, выглядеть так, как тебе хочется. И мы видим, что постепенно в виде отдельных элементов это начинает появляться вокруг нас», — говорит Екатерина Дегай о предпосылках появления нового формата шоу.

«Что касается ТВ, то ему все сложнее оставаться в старых форматах, поэтому приходится искать новые. Метавселенная отражает тренд на интерактивную коммуникацию, а ТВ скорее призывает к пассивному наблюдению», — объясняет эксперт причину отрыва ТВ от стремительной цифровизации мира. Но на современной стадии развития технологий и в условиях, когда у людей еще нет личных AR-/VR-устройств, через телешоу с аватарами зрители смогут получить опыт погружения в новую реальность, предполагает Екатерина Дегай. 

«В американском шоу мы видим реальных людей, которые с помощью технологий захвата движений и face-трекинга предстают в шоу вокалистов перед жюри в образе аватаров. Сначала нам просто любопытно, какой у кого аватар, интересно узнать, как работают технологии. Но можно смотреть дальше и глубже — получается, что это шоу помогает увидеть, где проходит граница между реальным человеком и его аватаром, ведь в рамках шоу мы можем заглянуть и на сцену, и за сцену. Кроме того, каждый участник проходит через опыт существования в образе аватара, который для него не игра, а реальность», объясняет Екатерина Дегай. 

Если для США и Европы аватары, выступающие на сцене вместо людей, это прорыв и технология будущего, то страны Азии этим уже не удивить. В Японии с 2007 года существует виртуальная певица Мику Хацунэ, которая уже заслужила статус поп-идола в этой стране. 

Мику Хацунэ создала компания Crypton Future Media. Ее голос синтезирован в специальной программе Vocaloid, а благодаря объемной проекции на полупрозрачный экран она даже выступает на реальных концертах. На страницу Мику Хацунэ в Facebook подписано более 2,5 млн пользователей.

Главное отличие Мику от аватаров нового музыкального шоу — ее движения заранее запрограммированы, в то время как персонажи «Альтер-эго» повторяют движения живого человека в реальном времени. Похожую технологию используют «витуберы» — японские YouTube-блогеры, которые во время стримов и трансляций находятся в образе цифровых аватаров. Подписчики видят на экране не живого человека, а его персонажа, который повторяет действия реального блогера.

В сентября 2021 года стало известно, что японскую тенденцию с поющими аватарами взяла на вооружение знаменитая группа ABBA. Группа распалась в 1982 году, но спустя 40 лет решила воссоединиться и написать новый альбом. Преклонный возраст вокалистов стал помехой для выступления на сцене, поэтому группа прибегла к помощи цифровых технологий.

С мая 2022 года на концертах ABBA будут выступать «омоложенные» аватары реальных исполнителей. Их создала студия Industrial Light & Magic, которая записала движения и голоса артистов.

Приживется ли формат на российском ТВ, узнаем в самое ближайшее время. 

 

Автор: Елизавета Ефимович

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Медиа
10 октября 2024

«КиноРепортер» как летопись отечественного кино

Медиа
24 сентября 2024

Геннадий Авраменко: «Фотограф плохого не посоветует»

Медиа
01 февраля 2024

Много букв: как создается интересное издание

Медиа
18 сентября 2023

Наталья Баринова: «ТАСС — это в первую очередь уровень»

Медиа
24 августа 2023

Культура слова по наследству

Медиа
08 августа 2023

Все свои: открывая страну от села Вятское до Кольского полуострова

Медиа
03 ноября 2022

Светлана Воронова: «Шоу должно продолжаться — ивенты дают людям разрядку»

Медиа
13 октября 2022

Владимир Малыженков: «Со зрителем нужно разговаривать на его языке»

Медиа
07 октября 2022

Завершился первый этап проекта «Разработка системы интеллектуального мониторинга»

Медиа
12 апреля 2022

«Живые Мемории»: память, которая объединяет

Медиа
28 февраля 2022

Фильтруй поток: как вести стрим и не стрематься бана

Медиа
13 января 2022

Елена была прекрасная: заменят ли аватары журналистов?

Медиа
30 августа 2020

Конец цитаты

Медиа
07 августа 2020

Соцсеть «ВКонтакте» разрешила продажу сообществ

Медиа
03 августа 2020

На те же Telegramбли