Как заявила пресс-служба «ВКонтакте», сообщества в этой социальной сети теперь можно будет продавать и покупать. «Мы понимаем, что руководители вкладывают много сил в развитие групп и публичных страниц и хотят распоряжаться результатом труда так, как им это угодно», – отметили представители сети. При этом компания по-прежнему не будет выступать ни гарантом, ни стороной подобных сделок. Пользователи смогут продавать группы самостоятельно или пользуясь услугами сторонних юристов. Отмечается, что менять тематику групп запрещено.
Участники рынка видят в решении социальной сети позитивную тенденцию. «Продажа групп существовала и до этих изменений, будет существовать и после. Люди действительно вкладывают в группы труд и время, это коммерческий продукт, который приносит деньги, и, как и любой другой продукт, на определенном этапе создатель хочет его передать, отдать, продать», – сказал ipquorum.ru руководитель коммуникационного агентства Blacklight agency Максим Перлин.
Он подчеркнул, что покупка и продажа групп существовала всегда, но зачастую этот процесс выглядел довольно странно. «Я знаю, как это делали крупные компании, которые ведут соцсети. Продажа всегда выглядела немного смешно и, скажем так, утрированно, примерно как в 90-е. Садился продавец с открытым ноутбуком, рядом садился покупатель с деньгами, и как только группа переходила от одного владельца к другому, деньги передавались из рук в руки. А ведь группы всегда были привязаны к определенному номеру телефона, который зачастую дорог создателю. Ему приходилось отдавать его вместе с сим-картой. И надо понимать, что теоретически предыдущий владелец мог восстановить этот номер. В общем, это был тяжелый, муторный процесс, больше напоминающий покупку наркотиков в фильмах, чем покупку интеллектуальной собственности», – рассказывает Перлин.
Он выразил надежду, что со временем «ВКонтакте» или какой-либо другой игрок не только легализует сделки по продаже групп, но и создаст некий удобный сервис, который позволил бы избежать подобного криминального флера в ходе простых и понятных операций.
Согласно исследованию Baker McKenzie, выполненному специально для Ассоциации IPChain, учетные записи в социальных сетях имеют высокий потенциал коммерциализации и уже сегодня часто выступают в качестве активов. Это может быть обусловлено ценностью информации, содержащейся в постах, высоким числом подписчиков. «На практике учетные записи в социальных сетях, сообщения в них и их содержимое становятся предметами транзакций, например, при продаже другому владельцу», – говорится в докладе. В США защита прав на товарные знаки уже применяется к названиям учетных записей. В определенных ситуациях информация об аккаунтах, например, число подписчиков, может охраняться как коммерческая тайна.
На сегодняшний день пользователи активно монетизируют свой контент почти во всех социальных сетях, в первую очередь на YouTube и в Instagram. Блогинг из развлечения давно превратился в бизнес-модель с огромными рекламными доходами. Одновременно такие компании, как Facebook, зарабатывают, собирая данные о поведении пользователей в сети – лайках, геотегах, поисковых запросах, предоставляя эту информацию рекламодателям. Так или иначе социальные сети остаются колоссальным хранилищем контента, которому еще только предстоит обрести полноценный легальный статус в качестве объектов интеллектуальной собственности.
Автор: Антон Котенёв