Исследователи из Высшей школы экономики опросили почти 2400 владельцев каналов и сообществ, специалистов по производству контента, блогеров и инфлюенсеров об особенностях их работы и заработка, о востребованных специальностях и навыках и о том, как изменится их жизнь в будущем. Получилось содержательно.
Люди
На заре популярности за соцсетями закрепилась слава «убийц классических медиа». Мотивация была простая: теперь контент может создавать и распространять любой человек, и профессионалов скоро сбросят с корабля современности. Да, контента действительно стало на порядки больше. Но вот сюрприз: качественный контент создавать под силу по-прежнему только опытным специалистам. Исследование ВШЭ подводит под этой дискуссией своеобразную черту: от трети до половины респондентов, задействованных в производстве контента для соцсетей —профессионалы.
Самые маститые из них задействованы в работе со звуком: 65% респондентов в этой сфере имеют опыт более трех лет. Меньше всего опыта у дизайнеров: более трех лет в профессии 45% опрошенных. Через дизайн легче всего заходить в сообщество производителей контента для соцсетей, ведь здесь сосредоточена самая большая доля новичков: 21% (вдвое меньше — среди работающих со звуком).
Фото IPQuorum
Помимо профессионалов, производством контента для соцсетей часто занимаются и совсем молодые «креаторы». К моменту окончания школы они уже зарабатывают на этом неплохие деньги, и многие задаются вопросом — зачем получать высшее образование, если деньги можно зарабатывать и так, приводят пример рассуждения исследователи ВШЭ. Среди причин, мешающих получать образование молодым специалистам, также называются высокая стоимость программ и отсутствие актуальных курсов.
Последние две проблемы пытаются решать сами социальные платформы. Например, VK совместно с ВШЭ запустила Творческую лабораторию Института медиа НИУ ВШЭ (готовят специалистов SMM), Образовательная программа Простора от VK на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ выпускает менеджеров и продюсеров в музыкальной сфере).
Деньги
Более половины креаторов заявили исследователям, что работа в соцмедиа приносит им основной доход.
Фото IPQuorum
Отечественные платформы делают для этого все возможное — ведь от этого зависят и доходы самой платформы. Так, создатели контента на VK заработали с помощью платформы 7,1 млрд руб. в 2024 году — более чем на четверть больше, чем годом ранее. Больше всего денег блогерам VK приносит площадка VK Видео, запущенная в сентябре 2024 года. С момента ее запуска средний доход авторов вырос в 2,5 раза, а их количество превысило 80 тыс. человек.
Чаще всего производители контента получают доход в качестве фрилансеров. Самая большая их доля среди авторов текстов. На втором месте по распространенности — штатная работа с полной занятостью. В этом качестве больше всего зарабатывают также «писатели».
Фото IPQuorum
Cреди блогеров самым распространенным источником доходов являются рекламные контракты: ими пользуются 40% владельцев каналов. Следом с небольшим отставанием идут донаты — их получают 34% блогеров.
Фото IPQuorum
Сами доходы в 2024 году у большинства авторов выросли или по крайней мере остались на прежнем уровне. Самая благоприятная ситуация у специалистов по работе с видео: доля категорий «вырос» или «не изменился» в этой сфере составила 75%. А хуже всего с деньгами у блогеров: 28% призналось в сокращении расходов
Интеллект
Чтобы зарабатывать больше, нужен хороший интеллект. Авторы контента для соцсетей рассчитывают как минимум на два — свой и искусственный.
ИИ в работе активнее всего используют дизайнеры — 65% рассказали об этом исследователям из ВШЭ. Еще 23% планируют начать делать это в ближайшем будущем. Хуже всего с искусственным интеллектом складываются отношения у специалистов по работе со звуком: только 36% из них пользуются компьютерными «мозгами». А больше всего противников интеллекта среди блогеров и инфлюенсеров: треть опрошенных заявили, что не используют и не планируют использовать ИИ в работе.
Фото IPQuorum
Тем не менее, навык по работе с ИИ приобретают все большее значение для решения повседневных задач в соцсетях и цифровых платформах, отмечают в ВШЭ. Похоже, им удалось развеять еще один миф: ИИ не отберет работу у авторов, но позволит делать ее быстрее, а значит — больше.
Пока ИИ решает рутинные задачи, сами авторы и владельцы каналов больше всего планируют развивать креативность, технические навыки и чувство трендов — эти способности чаще всего выбирали в среднем представители всех сфер креативной деятельности.
Что дальше?
В ближайшие 1-2 года основными площадками для размещения контента будет VK и Telegram — об этом, по словам исследователей из ВШЭ, говорят все респонденты. На 3-м месте все еще держится YouTube, несмотря на его блокировку в России.
Рынок будет насыщаться, а конкуренция между его участниками — усиливаться. Но есть хорошие новости для новичков: будет расти внимание рекламодателей к микроблогерам. Ведь у них сохраняется личная связь с аудиторией, а значит, эффект от интеграции с таким каналом может быть кратно выше, чем с миллионщиками.
Среди наиболее востребованных специальностей участники исследования называют графических дизайнеров, видеомонтажеров, звукорежиссеров
Выводы:
- половина специалистов, работающих в соцсетях, называют эту сферу основным источником дохода;
- 40% креаторов — профессионалы;
- больше половины специалистов смогли сохранить или увеличить доход в 2024 году;
- конкуренция среди создателей контента для соцсетей и каналов его распространения будет усиливаться;
- самые востребованные навыки для создателей контента для соцсетей: креативность, технические навыки и чувство трендов;
- самые востребованные специальности: графические дизайнеры, видеомонтажеры, звукорежиссеры;
- креаторы рассматривают ИИ не как угрозу, а как помощника для решения рутинных задач.