7-8 декабря прошли показы мультимедийного проекта Solaris – коллаборации театра «Практика» и Музея Москвы. Премьера состоялась в ноябре во время традиционной «Ночи музеев». На одной площадке столкнулись театр, современное искусство и дополненная реальность. По задумке организаторов, днем историческое пространство второго ангара Провиантских складов отдано выставке арт-группы ППСС (классика современного российского искусства Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски) под названием «Музей подсознания Москвы», а вечером – новому спектаклю лауреата премии «Золотая маска» Дмитрия Мелкина. Действо приурочено к завершению Года науки и технологий и к столетию автора романа «Солярис» Станислава Лема. Естественно не обошлось без обращения к одноименному шедевру Андрея Тарковского.
В подсознании города
Выставка-исследование «Музей подсознания Москвы» представляет собой десять работ, выполненных в формате phygital (от английского physical + digital, соединение физического и цифрового миров). Каждая обладает свойствами портала в дополненную реальность, сконструированную специалистами группировки Immerse lab. Кураторами проекта одновременно стали художник Павел Пепперштейн и генеральный продюсер Immerse lab Евгений Мандельштам. Зрителю предлагают с помощью qr-кода скачать приложение на смартфон и погрузиться в подсознание Москвы, которое, по представлению Пепперштейна, воплощено в образе гигантского нефтяного месторождения, залегающего глубоко под городом. Подобно планете Солярис, придуманной Лемом и показанной Тарковским, нефтяной океан обладает сознанием и памятью, создает двойников, лепит из доступных ему материалов многоразличные подобия. «Вступая в общение с этим Ктулху, вы должны быть готовы к разного рода сюрпризам», – предупреждает художник. Как только приложение загрузится, дополненная реальность в буквальном смысле разверзнется у ваших ног. По словам Евгения Мандельштама, работа над проектом велась в тесном сотрудничестве программистов и художников.
«В данном случае это было соавторство. Павел Пепперштейн вместе с Соней Стереостырски сделали эскизы и так называемые концепт-арты, на которых было изображено, что именно должно происходить и появляться в дополненной реальности. Например, где-то должен бить фонтан, где-то возникать Мавзолей или кремлевская башня с красной звездой. Затем уже специалисты Immerse Lab воплотили эти задумки в жизнь», – поделился с IPQuorum Мандельштам.
На то, чтобы создать дополненную реальность, разработать мобильное приложение, у группировки ушло около трех месяцев, а в целом путь от идеи до реализации проекта занял два года.
«Формат phygital наравне NFT-технологиями дал культуре новый импульс к развитию. И если NFT позволил цифровым художникам зарабатывать, продавая токены своих работ, то дополненная реальность, в том виде, в котором мы сейчас ее видим, сделала возможным транслировать выставки и спектакли по всему миру, минуя крупные лейблы и институции. Затраты небольшие, а охват аудитории гигантский: сотни тысяч человек», – сказал Мандельштам.
Уже сейчас идут переговоры о гастролях Solaris как по России, так и за рубежом.
Объясняя интерес к подобным проектам, Мандельштам подчеркивает, что они поднимают темы, которые волнуют человечество. Как автоматизация и цифровизация различных процессов скажется на занятости населения, чем нам грозит развитие нейросетей и искусственного интеллекта, что стоит за идеей создания метавселенных.
«Сделает ли дальнейшее развитие технологий нас более счастливыми, более свободными, как нам это обещают технооптимисты и крупные корпорации. Именно это мы и ставим под вопрос», – отметил Мандельштам.
От космоса к цифре
Судя по всему, схожими вопросами задавались и авторы спектакля Solaris режиссер Дмитрий Мелкин и драматург Екатерина Бондаренко.
В одном из недавних интервью Мелкин сказал: «Мы существуем в контексте надвигающегося будущего, нас окружает цифровая реальность, где мы оставляем свои «отпечатки», аватары, образы, куда мы себя постоянно транслируем, где мы заняты саморепрезентацией все больше и больше, и где живых в скором времени будет меньше, чем умерших. Это виртуальное пространство наполнено разными сущностями. И сами по себе диалоговые агенты, нейросети, алгоритмы GPT-3, слабый искусственный интеллект – это то, что, судя по футурологическим прогнозам некоторых ученых, предшествует сильному ИИ».
При этом уже сегодня есть люди, которые не просто с опаской относятся к применению технологий Big Data, deepfake, но и видят в развитии искусственного интеллекта прямую угрозу человечеству. Даже в научных кругах отношение к «сильному» ИИ – неоднозначное. Неслучайно многие страны, в том числе и Россия, приняли Кодекс этики искусственного интеллекта.
Спектакль Solaris – попытка представить, что будет, если «сверхразум» действительно появится. Воплотить научную утопию приглашены артисты Владимр Мишуков, Мириам Сехон, Игорь Миркурбанов, Сергей Епишев, Кристина Соболева, Александра Черкасова-Служитель.
Действие романа Станислава Лема перенесено из космического пространства в цифровое, а разумный Океан планеты Солярис превращен в «сильный» искусственный интеллект, который после изменения алгоритма выходит на контакт с учеными. Делает он это весьма изощренным способом: посылает своим создателям проекции их самых мучительных и постыдных воспоминаний, от которых невозможно избавиться, так как они возвращаются снова и снова. Готовы ли ученые к такому повороту событий? В минуту отчаянии один из героев кричит: «Мы создали алгоритм, но это не значит, что он должен нас любить». Для того чтобы разобраться, что происходит с проектом «Солярис», в лабораторию присылают нейропсихолога Криса (Владимир Мишуков). Изначально скептически настроенный, он очень быстро сам становится жертвой игр разума искусственного интеллекта. Ему предстоит встреча с покойной женой Хари (Мириам Сехон). В этой версии «Соляриса» Хари предстает высокоразвитой самообучающейся нейросетью, способной испытывать эмоции, привязанность и любовь, обладающей вокальным талантом и потрясающе красивым голосом. Ее пение завораживает, манит, зовет за собой. Болезненные созависимые отношения Криса и Хари показывают не только связь мужчины и женщины, но и связь «ученый-открытие». Стоит ли продолжать исследования, если они становятся опасными? Где пролегает граница между научным интересом и одержимостью? Как смириться с тем фактом, что проект вышел из-под контроля? Смогут ли герои подняться над новой реальностью, выстроить конструктивный научный диалог между собой, хватит ли их коллективного разума, чтобы противостоять искусственному интеллекту?..
С точки зрения театрального дела, в спектакле проступает тема, о которой последнее время часто говорят: как при наличии все более совершенных технологий (за них отвечали Ян Калнберзин и Евгений Афонин из Curiosity Media lab,) сохранить интерес публики не только к тому, при помощи чего достигается тот или иной визуальный эффект, но и зачем это делается.
Автор: Ксения Позднякова