Кино и театр
11 августа 2020
4 минуты
Поделиться

По скользкому пути

Как создателям ледовых шоу защищать авторские права на свои постановки

По скользкому пути

Иллюстрация: IPQuorum

В январе 2019 года в Астрахани прошло ледовое шоу «Снежная Королева», которое, как гласили городские афиши, было якобы подготовлено серебряным призером Олимпийских игр, чемпионом мира по фигурному катанию Ильей Авербухом и его компанией. Тысячи жителей города, посетивших шоу, остались недовольны его качеством и обрушили на организаторов шквал критики в социальных сетях. Вскоре выяснилось, что астраханцы стали жертвой мошенников – ни Илья Авербух, ни его компания к этому шоу отношения не имели. По словам фигуриста, расследование инцидента длится до сих пор.

Прославленный фигурист и продюсер уделяет пристальное внимание охране авторских прав на шоу со дня основания своей компании: «Музыка, хореография и сценарий наших шоу зарегистрированы в Российском авторском обществе. За 15 лет существования нашей компании мы провели в России и зарубежных странах многочисленные ледовые представления по классическим сюжетам – «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик и Мышиный король», «Алиса в Стране чудес» и др. Мы всегда рады сотрудничать со всеми, кто хочет использовать наши постановки в своих проектах, – мы уже передавали права на использование сценария и хореографии. Нужно быть цивилизованными людьми, а не опускаться до откровенного воровства», – сказал Авербух в разговоре с ipquorum.ru.

Отечественная школа фигурного катания по праву считается одной из лучших в мире. Спортсменов из России часто приглашают участвовать в коммерческих ледовых шоу. Именно поэтому постановки показательных номеров фигуристов нуждаются в правовой охране и защите от копирования. Статья 1259 Гражданского кодекса РФ относит хореографические произведения, в том числе выступления фигуристов, к объектам авторского права. Хореографическое произведение не требует специальной фиксации или государственной регистрации в силу закона (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Организатору шоу или фигуристу также важно записывать свои выступления на видео, утверждает владелец юридической компании «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» Павел Катков«Опубликованный в интернете видеоролик будет доказательством того, что фигурист уже совершал конкретное выступление либо оно было в конкретном шоу. Причем это касается не только коммерческих шоу, но и спортивных соревнований. В случае копирования художественных элементов номера организатор шоу, фигурист или хореограф вправе предъявить претензию со стандартными требованиями для защиты интеллектуальной собственности, основные из которых – прекратить использование и выплатить компенсацию. Вопрос о сходстве будет решать суд, а по усмотрению суда – назначенный им эксперт. Истцу целесообразно предварительно провести и собственную экспертизу, что позволит лучше понять, как это будет выглядеть в суде, а также повысит шансы на досудебное урегулирование спора в пользу автора исходного объекта», – подчеркнул Павел Катков.

Тем не менее двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков, ныне работающий профессиональным тренером, а также продолжающий выступать в коммерческих ледовых шоу, заявил ipquorum.ru, что заимствование тех или иных элементов в постановке номера – распространенная практика. «Когда фигурист заимствует художественные элементы выступлений другого фигуриста – это нормальное явление, все элементы кто-то когда-то придумал и делал, ничего особенного в этом нет».

Известны случаи, когда фигуристу были предъявлены обвинения от артиста из другой сферы шоу-бизнеса. Например, в июне 2019 года олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова оказалась в центре скандала. Американская танцовщица Джоджо Гомез опубликовала на своей странице в Instagram видео с выступлением Загитовой на японском ледовом шоу Fantasy on Ice и предъявила претензии в адрес хореографа Даниила Глейхенгауза, поставившего этот номер. «Моя хореография для танца под песню Bad Guy украдена и транслируется по телевидению. Даниил Глейхенгауз, я, конечно, польщена, что смогла вдохновить вас, но в следующий раз просто наймите меня и забронируйте мне билет в Японию, вместо того чтобы воровать идею», – говорится в подписи к публикации.

Даниил Глейхенгауз извинился перед Гомез в Instagram, указав на то, что видеоролик с танцем Джоджо действительно вдохновил его на создание номера для Алины Загитовой. «Джоджо, ты потрясающая, и я надеюсь, что в будущем мы сделаем что-нибудь на льду вместе. Я приглашу тебя в Россию и все расходы возьму на себя», – подытожил хореограф.

По словам Павла Каткова, любое обвинение в социальных сетях не имеет смысла без доказательной базы и проведения экспертизы: «Такие высказывания очень спорны, и обвиненный в плагиате Глейхенгауз даже сам мог подать иск о защите чести и достоинства, но, как видите, хореограф предпочел сгладить ситуацию. Всем известны судебные дела в музыкальной индустрии, когда вроде бы похожие песни не признавались плагиатом. Взять хотя бы кейс Дидье Маруани против Филиппа Киркорова – истец пока проигрывает. А в деле про схожесть композиций Taurus группы Spirit и «Лестницы в небо» Led Zeppelin суд встал на сторону ответчика, и даже после обжалования судебного решения факт плагиата до сих пор не установлен».

Копирование постановок в фигурном катании наносит коммерческий и репутационный ущерб создателям ледовых шоу и фигуристам. Без необходимой правовой охраны всегда найдутся злоумышленники, которые будут наживаться на имени прославленного фигуриста или уникальности его постановок.

 

Автор: Антон Откидач

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективност

Кино и театр
22 января 2025

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

Кино и театр
09 января 2025

Игорь Волошин: «Горд, что “Волшебник” — не копия голливудских проектов»

Кино и театр
30 декабря 2024

Финист vs Тотошка: главные фильмы новогодней битвы

Кино и театр
27 декабря 2024

Руководитель Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова: «Свою роль нужно оттачивать так же, как мастера Палеха свое искусство»

Кино и театр
26 декабря 2024

Алексей Франдетти: «Люди ходят в театр за удовольствием»

Кино и театр
26 декабря 2024

Муха-Цокотуха стала джаз-дивой, а Комар — свободным художником: метаморфозы театра кукол

Кино и театр
13 декабря 2024

Владимир Панков признан лучшим режиссером за спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры

Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
17 октября 2024

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...

Кино и театр
14 октября 2024

Дмитрий Бикбаев: «Если театральный организм здоров и работает правильно, у него нет проблем с продажей билетов»

Кино и театр
07 октября 2024

Театр начинается со школы

Кино и театр
04 октября 2024

В День учителя будет дан старт Всероссийскому проекту по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации