Наука и технологии
28 июня 2024
Поделиться

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Фото IPQuorum

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с холдингом РОМИР представили первые результаты глобального исследования «Информационные технологии в восприятии россиян». В презентации, которая прошла на площадке МИА «Россия сегодня», приняли участие кандидат политических наук, доцент Школы коммуникаций факультета креативных индустрий ВШЭ Татьяна Соколова, президент исследовательского холдинга РОМИР Андрей Милехин и преподаватель школы коммуникаций факультета креативных индустрий ВШЭ, руководитель отдела аналитики и продвижения Head'smade Александр Смирнов. Результаты показывают, что россияне довольно позитивно воспринимают развитие информационных технологий, испытывая чувства принятия, спокойствия и стабильности. Обеспокоенность внедрением новых технологий высказывает менее 25% респондентов.

Как рассказала Татьяна Соколова, цель исследования — создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к информационным технологиям и новым вызовам цифровой эпохи.

Изучение и понимание информационных технологий, связанных с искусственным интеллектом, играет важную роль в современном мире, где технологии все больше интегрируются в повседневную жизнь. Понимание технологий помогает обществу принимать осознанные решения в развитии и внедрении инноваций, а также своевременно выявлять и нивелировать потенциальные угрозы и риски, связанные с использованием искусственного интеллекта. Мониторинг и анализ отношения к развитию информационных технологий помогает вырабатывать стратегии безопасного и этичного развития современных технологий, а также способствует формированию общества, готового к изменениям, которые принесет с собой прогресс в данной области, говорится в тексте исследования.

— Научно-технический прогресс, он для человека, во имя его или против, — сформулировал основной вектор исследования Андрей Милехин. — Как нам в этом мире цифровизации, которая постоянно нарастает, сохранить гуманизацию, не потерять смысл того, для чего проводится автоматизация. Ответов пока мало, скорее, возникают все новые вопросы. Наше исследование — первый шаг заявочного характера. Очень важно его сделать, осмыслить результаты и понять, что происходит, не в виде разовой фотографии, а в виде постоянного наблюдения. Дальнейший мониторинг позволит отслеживать динамику восприятия технологий и прогнозировать реакции общества на новые вызовы в этой сфере.

Эксперт напомнил, что взгляд человека всегда был направлен в будущее. Так писатели-фантасты «угадали» множество технических новинок. В качестве примера Милехин привел тексты Жюля Верна и Айзека Азимова. Однако он отметил, что российская школа фантастов описывала не столько технологии, сколько человека и общество, их будущее и развитие.

— Когда мы идем в темноту, то двигаемся наугад, а когда появляются какие-то сценарии, то мир начинает к ним тянуться. Нам нужно увидеть образ будущего. А потому в нашем исследовании важна не только честность и актуальность, но и то, что это даст нам возможность больше говорить о будущем. Предпринимателям, исследователям, футурологам, фантастам. Нам очень важно начать снова мечтать, — сказал Андрей Милехин.

Для решения поставленной задачи был использован смешанный дизайн исследования. Был проведен комплексный анализ уровня обсуждаемости информационных технологий в российском медиаполе. Также проанализировано отношение россиян к информационным технологиям. Опрос населения был организован на лонгитюдной онлайн-панели РОМИР с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.

Татьяна Соколова подчеркнула, что Школа коммуникаций и РОМИР планируют продолжать исследования в области восприятия информационных технологий в России и представлять их результаты на регулярной основе.

Медиа и реальность

Для анализа российского медиапространства была выбрана нереактивная методика отслеживания поведения индивидов в медиаполе (авторов, которые публикуют контент; активных пользователей социальных медиа; авторов СМИ, пабликов и др.). В качестве платформенного решения для выгрузки и анализа массива была использована автоматическая система сбора и анализа информации Brand Analytics. В дальнейшем были использованы собственные разработки TellScope на базе языковой модели LLM (локальная Gemma от Google) для выявления наиболее часто встречающихся тем, рассказал Александр Смирнов.

Самое массовое и четко описанное опасение, сформулированное пользователями в инфополе, — это потеря профессии. Оно лидирует с огромным отрывом (36,3%). На втором месте по количеству упоминаний — деградация творческого потенциала человечества (12,8%).