В 2024 году игровой гигант Nintendo обещает вывести на рынок «консоль нового поколения». Игроки почти на 100% уверены, что речь идет о предполагаемой Nintendo Switch 2 — свежей версии самой популярной и продаваемой приставки в истории видеоигр. Кажется, что главный поставщик игровых развлечений на коне, однако в последнее время все чаще раздаются обвинения в сторону компании: то ругают за высокие цены, то за продажу по третьему разу одной и той же консоли под видом чего-то нового, то просто за то, что Nintendo не уважает своих фанатов. Пытаемся разобраться, как дела у компании и за что ее продукты обожают фанаты и вроде как терпеть не могут все остальные.
Фанаты игр и консолей Nintendo могут часами обсуждать вещи, которые обычному человеку кажутся несущественными: например, как в них устроено самое банальное, что только можно себе представить, — саунд-дизайн в игровых меню. Или, допустим, как на консолях разных поколений «звучат» стартовые заставки с логотипами. Ну, казалось бы, кому какая разница! На самом деле разница огромная — просто посмотрите вот это видео или даже просто послушайте, закрыв глаза. Такие «мелочи» вроде того, с чего начинается сеанс игры, на самом деле непосредственно влияют на восприятие. Те, чье сознательное игровое детство пришлось на 2000-е (как автор этого текста, например), до сих пор испытывают священный трепет от одного взгляда на логотип первой PlayStation (или плойки) — картинка буквально звучит у них в голове музыкой из стартовой заставки.
Так вот, по части звучания именно у Nintendo все особенно здорово: их звуковые эффекты даже перепевают вокальные ансамбли! И не только звучания — но это такой аспект, на который далеко не все обращают внимание, а он действительно важен. И это одна из причин, почему фаны «Нины», как ласково между собой именуют компанию, не обижаются, когда их зовут «нинтендобоями», а гордятся этим званием (что, кстати, тот еще сексизм — среди любителей консолей немало девушек). И все-таки в последнее время в сторону игрового гиганта звучит немало негатива. В чем дело? Почему одни признаются в безоговорочной любви к компании (для статистики: на данный момент только в одной Японии продано более 19 млн консолей, то есть ими владеет почти ⅙ населения страны), а другие говорят о жадности японских магнатов, которые не ценят ничего, кроме денег? И это несмотря на то, что согласно, исследованиям, единственная страна, в которой действительно не любят японских разработчиков, — это почему-то Норвегия.
У негатива действительно есть основания, и одно из них — отношения компании с фанатским контентом, создаваемым на базе игр Nintendo. В этом плане их политика гораздо более жесткая, чем, например, у Valve — американская игровая компания и не скрывает, что их главные хиты выросли именно из «самоделок». Простой пример — самый популярный киберспортивный шутер в мире Counter-Strike изначально был модификацией к выпущенной ранее Half-Life. Как и Dota 2, выросшая из ставшего страшно популярным «мода» к игре вообще другой компании — Warcraft 3 от Blizzard. У Nintendo же политика принципиально противоположная — сторонний контент они в основном вымарывают, угрожая исками производителям модификаций. Можно вспомнить, например, как популярный YouTube-блогер PointCrow довольно долго занимался созданием мультиплеер-режима для одного из главных хитов компании — The Legend of Zelda: Breath of the Wild. И как «Нина» постучалась к нему в дверь с претензиями о нарушении авторских прав, из-за чего блогеру пришлось отключить от монетизации свои невероятно популярные ролики о создании модификации (в диапазоне от 1 до 2 с лишним миллионов просмотров).
В этом у них немало общего с другим японским игровым гигантом, Capcom, — те не против и даже поощряют создание любительского контента к их играм, но обязательно дадут по рукам всем, кто пытается злопупотреблять этой возможностью. Пример — в 2020 году Capcom вынудил компанию Invader Studios остановить разработку фанатского ремейка Resident Evil 2, одной из самых высокооцененных игр в истории, и тем пришлось выпускать свой продукт под другим названием — Daymare: 1998. Все просто: компании с огромным штатом, бюджетами и капитализацией против, чтобы сторонние разработчики использовали их игры как эдакий трамплин для легкого входа в индустрию. Этических вопросов это может вызвать немало, но с точки зрения бизнеса более чем оправдано — зачем своими собственными руками взращивать конкурентов? Думали ли когда-нибудь Blizzard, что их мод для Warcraft 3 не только станет популярнее самой игры, но еще и будет впоследствии перевыпущен сторонней компанией? Вряд ли. Задумались бы они сейчас? Конечно.
Однако у Nintendo на этот счет есть еще один аргумент: японская компания, как уже отмечалось ранее, тщательно выверяет до мелочи каждую игру, вплоть до соответствия своей, максимально широкой аудитории, из-за чего вмешательство извне может негативно сказаться на имидже и самих Nintendo, и выпускаемых ими продуктов. Взять, к примеру, титульный бренд — семейство игр о водопроводчике Марио и его друзьях. На данный момент выпущено, страшно сказать, более 200 игр, и это не только заглавная серия платформеров Super Mario. Это и игры про других персонажей (Luigi’s Mansion, Yoshi’s Crafted World, Super Princess Peach и др.). В других жанрах — RPG (Super Mario RPG, серия Paper Mario), гонки и спорт (Super Mario Kart, Mario Sports Superstars), головоломки (Captain Toad: Treasure Tracker) и т. д. И даже кроссоверы с другими персонажами, в том числе сторонних компаний (Mario & Sonic at the Olympic Games с участием «сеговского» ежа Соника, Mario + Rabbids Kingdom Battle c кроликами из франшизы Rabbids французской студии Ubisoft).
Интересно, что существует неофициальный фанатский кроссовер — Super Mario Bros. Crossover, разработанный студией Jay Pavlina, в котором собираются многие персонажи из игр Nintendo — не только сам Марио, но и Линк из The Legend of Zelda, Билл из Contra, Саймон Бельмонт из Castlevania и др. Возникает вопрос: почему Nintendo ничего не сделали с этим проектом? Ответ прост: это была очень нишевая история, в которой использовались спрайты из старых, уже не актуальных для новой аудитории игр 1980-х годов. Nintendo ничего бы не потеряли на этом — и, напротив, мультиплеерная модификация Breath of the Wild, если бы стала популярной, вынудила бы их учитывать новую реальность, в которой игроки могли требовать в будущем выпускать новую «Зельду» сразу с онлайном или кооперативным режимом. Что в корне поменяло бы возможные планы на разработку серии. Вдобавок ко всему не исключено, что Nintendo опасаются, как бы плохо сделанные любительские проекты не вызвали ассоциации с печально известными Hotel Mario, Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon — проектами, отданными в свое время на аутсорс сторонним студиям и ставшими настоящим пятном на репутации этих серий и самой компании.
Кстати, подобное решение во многом может быть продиктовано и желанием разработчиков дистанцироваться от возможных проблем, связанных с фанатскими «модами». Например, вокруг компании, выпустившей Super Mario Bros. Crossover, впоследствии разразился скандал: собрав более $50 000 на платформе Kickstarter на разработку новой игры, издатели Exploding Rabbit остановили процесс, сказав, что «переоценили свои силы». Другой пример — амбициозный «мод» Frontier для игры Fallout: New Vegas был закрыт после того, как одного из разработчиков уличили в создании педофильских изображений. Есть мысли, что команда «Фронтира» просто решила не искушать судьбу и не делать бесполезную работу — после такого скандала Bethesda Softworks, издатели серии Fallout, запросто могли бы запороть разработчикам проделанный труд и вынудить тех отменить уже готовый (или почти готовый) проект.
Это, конечно же, не единственная причина, по которой критикуют Nintendo — например, еще одним из объектов критики являются цены на игры: редкая игра для Nintendo Switch стоит дешевле 3000-4000 рублей (даже если брать прежний курс), а за новинки могут просить и суммы от 5000 до 7000-8000 рублей. Если сравнивать стоимость, например, версий игры «Ведьмак 3: Дикая охота» для PlayStation 4 и Switch в российском сейлере OZON, то разница будет более чем в два раза. Противники Nintendo ругаются: как же так, на «сыче» (как называют Switch игроки) и графика хуже, и производительность игры ниже, чем на «плойке» (PlayStation), а стоит дороже!
Что ж, на этот аргумент ответ тоже будет простой: покупка игр для Nintendo Switch (самой на данный момент популярной платформы) дарит пользователям возможность играть в них где угодно, позволяя использовать «сыча» и как «портативки», и как стационарной консоли. Нетрудно представить, что помимо покупки прав на все того же «Ведьмака» солидных денег будет стоить и переработка игры под «железо» Switch, заметно менее мощное. Поэтому и цена увеличивается. Тем не менее кто-то, и не на ровном месте, возразит, что, покупая The Witcher за условные 4000 рублей для Switch, который сам по себе стоит в среднем от 25 000 до 40 000 рублей (в зависимости от версии), вы экономите — за те же самые деньги вы вряд ли сможете купить компьютер, который «потянет» требовательного «Ведьмака 3». А уж представить себе, что такой компьютер получится взять с собой в самолет или вагон метро, и вовсе невозможно.
Есть и другие аргументы против Nintendo, которые приводят уже самые яростные противники: казуальность игр (где сложность старых Mario?), отсутствие нового опыта (сколько можно перевыпускать игры про водопроводчика под разными названиями?), «японщина» и т. д. Все это уже, конечно, вкусовщина, но самое главное — не имеет никакого отношения к качеству самих игр.
К слову, и про отсутствие игрового опыта — очень спорный вопрос. Начиная с первых приставок Nintendo с каждым новым девайсом меняли подход к привычному геймингу. Это легко увидеть на примере того, как менялись геймпады к консолям компании — есть даже смешная картинка на этот счет. Каждая новая приставка привносила что-то новое: SNES увеличила количество кнопок, добавив вариативности в играх. Nintendo 64 одной из первых добавила стикер для управления игровой камерой (как итог — новый, революционный подход к 3D-играм). Wii U позволяла буквально «потрогать» игру благодаря интерактивному экрану на джойстике. Switch позволяет использовать базовые «джойконы» как отдельные джойстики — таким образом, можно сыграть в приставку в компании вообще где угодно.
Это же касается и игр. Несложно проследить прогресс даже на базовых примерах — серии Super Mario. Хотя базовая механика сохранялась (бегаем, прыгаем на врагов и собираем монетки), каждая вышедшая игра предлагала новые возможности. В Super Mario World добавилась масса фишек, ныне считающихся базовыми для серии (от типов противников до секретных развилок на уровнях). Super Mario 3D Land вовсю использовала технологию параллакса, чтобы игрок взаимодействовал с 3D-окружением. Super Mario Galaxy принципиально изменила подход к уровням, отправив Марио в космос. Super Mario Odyssey и вовсе вывела усатого водопроводчика в мир open world games.
Короче говоря, те, кто обвиняет Nintendo в «отсутствии прогресса», должно быть, мало играли в их игры: почти каждый продукт компании — это что-то принципиально новое. Плюс ко всему у них действительно много крайне привлекательных эксклюзивов (в отличие от, например, провальной PlayStation Vita от Sony), которые по сей день побуждают игроков покупать всю ту же Nintendo Switch — допустим, ради Breath of the Wild и Tears of Kingdom. А то и приобретать более старые приставки. Например, до сих пор никто не изобрел консоль, создающую настоящий эффект 3D без дополнительных усилий, как это было с Nintendo 3DS (кстати, именно японская компания первой подарила игрокам 3D в консоли Virtual Boy, правда, не снискавшей популярности).
Да что там, достаточно сказать, что продажи Nintendo Switch, приставки, на секундочку, почти семилетней давности, вновь взлетели, когда в 2021 году появилась версия с OLED-экраном (да, иногда достаточно просто сменить дисплей, чтобы приставку вновь начали покупать). А новые игры на консоль выходят и будут выходить вплоть до 2024 года минимум, в то время как весь мир ждет актуальной и проверенной информации о Nintendo Switch 2 — многочисленные слухи о характеристиках и возможностях консоли уже вовсю курсируют в интернете. Кто бы что ни говорил, но игры Nintendo покупали и будут покупать, даже несмотря на определенный и даже усилившийся в последнее время негатив в отношении компании. Как же так, Switch-версия одного из главных хитов года, Hogwarts Legacy, не поддерживает «бесшовный» мир, ограничивая игрока подгрузками определенных областей! Друзья, вы можете уместить Хогвартс у себя в портфеле — о чем тут вообще еще можно говорить? Кто вам дал такое волшебство за небольшие деньги? Nintendo. Правила игры просты — наслаждайтесь.
Автор Иван АФАНАСЬЕВ