Функционирование искусственного интеллекта (ИИ) невозможно без использования данных, и крайне важен вопрос, кому эти данные принадлежат. С таким тезисом выступила на круглом столе «Технологии ИИ как основной тренд развития цифрового потенциала страны» в Центре стратегических разработок заместитель председателя Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Ирина Яковлева.
Сегодня в России производится и внедряется множество ИИ-решений мирового уровня, отметил модератор круглого стола, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин: «ИИ активно применяется в финансовой сфере, ритейле, логистике, производстве. При этом Россия опережает многие другие страны. Например, Сбербанк – единственный банк в мире, который может выдавать кредиты юридическим лицам на основании решений ИИ. На «Авито» ИИ каждый день автоматически изучает более 15 млн объявлений на предмет их соответствия правилам площадки. Медицина, обрабатывающая промышленность – также очень перспективные отрасли с точки зрения внедрения ИИ».
Антон Немкин напомнил, что в 2024 году по плану Правительства РФ внедрение ИИ в российскую экономику должно достигнуть 50%, при этом вклад сферы в ВВП к 2025 году, по прогнозам, может составить до 2%. По словам депутата, сейчас на повестке дня проникновение ИИ в госуправление и бюджетную сферу.
На проблему доступности данных обратил внимание заместитель министра цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ Григорий Борисенко: «В единственном международном рейтинге внедрения ИИ в госуправление мы опустились с 33-го на 42-е место. Наши слабые места – инфраструктура и доступность данных. Сегодня использование государственных данных осложнено прохождением множества процедур. Ограничения связаны с персональными данными, служебными тайнами. Мы готовим законодательные изменения, которые позволят постепенно, в несколько этапов расширять это бутылочное горлышко».
Среди других сдерживающих моментов Григорий Борисенко назвал дефицит финансирования и компетенций, особенно в регионах. В качестве решения рассматривается создание более простых интерфейсов для работы с программами ИИ, чтобы ими мог пользоваться любой чиновник. Актуальная задача для государства и бизнеса – развитие системы профильного образования, в том числе дополнительного. В качестве сильных мест российского ИИ заместитель министра выделил все, что связано с аналитикой. Например, в транспортной сфере (от нарушения ПДД до контроля агрессивного поведения на дороге), при работе с чат-ботами, медицинскими исследованиями, включающими предиктивные инструменты, а также с лучшим способом идентификации и безопасности – биометрией.
Заместитель руководителя Роспатента Валерий Фролов посетовал на то, что Россия пока не может похвастаться высокими показателями заявочной активности в области технических решений с применением ИИ. Если в Китае ежегодно подается порядка 30 000 таких заявок, то в России этот показатель – несколько сотен. А ведь регистрация результатов интеллектуальной деятельности хотя бы в режиме авторского права, в порядке депонирования, как регистрируются сегодня в стране десятки тысяч программ для ЭВМ, – это весомый показатель конкурентоспособности страны: «Суверенитет в сфере технологий нужно не столько защищать, сколько создавать, регистрируя технические решения. Развитые страны поступают именно так», – отметил он.
Замглавы Роспатента проинформировал участников дискуссии, что ведомство активно внедряет ИИ в свои сервисы. Нейросети используются при распознавании изображений, в текстовом поиске. Эти инструменты помогают не только сотрудникам ведомства и экспертам ФИПС, но и самим заявителям, предварительно изучающим базы данных на предмет наличия охраняемых решений в области своих исследований и разработок.
Помогает ИИ и при рассмотрении заявок на товарные знаки, рост которых в 2023 году составил 35%: «На помощь здесь приходит ИИ-решение, позволяющее снизить трудовые издержки. Раньше нашим экспертам приходилось физически пролистывать альбомы с изображениями. Сегодня это делает программа, которая справляется с большим объемом заявок, повышая качество их рассмотрения», – добавил он.
Отдельным направлением развития ИИ стали тексты, музыка, видеоконтент и другие результаты творческой деятельности. В регулировании этой сферы остро стоит вопрос интеллектуальной собственности, отметила заместитель председателя РЦИС Ирина Яковлева: «ИИ обучают на массивах данных. Но какие данные, в каком объеме и с чьего разрешения можно использовать, пока неясно. Этот вопрос до конца не проработан. Должна сформироваться судебная практика в отношении подобных кейсов. Впрочем, в России, насколько я знаю, таких судебных процессов не было. В США были, но и там это пока первые процессы, и некоторые из них пока находятся на стадии финального рассмотрения».
Представитель РЦИС также затронула тему особенностей применения ИИ в работе судебной системы, напомнив, что в России только обсуждается возможность применения ИИ при отборе судей и подготовке судебного решения, а в Китае ИИ уже активно внедряется в качестве электронного ассистента судьи. «Разумеется, говорить, что ИИ –панацея от всех бед и во всех сферах, неправильно. Человеческий разум может уступать ИИ в возможностях аналитики, но с точки зрения генерации идей и подборки данных за машиной всегда стоит человек», – заключила Ирина Яковлева.
Генеративный ИИ меняет ситуацию не только на рынке интеллектуальной собственности, но и на рынке труда, считает руководитель департамента по работе с федеральными госструктурами ПАО «ВымпелКом» Алексей Кузнецов: «ИИ – это дизруптивная технология. Благодаря ей целые отрасли будут высвобождаться от человеческого присутствия. Это уже происходит в юриспруденции, бухгалтерии, сфере обслуживания, кол-центрах».
По словам эксперта, ИИ уже сегодня позволяет анализировать очереди в магазинах, контролировать соблюдение техники безопасности на стройплощадках и даже повышать качество работы врачей: при наличии аудиобейджа доктор с куда меньшей вероятностью пропишет бесполезное лекарство или станет манкировать своими обязанностями. Уже были прецеденты, когда аудиобейдж помог врачу доказать свою правоту в конфликтной ситуации с пациентом.
В круглом столе также приняли участие начальник аналитического управления Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ Альбина Мухаметянова, заместитель директора по направлению «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика» Евгений Осадчук, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Валерия Воробьева, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА им. О.Е. Кутафина Алексей Минбалеев, директор по правовым исследованиям НИЦ ВШЭ Руслан Ибрагимов, директор по работе с корпоративными и государственными сегментами ПАО «Ростелеком» Александра Исхизова.