Наука и технологии
14 ноября 2023
Поделиться

Мне бы в небо: от Леонардо до Львова

Мне бы в небо: от Леонардо до Львова

Иллюстрация IPQuorum

Идея подняться в воздух и летать «аки птица» стара как мир. Научиться плавать по воздушному океану люди мечтали еще в глубокой древности. Но первые попытки подняться в небо предприняли только в начале XIV века.

Китайский шар

Первый достоверно подтвержденный удачный полет состоялся в 1306 году в Пекине. На праздновании по случаю вступления на престол императора Фо Кина в воздух был поднят воздушный шар. По сообщению французского миссионера Бассу, шар поднялся и улетел на значительное расстояние.

Следующий был запущен только через 400 лет. Это произошло в 1709 году в Лиссабоне. Автором проекта «Пассарола» был молодой монах-иезуит, ученый-алхимик Бартоломео Лоренцо де Гусмао, выходец из Бразилии.

Португальский король Жуан V пообещал назначить Гусмао профессором математических наук и даровать ему исключительное право эксплуатировать его открытие. В том случае, конечно, если шар действительно поднимется в небо.

Как писал один из современников ученого монаха: «Гусмао произвел свой опыт в присутствии его величества и многочисленного и именитого собрания. Аппарат состоял из ивовых прутьев, обтянутых бумагой. Он поднялся до уровня Лиссабонской башни и медленно опустился».

Стал ли Гусмао профессором и получил ли исключительное право на свое изобретение — неизвестно.

Возможно, летательные аппараты Леонардо да Винчи могли бы подняться в воздух, если бы великий Мастер Возрождения не ограничился одними чертежами, а начал бы строить действующие модели своих изобретений: вертолета, самолета, дельтаплана и орнитоптера — махолета. Но идеи Леонардо остались на бумаге, поэтому официальная история воздухоплавания началась только в 1783 году с изобретения братьев Монгольфье.

Путь к звездам

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье были владельцами писчебумажной фабрики в Аннонэ. Управление фабрикой братья успешно совмещали с занятиями экспериментальной физикой. В основном их интересовало динамическое электричество.

Однажды они задумали выяснить, является ли электризация причиной подъема облаков. В качестве искусственных облаков для этого эксперимента братья решили использовать бумажные оболочки, наполненные дымом.

Во время опытов некоторые оболочки улетели и долго парили в небе над городом Аннонэ. Они-то и натолкнули Жака-Этьенна на мысль о воздухоплавании. Жозеф-Мишель подхватил идею брата и занялся конструированием большого воздушного шара.

Братья приступили к работе в 1782 году. Через год шар был готов.

Оболочка шара была сделана из плотного холста и оклеена изнутри самой лучшей бумагой фабрики Монгольфье. По диаметру шара шел матерчатый пояс. Он него вниз свешивались веревки. Горловина была укреплена деревянной рамой. Шар получился огромным — размером с трехэтажный дом, и весил более 200 кг.

5 июня 1783 года на базарной площади города Аннонэ собралась целая толпа народа. Все наблюдали за странным экспериментом братьев-фабрикантов. Большинство горожан считало изобретателей, мягко говоря, не вполне нормальными. Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель разложили возле жерла воздушного шара костер и стали жечь солому и шерсть. Оболочка постепенно разворачивалась. Восемь человек с трудом удерживали натянутые веревки.

Братья Монгольфье считали, что наполняют аэростат дымом. На самом деле внутрь поступал горячий воздух.

Когда оболочка полностью развернулась, горожане увидели на боку шара надпись по латыни: «Ad astra». Что означало: «К звездам». Шар поднялся над городом на высоту примерно 500 м и продержался там около десяти минут, пока воздух в нем не остыл.

Глобус профессора Шарля

Известие о том, что братья Монгольфье из Аннонэ изобрели воздушный шар и провели первое успешное испытание, очень скоро достигло Парижа. Опытом Монгольфье заинтересовался сам Людовик XVI — большой любитель всяких технических новинок. Парижская Академия наук отправила братьям Монгольфье приглашение прибыть в Версаль и продемонстрировать королю свое изобретение. Но пока братья добирались из Аннонэ в Париж, нетерпеливый Людовик XVI поручил профессору Жаку Александру Сезару Шарлю изучить, обосновать и повторить опыт братьев-фабрикантов.

Профессор Шарль был исследователем атмосферного электричества и слыл блестящим экспериментатором. Буквально за ночь он сделал чертеж воздушного шара, похожего по конструкции на аэростат братьев Монгольфье, хотя знал о нем только понаслышке. Но решил наполнять шар не горячим воздухом, а водородом. И оболочку делать не из холста и бумаги, а из китайского шелка, пропитанного каучуковым раствором.

27 августа 1783 года в Париже шел проливной дождь. Несмотря на это, на Марсовом поле собралась огромная толпа. 300 000 человек пришли посмотреть на старт воздушного шара, который профессор Шарль назвал «Глобус».

«Глобус» был существенно меньше шара братьев Монгольфье — всего лишь 3,5 м в диаметре. Зато он поднялся гораздо выше — наполненная водородом оболочка взлетела на 1500 м. Потом шар лопнул и исчез из виду.

Как выяснилось впоследствии, шар упал в 24 км от старта возле одной деревни и до смерти перепугал местных жителей. Еще бы, с неба свалилась нечто непонятное, так еще и пахнущее серой. А запах серы, как известно, — верный признак нечистой силы.

Добропорядочные крестьяне накинулись на исчадие ада с вилами и разодрали в клочья. Когда к месту падения шара прибыли гонцы из Парижа, они нашли только жалкие ошметки «Глобуса».

Тем не менее опыт профессора Шарля был признан успешным. Он, как и братья Монгольфье, вошел в историю воздухоплавания. Шары, наполненные горячим воздухом, стали называть «монгольфьерами», а шары, наполненные водородом, — «шарльерами».

Овца, петух и утка

Братья Монгольфье прибыли в Париж только в сентябре 1783 года. Их новый усовершенствованный монгольфьер был оснащен корзиной, сплетенной из ивовых прутьев. Братья заявили парижским газетчикам, что собираются поднять в воздух пассажиров. Это стало настоящей сенсацией. Пресса стала предсказывать, что при подъеме в воздух у людей разорвется сердце или начнется страшное головокружение. К журналистам присоединились священники. Они говорили: всякого, кто дерзнет подняться к небесам, постигнет немедленная кара Божья.

Братья Монгольфье решили сами подняться в воздух. Однако Людовик XVI счел неразумным рисковать жизнями изобретателей.

Кто-то посоветовал королю отправить в первый полет двух преступников, приговоренных к смертной казни. Но против этого выступил один из устроителей полета молодой дворянин Пилатр де Розье: «Достойно ли вашего величия, величия Франции, то, что первыми воздухоплавателями будут мерзавцы, приговоренные к смерти за свои преступления?!»

Полет назначили на 19 сентября 1783 года.

Ранним утром в Версальском дворце собрался весь цвет французского дворянства. А вокруг версальских садов бурлила толпа народа, желавшего своими глазами увидеть, как первые аэронавты взлетят в воздух. Или как они разобьются о землю.

Протокол полета вела специальная Комиссия Академии наук.

В последний момент братья Монгольфье решили не рисковать человеческими жизнями и посадили в корзину монгольфьера связанных овцу, петуха и утку. Они-то и стали первым «землянами-аэронавтами», поднявшимися в воздух на аэростате.

Мнимый подъячий

Приоритет братьев Монгольфье в области воздухоплавания был неоспорим, пока в 1901 в журнале «Россия» не была опубликована рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Рождеству Христову». Автором фундаментального труда был потомок грузинских князей Александр Иванович Сулакадзев. В основу его работы легли записи деда Сулакадзева по материнской линии — С.М. Боголепова.

В этой рукописи были собраны летописные свидетельства о первых попытках воздухоплавания, и одно из сообщений гласило: «1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив». А это означало, что еще за 50 лет до французов братьев Монгольфье полет на тепловом аэростате совершил некий подъячий Крякутной. То есть приоритет в области покорения воздушного пространства принадлежит России!

Несмотря на сенсационное заявление, первая публикация прошла тихо и незаметно. Но через девять лет — в 1910, — когда молодая русская авиация только становилась на крыло, повторная публикация труда Сулакадзева была встречена с огромным интересом. Еще бы! Ведь история подьячего Крякутного стала самым лучшим подтверждением того, что русские всегда и во всем были впереди французов.

Обогнать французов хотелось даже больше, чем немцев. Потому что первые русские авиаторы, или летуны, как их тогда называли, осваивали небо на французских аэропланах.

Был и еще один очень важный момент в этой истории с признанием приоритета России: в том же 1910 году отдельные страницы труда Сулакадзева были выставлены в Мюнхенском музее истории науки и техники. Этот факт стали считать подтверждением подлинности документов, собранных Сулакадзевым.

Второй взлет славы подьячего Крякутного произошел уже в советское время. В 1951 году статья о нем попала во второй том Большой советской энциклопедии — самого авторитетного справочника СССР: «В России попытка подъёма на большом шаре, наполненном дымом, относится к 1731. Записки С.М. Боголепова, воспроизведённые в рукописи А.И. Сулукадзева “О воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.”». 

История полета подьячего также заняла центральное место в сборнике документов «Воздухоплавание и авиация в России до 1917 года». Эту книгу планировали выпустить в 1956 году — к 225-летию полета Крякутного. К этому же событию приурочили выпуск памятной почтовой марки и установку памятника Крякутному в городском парке города Нерехта.

Сборник документов уже печатался в типографии, когда грянул гром. Составители сборника и сотрудники Библиотеки Академии наук провели фотоанализ рукописи Сулакадзева и обнаружили в ней исправления. Вместо слов «нерехтец Крякутной фурвин» первоначально было написано «немец крещеной Фурцель».

Конечно, крещеный немец, считай, немец обрусевший. Но все-таки немец. А это, как ни крути, удар по патриотизму. Составители сборника оказались перед трудным выбором: либо в интересах науки признаться, что подьячего Крякутного не существовало и первым на воздушном шаре поднялся немец Фурцель, либо, отстаивая приоритет русских воздухоплавателей, умолчать об исправлениях.

Выход был найден в лучших традициях историков советского периода. Историю подьячего Крякутного снабдили примечанием: «В записи за 1731 год, рассказывающей о подъеме рязанского воздухоплавателя, имеются некоторые исправления, затрудняющие прочтение части текста, относящейся к лицу, совершившему подъем».

Дальше было еще хуже. Через два года после выхода сборника были проведены дополнительные исследования и выяснилось, что антиквар Сулакадзев за свою жизнь подделал уйму рукописей, в том числе и записки своего деда Боголепова. А скорее всего, выдумал и самого деда. В результате эпизод с рукописью Сулакадзева стал классическим примером фальсификаций в лекциях и пособиях по палеографии.

Зачем Сулакадзев подделывал исторические документы? Ведь при жизни он не продал ни одну из рукописей. А если возникала необходимость, предоставлял их даром, только лишь за благодарность. Мошенничество ради славы? Ради следа в истории? Или во славу родины? Ведь очень многие «исторические» документы, сочиненные Сулакадзевым, отстаивали приоритет России в тех или иных областях науки и техники.

Кто был первым

Так кто же первым поднялся в небо? Французы. 21 ноября 1783 года, через два месяца после удачного полета овцы, петуха и утки, молодой дворянин Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд совершили первый в истории полет на монгольфьере, пролетев за 25 минут чуть больше 8 км.

Россия отправилась в небо только в 1803 году. Первым россиянином, совершившим полет на воздушном шаре, был генерал-майор Дмитрий Семенович Львов. А пилотировал аэростат знаменитый французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше