Музыка
19 апреля 2023
6 минут
Поделиться

Юлия Глухоедова: «Нам хотелось вывести “Джаз в Хакасии” на качественно новый уровень»

Юлия Глухоедова: «Нам хотелось вывести “Джаз в Хакасии” на качественно новый уровень»

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

С 13 по 17 апреля в Абакане при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялась Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии». О том, как привлечь финансирование к региональному проекту и вывести его на федеральный уровень, Всероссийской школе оркестровой музыки под руководством Сергея Жилина и о местном сводном оркестре IPQuorum рассказала организатор и координатор «Мастерской» Юлия Глухоедова.

— Юля, «Мастерская» прошла уже во второй раз. Расскажи немного о проекте.

 — У джаза в Хакасии богатая история. Развитием этого направления юг Сибири обязан Александру Ивановичу Куцу. Он открыл эстрадное отделение на базе Абаканского музучилища и в 1989 году первым провел в Хакасии международный джазовый фестиваль. Тогда Абакан прогремел на всю страну. Но, к сожалению, в 1993 году Александра Ивановича не стало. А сложные 90-е укрепили джаз как «подвальную музыку». Во времена СССР после жестких ограничений на базе музыкальных училищ и институтов эстрадно-джазовые отделения открывались и размещались в подвалах, так как других помещений в здании образовательного учреждения не было. С тех пор в республике проходили творческие вечера, посвященные Александру Ивановичу, и межрегиональные фестивали. Периодически они меняли название, но в последние годы закрепилось именно «Джаз в Хакасии». В 2018-м это культурное наследие пришло ко мне. Это был юбилейный, 25-й фестиваль. Тогда мое участие было минимальным: организовала работу жюри и конкурсные прослушивания. Провела концерт в качестве ведущей. А после поняла, что фестиваль, имеющий такую историю, заслуживает большего. Захотелось вывести его на иной уровень, чтобы о нем узнало как можно больше людей.

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

— С чего вы начали?

— В 2019-м я и мой коллега Виктор Залевский на форуме «Таврида» выиграли грант в размере 450 000 рублей на проведение 26-го Межрегионального фестиваля «Джаз в Хакасии». Хедлайнерами феста стали Алекс Хатчингс бэнд из Великобритании и наш саксофонист-виртуоз Андрей Константинов. Межрегионального фестиваля нам показалось мало — не наш масштаб, — и в 2020 году у нас все с тем же Виктором Залевским рождается идея расширить рамки фестиваля, провести конкурс и добавить образовательную часть.

Я давно грезила о том, чтобы у нас в Абакане появился сводный оркестр из ребят со всей страны. Так хотелось собрать их всех вместе, устроить им обучение у лучших музыкантов, а затем сделать классное джазовое шоу на нашей небольшой сцене. Музыкантам важно не только демонстрировать свой опыт, им необходимо «учиться, учиться и еще раз учиться», то есть необходима площадка для получения новых знаний от именитых джазменов России. Мы предоставляем такую площадку, причем бесплатную.

Выбор эксперта и руководителя для этого направления был очевиден: Сергей Жилин. Человек медийный, настоящий шоумен и как-никак народный артист России. В 2021 году прошла первая Всероссийская школа оркестровой музыки под управлением Сергея Жилина. Мы сразу поняли, что не ошиблись с выбором. Несмотря на занятость и востребованность, он вкладывается в наш проект по полной. Тогда же мы вышли на федеральный уровень: Всероссийская школа-фестиваль «Джаз в Хакасии» объединила полюбившийся всем межрегиональный фестиваль и школу Сергея Жилина.

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

— Как тебе удается привлечь финансирование?

— На это событие был получен грант в размере 1 330 000 рублей от Федерального агентства по делам молодежи. Затем я замахнулась на грант для физлиц на 1,5 миллиона, а после написала еще одну заявку в одну из крупнейших грантовых институций нашей страны — Фонд президентских грантов. Это была поддержка еще на 1,7 млн рублей.

Эти два гранта были получены на проведение в 2022 году Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии», которая включила в себя школу оркестровой музыки вместе с Сергеем Жилиным, школу ансамблевой музыки (руководители LRK Trio) и два фестиваля — традиционный межрегиональный (уже 28-й по счету) и детский (первый в истории Хакасии, на который был также получен отдельный грант на 600 000 рублей). Это была настоящая феерия — целых четыре классных концертных дня. И самое важное, что это событие абсолютно бесплатное для всех: как для участников, так и для зрителей. То есть концерты с главными лицами современного джаза доступны абсолютно каждому. Вход — свободный.

После успешного проведения проекта в апреле 2022 года я долго не думала и решила, что пора писать новую заявку и придумывать изюминку следующего года. Ею стала идея провести фестиваль авторской ансамблевой музыки — тем самым поддержав отечественных авторов, которые играют именно свою музыку, а не утопают в джазовых стандартах на конкурсах и концертах.

Так был получен грант от Росмолодежи — 1 миллион 150 тысяч рублей.

Параллельно с этой заявкой я подготовила еще одну — в Президентский фонд культурных инициатив. И 30 августа 2022 года мне на почту упало заветное письмо: «Поздравляем, вы стали победителем второго конкурса 2022 года». Это были 3 миллиона рублей на проведение Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии», которая только что прошла в Абакане.

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

— Многие уверены, что получить грант на свой проект практически нереально, но твой пример показывает обратное.

— Кто бы что ни говорил, мол, гранты — это способ заработать, там все куплено и туда соваться на стоит, «Джаз в Хакасии» — яркое подтверждение тому, что это не так. Если твоя идея актуальна, интересна и ты можешь обосновать, зачем этот проект нужен людям, его обязательно поддержат. Причем я все всегда заполняю заявки сама, не привлекая никаких гранатовых «экспертов».

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

— Кто в этот раз принял участие в фестивале?

— Конечно, это музыканты оркестра под управлением Сергея Жилина «Фонограф-джаз-бэнд» и LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов).
Посетили фестиваль представители питерской, свердловской, кемеровской школ джаза.
Также зрителей и музыкантов ждала встреча с еще одной легендой — впервые в Хакасию приехал музыкант, профессор джазовой кафедры Ростовской консерватории, лауреат джазовых фестивалей и конкурсов Петр Назаретов — сын легендарного Кима Назаретова, впервые открывшего в нашей стране джазовую кафедру в классической консерватории.

Это было пять незабываемых дней джаза. И если раньше мы ненадолго становились джазовой столицей Сибири, то нас сей раз с 13 по 17 апреля Абакан можно было смело назвать джазовой столицей России, ведь собрать столько музыкантов и провести такое количество мероприятий одновременно не могут себе позволить даже города-миллионники, не то что такой маленький город, как наш. На наше событие из разных регионов приехали не только участники, но и зрители. А это для нас как для организаторов особенно ценно.

Фото предоставлено Юлией Глухоедовой

—  Ты уже наверняка планируешь дальнейшее развитие твоего проекта?

— После завершения нас ждут долгие обсуждения и анализ того, что получилось, а что нет, но мыслей очень много. Давно уже теплится идея о возвращении фестиваля 15-летней давности «Джаз & фольклор», где когда-то были представлены аранжировки национальной хакасской музыки. Нам бы хотелось повторить опыт фестиваля авторского джаза и сделать его с акцентом на национальную культуру, тем самым и популяризировать музыку собственного сочинения, и сделать ценный вклад в сохранение нематериального наследия Хакасии.

 

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА  

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музыка
31 октября 2024

Александра Цветкова: «На эстраде каждый мечтает о своем "Олимпийском", я – о камерном зале, но в "Метрополе"»

Музыка
08 октября 2024

Альбина Шакирова: «Сейчас хороший момент, чтобы начать культивировать российскую классику»

Музыка
10 сентября 2024

Начался прием заявок на III Международную премию «Чистый звук»

Музыка
11 июня 2024

«От григорианского хорала до хип-хопа»: что происходит на Уральской ночи музыки

Музыка
03 мая 2024

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Музыка
25 апреля 2024

На «Октаву» выше: чем живет и как развивается творческий индустриальный кластер в Туле 

Музыка
23 февраля 2024

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»

Музыка
21 февраля 2024

«Симфония» в стиле синти-поп: солист «Парка Горького» Сергей Арутюнов второй раз покорил Кремль

Музыка
23 января 2024

Соус Бизе, «маскирующий рыбу», и последнее похищение Моцарта: плагиат в истории музыки 

Музыка
14 декабря 2023

Оркестр российских брендов: первая музыкальная премия для бизнеса

Музыка
19 октября 2023

Максим Задворнов: «Пиарщики превратились в креативных продюсеров»

Музыка
21 сентября 2023

Музыкальный рынок «на стрессе»: как выбиться в топ из фрешменов и раскрутить свой YouTube-канал

Музыка
12 сентября 2023

Как звучит Россия: регионы получат свое аудиовизуальное «брендирование»

Музыка
03 августа 2023

Фабрика музыки: «Нарциссы», «Грачи» и «Свадьба в кредит»

Музыка
05 мая 2023

Российские лейблы против IT-льгот для западных мейджоров

Музыка
10 апреля 2023

Цифровые сервисы помогают установить честные правила игры на российском музыкальном рынке

Музыка
07 апреля 2023

Валерий Печейкин: «У нейросети нет потребности заниматься “высоким” искусством, а у человека — есть»

Музыка
07 марта 2023

Елена Кипер: «Художники-визионеры программируют будущее»

Музыка
09 февраля 2023

Игорь Бутман: «Если человек хорошо играет джаз, то неважно, какого цвета у него кожа и из какой страны он приехал»

Музыка
16 декабря 2022

Саксофонист Антон Чекуров: «три кита» джаза и бибоп в мейнстриме