12 апреля в России традиционно отмечается День космонавтики. И, если раньше эта сфера была исключительно государственной, то в наше время к освоению космоса подключились и частные холдинги. Один из них, основанный в 2020 году SR Space даже вошел в топ-100 самых успешных стартапов 2021 года по версии журнала Inc. Russia. В сферу интересов SR Space входит множество направлений, и за каждое из них отвечает отдельная организация. Так, SR Data занимается предоставлением космических снимков сверхвысокого и высокого разрешения с последующим их анализом.
Генеральный директор компании Игорь Кожелин рассказал IPQuorum о перспективах развития отрасли, сближении со сферой искусства и почему пришла пора сменить лозунг «Юра, мы все потеряли».
— Расскажите о деятельности вашей компании.
— Холдинг SR Space вмещает в себя несколько частных компаний. Первая — SR Rockets — занимается созданием сверхлегких и легких ракет, вторая — SR Satellites — отвечает за спутниковые группировки. А SR Data, которую возглавляю я, создает сервисы на основе космических данных. По сути, мы превращаем полученные из космоса данные в различные сервисы для госучреждений, крупных коммерческих компаний и непосредственно уже для физических лиц.
— На сайте холдинга сказано: «Мы делаем космос доступным во благо Земли». В чем заключается это благо?
— Все, чем занимается SR Space, направлено на решение социальных, экономических, экологических проблем Земли. Именно для этого и создаются самые различные сервисы. Например, климатическая мониторинговая система SRcms направлена на отслеживание загрязнения нашей планеты: она мониторит выбросы парниковых газов, метана, фиксирует, какие компании сильнее всего влияют на атмосферу, показывает, где назревает экологическая катастрофа и в чем ее причина (ведь это не только человеческий фактор). Все эти знания помогают людям быстрее реагировать и действовать на опережение, не дожидаясь критического положения дел. Например, это важно, если мы говорим о том, что идет таяние севера Сибири и других территории вечной мерзлоты. Все понимают, что отслеживать эти процессы необходимо. Опять же, мониторинг парковых зон и распространения растительности. Мы можем видеть, какие растения загибаются, где появился жук-короед и начал уничтожать деревья. При этом мы это замечаем не тогда, когда уничтожено несколько гектаров леса и остановить распространение крайне сложно, а в моменте.
Второе крайне важное направление, если мы говорим о космосе во благо, — это SR NET, создание широкополосного интернета. На Западе этим занимается компания Илона Маска Starlink и OneWeb, основанная Грегом Уайлером. Что это дает? Доступ к сети в самых удаленных уголках страны. Почему это важно? Позволяет решить проблему социального и территориального неравенства. Например, сегодня все еще ощущается нехватка связи в северных арктических регионах, где идет активное развитие Северного морского пути.
Также у нас есть направления по мониторингу незаконной застройки и сельскохозяйственных земель. Спутники позволяют охватить большую территорию и быстро провести анализ данных.
Фото предоставлено Игорем Кожелиным
— В одном из интервью вы сказали, что в детстве мечтали построить космический корабль. Как от мечты вы пришли к реальной компании, которая занимается космосом?
— В наше время практически на базе любой мечты можно построить бизнес, который станет чем-то социально значимым и позволит тебе реализоваться и как человеку, и как предпринимателю. Но если быть искренним, то я и сам порой удивляюсь, что я этим занимаюсь.
Если серьезно говорить о каком-то пути, то в 17 лет, когда пришла пора выбирать университет, я, как и все дети, не знал, чем заниматься. А в 90-е была установка, что, поступив в вуз, ты выбираешь образование и профессию на всю жизнь. Я был к этому не готов. И тогда я решил, что нужно пойти учиться на инженера, человека, который может затем переобучиться и работать кем угодно. Мне казалось, что если освоить, как создавать космические корабли, то потом любая отрасль будет мне по плечу. Я получил образование, написал диплом, связанный с созданием космического аппарата. Причем тема была очень сложной и работу пришлось проделать нешуточную. Мне кажется, что пока я делал этот проект, то узнал больше, чем за все время учебы. Нужно сказать огромное спасибо всем научным руководителям и сотрудникам, которые мне помогали. Правда, защитившись, я на несколько лет отошел от космоса, занимался инновациями, развитием технологического предпринимательства. Даже не думал, что вернусь к этой теме, пока ко мне не обратился основатель SR Space Олег Мансуров. К тому моменту у нас было несколько успешных совместных проектов. Он сказал, что создает частную космическую компанию и хочет, чтобы я к нему присоединился.
Звучало амбициозно, но рискованно. Я поднял аналитику и понял, что сфера частного космоса, а также все, что связано с развитием спутников, ракет, сервисов связи, показывает постоянный рост. Сейчас для развития космоса столь же удачное время, как 90-е для мобильных телефонов, когда появились первые Nokia, Motorola. И если раньше мобильные телефоны были здоровые, страшные и только для богатых, то сегодня они компактные и есть у каждого. То же произойдет и в космической сфере. Спутники уже стали в разы меньше, и на рынке появились новые ракетоносители, которые позволяют доставлять их на орбиту быстрее и дешевле. Есть даже такое понятие, как космический Uber. Да, поначалу было сложно. Хотя и сейчас сложно, но мы активно растем. А рынок, как мы и рассчитали, активно развивается.
— Какие навыки нужны человеку, чтобы влиться в инновационный стартап?
— Я по этому вопросу даже диссертацию защищал: изучал развитие инновационного мышления среди успешных и неуспешных людей. Например, есть факторы очевидные. Например, на человека очень влияет среда. Если любого студента или даже довольно взрослого человека поместить в инновационную среду, где все предприниматели занимаются инновациями и технологиями, то постепенно он начнет перенимать привычки, повадки, мышление, знания и со временем проявит себя как довольно сильный технологический предприниматель. Кроме того, большую роль играет эмпатия, то есть способность чувствовать людей и их нужды. Почему? Все современные технологии появляются исключительно по запросу социума для решения конкретных проблем. Мой опыт показывает, что большинство идей, которые были на старте, и успешные бизнесы, в которые они вылились, схожи только общим каркасом. Общество диктовало, что ему нужно, а бизнесмен трансформировал под это проект. Получается, нужно много знать, быть готовым поглощать огромное количество знаний и информации, а также быть гибким и уметь подстраивать проект под нужды людей.
Если говорить просто о законах предпринимательства, то важна готовность рисковать и идти до конца. По статистике, самые успешные предприниматели — это спортсмены. Знаете почему? Они если поставили цель, то готовы двигаться к ней долго и упорно, монотонно выполняя все необходимые действия. Это только в фильмах бывает: жил себе парень в общаге, а через три года он уже успешный миллиардер. Монтаж это. В реальности все эти три года он двигался вперед, решая ту или иную задачу.
Фото предоставлено Игорем Кожелиным
— Насколько сложно привлечь инвестиции в космический стартап?
— Сложно. Особенно учитывая порядок цен. Чтобы начать космический стартап на раннем этапе, нужно минимум 30-100 млн руб. У нас долгий цикл создания прототипа, при этом постоянно требуются самые новые разработки. На Западе все началось с Илона Маска и Джеффа Безоса. Но на сегодняшний день основными инвесторами там выступают успешные предприниматели, то есть крупные бизнес-ангелы. Также там есть различные институты и фонды развития. В России пока еще этот рынок не развит. Такие компании, как наша, живут за счет инвестиций от более крупных компаний — бизнес-ангелов. Но когда ты доходишь до определенного этапа, когда у тебя появляется прототип — спутник, ракета, работающий сервис, — как правило, в игру вступают крупные корпорации. Они либо инвестируют в проект, либо выкупают долю и берут в дальнейшую реализацию.
— Знаю, что вы работаете с Роскосмосом.
— Да, у нас с ними хорошие отношения: нас приглашают на различные совещания, комитеты как экспертов. Новый глава Роскосмоса Юрий Борисов озвучил очень интересные планы. Там есть пункт о переходе от исключительно государственной космонавтики к рыночной. Что это значит на практике? Коммерческие компании могут участвовать в крупных тендерах наравне с государственными. Как показывает европейский опыт, такая модель более стабильна, привлекательна и более выгодна как для частников, так и для государства. Поэтому сейчас достаточно хорошее время для создания частных компаний и развития частного космоса в России.
— Насколько вы сегодня зависимы от иностранных комплектующих и насколько сильно на вас отразились санкции?
— Наше ключевое преимущество — что мы изначально ориентировались на российский рынок и отечественные комплектующие. Кроме того, у нас свои оригинальные сервисы и свое оборудование. Плюс в качестве партнеров мы видели азиатские рынки, рынки стран БРИКС. Так что на нас санкции впрямую не отразились.
— Вы сказали об оригинальных сервисах. А насколько вы тщательно подходите к защите своей интеллектуальной собственности и нематериальных активов?
— Это очень важный вопрос, так как современная технологическая компания — это в первую очередь человек и его знания. А потому у нас со всеми сотрудниками заключается NDA — соглашение о неразглашении. Плюс мы ответственно подходим к вопросам лицензирования и патентования. Мы только что запустили SR Data Imagery — уникальный сервис на основе блокчейна по заказу спутниковых снимков высокого и сверхвысокого разрешения в несколько кликов, что гарантирует удобство и достоверность получаемых снимков. Но запатентовали его мы значительно раньше.
— Ваша компания активно привлекает к сотрудничеству людей из сферы искусства. Что дают космическому стартапу собственные NFT и коллаборация с экс-солисткой группы Cream Soda?
— Миссия нашей компании не только создавать технологические продукты с целью сохранения суверенитета и повышения качества жизни на Земле, но и популяризация темы космоса. Во времена СССР дети знали, что живут в стране, которая первой запустила спутник, Юрий Гагарин — первый космонавт, а Алексей Леонов первым вышел в открытый космос. Всем этим действительно гордились. Сегодня же куда популярнее слоган «Юра, мы все потеряли». Мне кажется, его пора сменить. Мы хотим показать, что даже если мы что-то потеряли, то сейчас попытаемся наверстать и сделать лучше, чем это было. Именно поэтому мы очень активно занимаемся популяризацией. Мы выступаем в школах, вузах, рассказываем, что делаем сами и чем заняты наши конкуренты. Но этого мало. Творчество же способно охватить куда более широкие массы. Через песни, картины, выпуск NFT удается привлечь интерес к частной космонавтике, показать, что в России есть ребята, которые создают классные технологичные вещи и готовы к покорению космоса. Тем самым мы возвращаем веру наших сограждан не только в космос, но и в наше будущее, в то, что мы еще далеко не все потеряли.
Плюс, чем больше о компании знают и говорят, тем вам проще привлечь инвестиции. Поэтому ход с NFT был придуман, чтобы сделать что-то классное и привлечь как можно больше внимания к себе. Полученные деньги мы пустили на развитие нашего проекта. Что касается нашего взаимодействия с Аней (экс солистки Cream Soda, а теперь 4NN4), то тут все еще проще. Ей всегда была интересна тема космоса и хотелось сделать свой вклад в его освоение и социальное развитие. Мы дали ей такую возможность. А она, делясь своей музыкой, рассказывая про нас, повышает популярность нашей компании и уровень интереса к космическим темам.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА