Наука и технологии
12 января 2023
Поделиться

НЕхлебом единым: можно ли начать бизнес, сев на диету 

НЕхлебом единым: можно ли начать бизнес, сев на диету 

Фото предоставлено Евгением Барановым

Сегодня рынок может предложить множество вариантов для людей, которые придерживаются здорового образа жизни: отделы с «полезными» и «экологическими» продуктами легко найти даже в магазинах средней ценовой категории. Однако в 2018 году ситуация была совсем другой — это сделало GrechkaBread пионерами в области безглютеновой выпечки. Мы попросили сооснователя компании, Евгения Баранова, рассказать о том, как бренд появился на свет и что делает его таким особенным.  

— В одном из интервью вы сказали: «Мне бы очень хотелось, чтобы надпись на этикетке “Здоровый продукт” подкреплялась какими-нибудь научными изысканиями, а не была обычным маркетинговым ходом». В чем польза вашего «НЕхлеба» и как это можно доказать?

— Сейчас часто говорят: вкусно, полезно, но ведь это очень относительные категории. Что полезно и что вкусно? Понятия размываются: можно сделать хлеб из пшеничной муки с добавлением гречневой, но написать на упаковке: «гречневый хлеб». Станет ли он от этого полезным? 

Я бы предпочел говорить про невредность нашего хлеба, «НЕхлеба» и кейков. У нас очень прозрачный состав, если вы его откроете, то увидите самые обычные вещи и продукты, которые всем понятны: орехи, лен, зеленая гречка... Кокосовое масло. Впрочем, с непривычки может смутить слово «псиллиум» — это, пожалуй, самое сложное. Хотя на самом деле это всего лишь природная добавка для поддержания здорового пищеварения. Мы же ее используем для влагоудержания. У нас всё расписано, поэтому, думаю, фишка нашего «НЕхлеба», наших десертов и снеков в том, что у них абсолютно понятный чистый состав и хороший баланс вкуса. 

Мы проходим ХАССП, протокол безопасности производства, что, в частности, подтвердит отсутствие в наших продуктах глютена. Мы приняли участие в премии Live Organic Awards и сейчас ждем результатов.

Люди покупают у нас то, что едим мы сами. Мы едим наш хлеб, наши клиенты его едят и не страдают ни от каких последствий для организма. Если у вас есть непереносимость глютена и вы едите наш хлеб, вы не будете чувствовать себя плохо. Люди с сахарным диабетом покупают у нас продукцию и не сталкиваются со скачками инсулина, потому что в ней медленные углеводы и нет сахара в составе.  

Мне не нравится, когда делают громкие заявления, что какое-то продукт вкусный и невероятно полезный, ведь всё есть яд и всё есть лекарство — вопрос в разумных пропорциях. 

— Ваш проект начался с того, что вам нужно было придерживаться безглютеновой диеты. Расскажите подробнее, как сделать из личной диеты бизнес?

— Эта история началась в 2018 году. Мне 28 лет, мозги тогда у меня были еще довольно юношеские: я только приучил себя к мысли, что нужно начать задумываться о здоровом образе жизни… И тут я столкнулся с необходимостью лечиться. Консервативных вариантов лечения было немного, поэтому мы пришли к не совсем традиционным методам — я изменил диету, полностью отказался от глютена. Было тяжело: весь прежний рацион на 50% состоял из глютена — пироги, домашняя выпечка, готовые полуфабрикаты, пельмени или пицца… Тогда еще не было никаких безглютеновых товаров, только какие-нибудь рисовые или гречневые хлебцы. Нужно было понять, как перестроиться, чтобы снова было вкусно и не сильно било по карману. 

Мы начали искать альтернативы. Вика, моя жена, делала лепешки с псиллиумом, а потом увидела рецепт гречневого хлеба и попробовала его испечь. Я сказал, что можно попробовать поиграть со специями, и начал дорабатывать рецепт. Мы долго жили в Индии и любим индийскую кухню. Благодаря специям там достигают интересного вкусового букета — этого хотели добиться и мы. 

Некоторое время мы вместе с Викой работали над вкусом и текстурой, а когда получилось что-то интересное, я подумал, что кроме меня это еще кому-нибудь будет нужно. Тогда появилась наша страничка в соцсети. Пошли первые заказы, сперва не так много — 20-30 в разных концах Москвы. Крепло ощущение, что наш продукт нужен людям, а через пару месяцев мы встретили партнера — нашу знакомую Галину. Мы сошлись в мысли, что из этого хобби нужно делать бизнес — масштабироваться, а не печь дома. Официально мы начали работать 18 декабря 2018-го, такая лаконичная дата… Первые продажи пошли уже в феврале, и в этот же месяц вышли на операционную самодостаточность. Играли в ноль, отбивали зарплаты, но сами себе почти не платили. Наш пекарь, который тут работал, получал в три раза больше. Но это было уже что-то! Мы поняли, что это серьезная игра и нам нужно развиваться дальше. Наша компания до сих пор немножко стартап, потому что не было второго раунда инвестиций, но сейчас это вполне состоятельный малый семейный бизнес. 

Так и получилось. Я столкнулся с проблемой, но мы смогли найти для нее вкусное и невредное решение. А потом оказалось, что не одиноки в этом. Что у людей есть запрос на наш продукт.

Фото предоставлено Евгением Барановым

— Много ли наименований в вашей линейке?

— Сейчас — 12, но в разных размерах и исполнениях. Если брать с ними, то всего 23. Наверное, через некоторое время мы могли бы сократить часть: есть лидеры продаж, а если что-то такое, на любителя, это немного усложняет производственный процесс из-за экономической неопределенности. 

— Как люди узнают о вашей продукции? 

— На ярмарках, например, или маркетах, где мы даем людям попробовать наш «НЕхлеб». Мы сотрудничаем с блогерами, у которых, как мы думаем, наша целевая аудитория, с врачами… С эндокринологами. Мы дружим с йога-студиями и их преподавателями, потому что сами занимаемся аштанга-йогой. Делаем какие-то посильные коллаборации, оттуда о нас узнают люди… Даем попробовать продукцию звездам в формате бартера. За рекламу мы еще ни разу не платили и не платим. 

— С какими магазинами здорового питания или ресторанами вы сотрудничаете? 

— «Ешь Деревенское», «Яндекс.Лавка» и OZON. Весь список можно найти у нас на сайте, а так еще LavkaLavka, «Амбар», сеть лавок “Редиска”. Такие, знаете, небольшие локальные места, часто они даже находятся в пределах одного закрытого жилищного комплекса. Еще мы сотрудничаем с сетью кафе VEГАНУТЫЕ — они подают тосты на нашем хлебе, и с кондитерскими Angel Cakes. 

Фото предоставлено Евгением Барановым

— С чего лучше всего начать человеку, который решил попробовать ваш «НЕхлеб»?

— Лучше всего начинать с чего-то, что ближе к классическому хлебу. Если человек ел дарницкий хлеб, то ближе всего к нему пшено и семена льна. Он такой, с небольшой интересной сладостью, а с дарницким у них похожая текстура. Еще один пример из базовых — наш хлеб с красной чечевицей, он очень нежный, там всего лишь шесть ингредиентов и никаких специй, кроме соли. Он очень нейтральный, на него сверху можно класть любую намазку — как сладкую, так и нет. Относительно новый вид и довольно популярный — зеленая  гречка с семенами льна. У него внутри тоже нет каких-то семечек, кроме, собственно, перемолотых льняных семян. Я бы сказал, что лучше начинать с этих трех видов. 

Но еще человеку, который впервые пробует наш хлеб, важно помнить, что его лучше резать тоньше, чем обычный, — он очень плотный, слегка влажноватый. Пузыри воздуха внутри у него не такие большие, как в дрожжевом. У нас хлеб поднимается из-за соды, а сода пенится маленькими пузырьками. Поэтому, чтобы сильнее почувствовать вкус намазки или других ингредиентов в бутерброде, наш хлеб лучше резать потоньше. Еще его лучше хранить в холодильнике, а затем разогревать на сухой сковороде или в тостере. Причем в тостере лучше держать подольше — тогда он захрустит. Так он и свежее становится, и вкуснее. К тому же лучше чувствуется аромат кокосового масла, которое мы кладем в часть наших изделий. 

— Насколько для вас важно продвижение здорового образа жизни? 

— Я сторонник умеренного и обдуманного маркетинга и против того, чтобы продвигать здоровый образ жизни навязчиво, крикливо и агрессивно. Я и сам не во всем придерживаюсь. Бизнес — это много переживаний и стресса. Хотелось бы сказать, что я эффективный управленец, но нет: я всё воспринимаю очень лично, отношусь к происходящему с большой эмпатией. К тому же у нас с женой маленький ребенок, который задает нам жару. Так что, например, йога по утрам для нас уже не на первом месте. Поэтому мне кажется, здоровый образ жизни — это когда ты помнишь про свой организм, относишься к нему бережно, ищешь баланс между профессиональной деятельностью, хобби, разными обязанностями, телом и здоровьем. 

Но, конечно, мне очень нравится, что сейчас в сфере продуктов без глютена и без сахара у нас есть конкуренция. В отличие от 2018 года, когда мы только начинали, магазины делают отделы правильного питания, которые действительно хорошо наполнены. Меня радует эта тенденция. 

— Насколько, на ваш взгляд, важна поддержка локальных брендов?

— Очень важна. Иногда ты можешь даже не знать, что производится на соседней улице в твоем же районе! Об этом нужно рассказывать, нужно рассказывать истории людей, которые этим занимаются. 

Даже раньше, до того, как мы стали делать наш хлеб, я бы при прочих равных выбрал именно локального производителя — он мне ближе и понятнее. Я хочу потреблять продукцию, которая сделана на моей территории. Почему я должен покупать что-то далекое? Ты можешь знать человека, который занимается производством, лично. Он такой, как и ты, он здесь же живет. Это очень сближает. Кроме того, локальный производитель будет оставлять налог от продаж в твоем регионе. 

— Какие задачи вы сегодня ставите перед собой?

 — Сейчас, во время геополитических изменений, непонятно, что будет дальше, но я бы очень хотел сохранить бизнес и продолжить его развивать. Знаете, это как серфинг: пока ты не готов встать на доску, ты плывешь к месту, где будешь чувствовать себя увереннее. Идет волна, которую ты не можешь оседлать, но ныряешь под нее прямо на доске. Сейчас мы как раз подныриваем под волну. Пока непонятно, каков будет результат, но нам очень хочется вынырнуть благополучно. Я бы ответил как-то так. 

Впереди туман, много непонимания, но в целом мы хотим сертифицировать наше производство по всем реальным и работающим сертификатам безопасности. Хотим начать делать порционную заморозку, двигаться в сторону продуктов, которые имеют спрос — например, печенье, кантуччи. Люди просят этого от нас, именно нашего производства, потому что мы делаем хороший состав. У нас очень сложный процесс подбора ингредиентов, ведь мы исключаем многие неприемлемые для нас вещи: разрыхлители, крахмал, быстрые углеводы. Мы чувствуем, что это наша ниша и наша ответственность — найти абсолютно понятные ингредиенты, чтобы клиент смотрел состав и понимал: «Да, я хочу это есть, потому что это вкусно и полезно». 

Видите, как я закончил: вкусно и полезно. Все-таки стереотипы очень укрепляются — по крайней мере, речевые. 

 

Автор: Маргарита Захарова 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше