Наука и технологии
18 января 2022
7 минут
Поделиться

Точка роста: какие технологии будут определять наше завтра

Международная компания IFI Claims, крупнейший собственник и исследователь американских и мировых патентных данных представила ежегодный рейтинг компаний-лидеров в области патентов на технологии. IPQuorum проанализировал исследование, чтобы понять, какие технологии развиваются быстрее других и какое место в этом ландшафте занимают ИИ и метавселенные.

Точка роста: какие технологии будут определять наше завтра

Иллюстрация: IPQuorum

Азия лидирует по числу патентов в мире

Для сбора и анализа данных IFI Claims использует собственную базу данных патентов Claims Direct и запатентованные алгоритмы для сбора статистики и анализа. Данные также проверялись вручную. 

В глобальный рейтинг вошли 250 компаний, которые активнее всего регистрировали патенты с 2017 по 2021 год. Ведущие позиции здесь занимают азиатские (из Китая, Японии и Южной Кореи): 

Фото: IFI

В целом, судя по топ-10 глобального рейтинга, можно отметить, что активнее всего наращивает число патентов Китай. Однако по общему числу патентов (150 000) пока еще лидируют США. В локальном рейтинге, где собраны 50 компаний, патентующих технологии в США, также побеждают американцы. Японцы на втором месте, на третьем — Южная Корея, на четвертом — Китай. 

Вторая важная особенность этого года — это снижение патентной активности. Общее количество выданных патентов за 2021 год в США сократилось на 7,5% по сравнению с 2020-м — это самое резкое падение с 2018 года. 

Единственная страна, где патентная активность даже выросла — на 10% по сравнению с прошлым годом, — это снова Китай. 

Андрей Кричевский, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям:

«Резкое снижение количества выданных в США в 2021 году патентов (7%) при незначительном снижении количества заявок (0,4%) позволяет говорить о тренде на “усиление” национальных патентов за счет более тщательной патентной экспертизы. Бенефициарами такой политики являются и владельцы больших патентных портфелей, и само государство. Для корпораций строгость и высокий уровень патентной экспертизы прежде всего означают качество приобретаемых ими активов. В то же время для государства это еще и вопрос защиты внутреннего рынка, ведь появление слабых, “мусорных” патентов в первую очередь вредит добросовестным национальным производителям, которые вынуждены развиваться в условиях серьезных ограничений или даже становиться жертвами патентных троллей.

Начиная с 2019 года аналогичную тенденцию мы можем рассмотреть и в деятельности российского патентного ведомства, когда количество отказов в выдаче патентов выросло в два раза по сравнению с предыдущим периодом. В 2020 году количество отказов Роспатента выросло еще на 20%, притом что существенного роста объема заявок не наблюдалось. Хотя, конечно, суммарный процент отказов в России пока составляет менее 20% и еще сильно отстает от американского, который приближается к 50%». 

Самые быстрорастущие технологии

В IFI Claims детально проанализировали 50 крупнейших компаний, патентующих технологии в США за последние пять лет. В каждой из областей патентования — например, машиностроение, металлургия или физика — рассчитали совокупный годовой темп роста (CAGR) и выделили те технологии, где он был наиболее высоким. 

В топ-20, в том числе, вошли: 

  • вычислительные системы на основе биологических моделей (биокомпьютеры); 
  • машинное обучение; 
  • квантовые компьютеры и квантовые вычисления; 
  • беспроводная связь; 
  • распознавание текстов или изображений. 

При этом ИТ охватывают все отрасли: здравоохранение, машиностроение, автопром, сельское хозяйство, тяжелую промышленность. Например, автопроизводители патентуют электронику и ПО для беспилотного транспорта, и наоборот: ИТ-компании скупают стартапы и патенты на компоненты для автономного управления автомобилем. 

Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности: 

«Тревогу вызывает усиление контроля корпораций над технологиями. Сильные держатели патентов стали сильнее. Уровни монополизации весьма высоки: например, в протоколах беспроводных сетей доминировали, и очень вероятно, что впредь и безальтернативно будут доминировать, Huawei, Samsung, LG. 

В квантовых вычислениях никто не догонит IBM и Google, а в машинном обучении IBM и Microsoft. Достижения в области растений останутся в руках Monsanto и Pioneer. 

Рост числа патентов, которыми обладают корпорации, идет не только за счет собственного R&D. Если проследить судьбу технических решений, запатентованных два-три года назад стартапами, то все они ( патенты или патенты вместе со стартапами) куплены.

В итоге вместо справедливого вознаграждения за ценные знания и технические решения институт патентного права работает на монополизацию этих знаний».

В качестве перспективного направления 2021 года также выделили электромобили. Патенты в этой области регистрировали автоконцерны,  такие как Toyota, Volvo, Volkswagen, Ford и Audi,  топливные корпорации (например, Shell) и ИТ-гиганты Apple и Amazon. Еще 150 стартапов, отобранных IFI, могут стать частью корпораций вместе с их патентами. В первую очередь, это производители аккумуляторов, гибридных установок, а также ИИ-систем для автономного вождения и управления трафиком. 

Майк Бейкрофт, CEO IFI Claims:

«Патент — это важнейший актив компании, особенно в развитых странах. На основе патентного портфеля в том числе оценивают компанию — и финансово, и в плане ее влияния на рынке. Вот почему крупнейшие корпорации активно скупают перспективные стартапы вместе с их запатентованными разработками и тем самым увеличивают свой вес. 

В первой десятке самых перспективных технологий семь так или иначе связаны с ИТ. Рост начался несколько лет назад, и пандемия еще больше подхлестнула этот тренд. Среди них одно из ключевых мест занимают разработки в области искусственного интеллекта: они проникают во все патентные области». 

ИИ и метавселенные

IFI Claims также составила рейтинг 50 крупнейших компаний, которые занимаются разработками в области ИИ и машинного обучения в США. В первую десятку лидеров по числу патентов с 2017 по 2021 год в этой области вошли: IBM, Samsung, Microsoft, Google, Intel, Huawei, LG, Bosch, NEC, Sony. 

Но гораздо интереснее, какие именно технологии и разработки патентуют чаще всего. Среди самых быстрорастущих оказались вычислительные системы на основе биологических моделей или физического материала, такого как мозг, интеллект, нейрон или молекула ДНК. Мощные вычислительные возможности, самые продвинутые методы статистической обработки данных и моделирования в алгоритмах машинного обучения, в сочетании с глубоким пониманием живых организмов, генетики и когнитивных процессов открывают новые возможности. 

К примеру, в конце 2020 года алгоритм Alpha Go от DeepMind помог расшифровать процесс сворачивания белка. Это сложнейшая задача, над которой ученые-биологи бились около 50 лет. 

Число таких патентов за пять лет выросло примерно в восемь раз — с 10 000 до 80 000. 

Второе перспективное направление — это симуляция, или моделирование жизни в виртуальной реальности. Это возможно при помощи нейросетей, виртуальных «аватаров» или комплексных социальных симуляций. Что-то подобное планирует создать Марк Цукерберг в виде метавселенной, где люди будут взаимодействовать при помощи виртуальной и дополненной реальности. 

Среди других компаний, которые активнее всего патентуют подобные технологии, — IBM, Microsoft, DeepMind, Samsung, Google. 

При этом Facebook фокусируется на обмене мгновенными сообщениями, Google — на методах анализа речи и голоса, Sony и Samsung— на игровых системах с финансовым вознаграждением и интерактивных игровых мониторах, Intel — на анимации. 

Интересно, что виртуальной реальностью и симуляциями заинтересовались не только ИТ-гиганты, но и те, кто разрабатывает узкоотраслевые ИТ-продукты. Например: 

  • Climate Corp собирает и анализирует данные о погоде, почве и полях, чтобы помочь фермерам лучше спрогнозировать сельхозработы. 
  • Nuance предлагает ИИ-решения на базе распознавания голоса и изображений для здравоохранения и других секторов. 
  • Mobileye разрабатывает системы на базе машинного зрения для помощи водителям на дороге. 

Вот наиболее востребованные технологии и области, которые связаны с метавселенными: 

  • виртуальная и смешанная реальность;
  • виртуальные симуляции биологических процессов;
  • передача цифровой информации; 
  • цифровые экосистемы; 
  • «интернет вещей»; 
  • электронная коммерция;
  • блокчейн;
  • цифровые двойники;
  • кибербезопасность. 

Ключевые игроки здесь — Microsoft, Magic Leap, Samsung, IBM, Disney.

Пока что метавселенные в том виде, в котором о них говорят в Meta, сложно выделить в отдельный тренд. Но резкий всплеск интереса к ним за последний год говорит о том, что эта группа технологий — одна из самых перспективных и окажет заметное влияние на глобальные технологические тренды. 

Майк Бейкрофт:

«В этом году мы увидели четырехкратный рост патентной активности, связанный с метавселенными — точнее, всем, что касается виртуальных симуляций. В Китае этим особенно заинтересовались Tencent, Baidu и Alibaba, а в США — IBM, Google, Accenture. Активно подключились компании из Южной Кореи и Европы». 

Как обстоят дела в России? 

Россия в 2021 году опустилась на 11-е место по числу зарегистрированных в США патентов, хотя в прошлом году входила в десятку. В числе лидеров оказались: «Лаборатория Касперского», ABBYY, РУСАЛ, «Сколтех» и «Росатом». Прошлогодний лидер — «Яндекс» — в этом году выбыл из рейтинга, так как его российские подразделения в нем не учитывались (штаб-квартира компании зарегистрирована в Нидерландах), тогда как в самой компании заявили, что зарегистрировали в США более 100 патентов и заявок. 

Наличие иностранных патентов для российских компаний помогает выходить на зарубежные рынки. К примеру, около 80% продаж «Лаборатории Касперского» совершаются за пределами России.

Однако рынок ИИ в России активно развивается: только за 2021 год он вырос на 18% при общемировом росте на 16%. Согласно прошлогоднему исследованию Tess Technology, самые перспективные направления в области ИИ в России — это: 

  • системы компьютерного зрения; 
  • распознавание и синтез речи; 
  • рекомендательные сервисы и системы поддержки принятия решений; 
  • машинное обучение; 
  • обработка естественного языка. 

В конце прошлого года компания-разработчик игр Mytona объявила о планах по созданию собственной метавселенной. 

 

Автор: Ася Зуйкова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Наука и технологии
12 ноября 2024

Трубка мира: кто изобрел кинескоп

Наука и технологии
16 октября 2024

На М-11 «Нева» впервые в России появилась музыкальная разметка

Наука и технологии
09 октября 2024

Наши роботы самые работоспособные в мире

Наука и технологии
07 октября 2024

Машины времени: наш автопром от «Победы» до AURUS

Наука и технологии
17 сентября 2024

Больше денег и риска: Bain изучила игровую индустрию

Наука и технологии
12 сентября 2024

Видеоигры и реальная жизнь: как виртуальные развлечения отражаются в мире вокруг нас

Наука и технологии
27 августа 2024

Про оптимизацию с оптимизмом: почему современные игры выходят не готовыми?

Наука и технологии
15 августа 2024

Винтокрылая маршрутка: история изобретения вертолета

Наука и технологии
23 июля 2024

Игра в экранизацию: почему адаптации видеоигр в кино не получались, а теперь получаются?

Наука и технологии
28 июня 2024

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Наука и технологии
25 июня 2024

Вагончик тронулся: кто изобрел трамвай

Наука и технологии
21 июня 2024

Вовлекая, привлекай: phygital — на стыке физического и цифрового

Наука и технологии
04 июня 2024

Игры, в которые не играют люди: почему блокбастеры надоели и что с этим делать

Наука и технологии
14 мая 2024

Игры покоренных: почему происходят массовые увольнения в индустрии?

Наука и технологии
09 апреля 2024

Жмем на play: Российские игроки и их предпочтения

Наука и технологии
22 марта 2024

Голубая мечта: как изобрели искусственную кровь

Наука и технологии
14 марта 2024

Смотри в оба: кто изобрел очки?

Наука и технологии
07 марта 2024

Наука — дело женское

Наука и технологии
20 февраля 2024

Облачный гейминг, нейросети и профсоюзы: главные тренды-2024 в игровой индустрии

Наука и технологии
02 января 2024

На страже организма: как родилась теория иммунитета