Цифровые технологии разделили историю человечества на до и после. Сегодня музею, чтобы оставаться современным, без них не обойтись, но насколько уместны они в мемориальных пространствах? Об этом IPQuorum побеседовал с Екатериной Толстой, директором музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Беседа стала продолжением нашего проекта «Цифровизованно», осуществлённого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Екатерина Александровна, можно ли сформулировать основные принципы использования мультимедиа в музеях, подобных «Ясной Поляне»?
— Они должны оттенять основную экспозицию, добавлять ей новые грани восприятия, не оттягивая от неё внимание посетителя. На них нельзя перекладывать функцию основного источника знаний о музее. Однако многое зависит от характера экспозиции — если в ней много белых пятен, мультимедиа могут заполнить эти пробелы. Но даже в этом случае они не всегда нужны: иногда воображение человека лучше справляется с такой задачей.
— В доме Толстого мультимедиа нет?
— И быть не может. Мы гордимся, что в экспозиции нет ни одного типологического предмета — только подлинники. Здесь царит дух старинного усадебного дома; обстановка сохраняется на 1910 год — последний в жизни Льва Николаевича. И как приятно слышать от посетителей: кажется, вот сейчас хозяин из дверей выйдет. А вот во флигеле Кузьминских или доме Волконского, где проходят временные выставки, в том числе и предметов из наших фондов, мультимедиа используются очень часто. Например, мы показываем вещи из ящиков письменного стола Льва Николаевича, которые, естественно, посетителям недоступны. А в видеопроекте «Экспонаты за спиной» представлены предметы из экспозиции, о которых экскурсоводы не говорят, поскольку время экскурсии ограничено и обо всём не расскажешь.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— И таких экспонатов наверняка большинство?
— Конечно! В доме находится более 46 000 предметов. Для этого проекта мы с нашими научными сотрудниками выбрали вещи с особенной историей. Им пришлось не только тексты готовить, но и работать на камеру, включая актёрские способности. Следующим стал проект «Личные вещи». Их, в отличие от «экспонатов за спиной», увидеть вообще невозможно — они находятся в закрытом хранении. Ролики выложены на нашем сайте в разделе «Спецпроекты» под кнопкой «Мультимедиа». Там же можно найти и обстоятельные тексты на разные темы, ведь кому-то интереснее читать, чем смотреть. А для тех, кто охотнее готов слушать, мы начали создавать подкасты.
— Ещё не так давно многие музейщики опасались, что развитый сайт может отбить у человека охоту посетить музей — зачем куда-то ехать, если всё можно увидеть, не вставая с дивана. Каким, с Вашей точки зрения, должен быть сайт, чтобы потенциальный посетитель отправился в путь?
— Информативным, понятным, наглядным. Часто сайт — первое, с чем сталкивается потенциальный гость музея, и ему важно быстро получить основную информацию: как добраться, сколько стоят билеты, как музей работает, где поесть, что ещё можно посмотреть. Эта информация должна подаваться на главной странице. Архитектура сайта должна быть удобна даже тем, кто редко пользуется интернетом. Но главное, пожалуй, не это. У нас есть виртуальная экскурсия по Ясной Поляне, но она никогда не заменит настоящее живое посещение музея — с его атмосферой, звуками, запахами. Увидеть, не вставая с дивана, можно многое, а вот почувствовать и прочувствовать — только приехав сюда.
— Сайт музея по определению должен учитывать интересы самой широкой аудитории. Как это сделать?
— На первый взгляд, всё просто: необходимы разделы для разных групп гостей — самостоятельных туристов, организованных групп, родителей с детьми, посетителей с ОВЗ. Пытливым гостям, вдумчиво готовящимся к визиту, нужна более подробная информация. Но на самом деле универсальных рецептов не существует. Потому что посетитель всегда непредсказуем. Не удивляйтесь. Бывает, готовя выставку, думаешь, что она непременно «выстрелит», а она проходит спокойно. Зато порой истинный фурор производит проект, на который особых надежд никто и не возлагал. Посетителей точно можно разделить на смотрящих, читающих и путешествующих, то есть коллекционирующих впечатления. Всё остальное достаточно условно. Поэтому критерий у нас один — погладил бы нас Лев Николаевич по головке за то, что мы сделали, или нет.
— Как формируется контент и выстраивается система представления информации на сайте?
— Это зависит от задач, которые мы перед собой ставим. Но самое главное — достоверность. Не секрет, что интернет давно стал собранием непроверенной, а то и совершенно ложной информации. За последние несколько лет появилось столько мифов о Софье Андреевне и Льве Николаевиче, что можно только удивляться, кто всё это насочинял. Вот почему так важно давать достоверную информацию, и мультимедиа в этом — прекрасное подспорье. Не обойтись без них и тогда, когда хочется снабдить гостей какими-то дополнительными сведениями. Например, мы решили подробнее познакомить посетителей с обстановкой спальни Льва Николаевича. Это очень небольшое помещение, полное небольших, но очень важных для него предметов. На экскурсии рассмотреть всё как следует практически невозможно. А на экране, где каждая вещь снабжена меткой, можно в один клик узнать историю каждого экспоната. Ещё один пример — проект, посвящённый юбилею создания романа «Анна Каренина». У классиков очень многое в произведениях связано с конкретной эпохой, и, не зная реалий, в перипетиях сюжета разобраться непросто. Мы рассказываем о том, что представлял собой развод в Российской империи того времени, о прототипах романа, о том, как родился замысел, о символах, вплетённых в ткань повествования. К примеру, почему имение названо Покровским, почему у Анны одни украшения на платье, а у Китти — другие? Толстой ничего не писал просто так. Всё это фрагменты послания, отправленного им читателям.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Создавать эффективный контент сложно?
— Здесь очень важно найти точки соприкосновения с научными работниками. У них своя логика подачи информации, не всегда подходящая для посетителя, особенно неподготовленного. Порой тексты переписываются по нескольку раз ради лёгкости восприятия. Кроме того, форма подачи контента со временем устаревает. То, что было создано каких-нибудь пять-семь лет назад, уже нужно «переупаковывать» — из текста в видео, подкаст или графику. Это большая работа, которая, в сущности, никогда не прекращается.
— В музейном квартале Тулы, созданном в преддверии 500-летия Тульского кремля, есть и представительство вашего музея. Какие задачи он решает и как использует мультимедийные технологии?
— Культурно-выставочный комплекс «Л. Н. Т.» открылся в 2021 году к столетию нашего музея. Ясная Поляна не так далеко от Тулы, около 20 километров, но всё же нам хотелось, чтобы в городе, в так называемом Музейном квартале, на его главной пешеходной улице, был и наш филиал. Экспозицию назвали «Мой адрес всегда: Тула» — именно так в некоторых письмах писатель указывал свой адрес. На выставке мы рассказываем о том, где он бывал в Туле, с кем из её жителей дружил. Это интерактивное пространство, ставшее отчасти антиподом Ясной Поляны. В Доме Толстого — обстановка, в которой соединяются несколько веков, от середины XVIII до начала XX, вещи мемориальные, ни к чему не прикоснёшься, а здесь — современная интерактивная экспозиция, где цифровые технологии задействованы по максимуму, и предметы трогать не только можно, но и нужно.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— В Крапивне работает сразу два филиала. Как они вписываются в общую систему яснополянских музеев?
— Сто лет назад Крапивна была процветающим городом, центром уезда, к которому в то время относилась и Ясная Поляна. В 1999 году филиалом Ясной Поляны стал Крапивенский краеведческий музей, где мы постарались отразить бурную и яркую историю этого места, в которой отметились такие персонажи, как Иван Болотников, Лжедмитрий, Мария Мнишек. А к открытию Музея Земства мы шли почти двадцать лет. В разработке и реализации концепции нам помогло Бюро музейной сценографии «Метаформа», с которым мы работали и над проектом «Л. Н. Т.». Музей разместился в здании, где в XIX веке располагались присутственные места Крапивенского уезда, полицейское управление и казначейство и где по служебным и общественным делам неоднократно бывал Толстой. Крапивне с музейной точки зрения повезло — утратив своё значение в ХХ веке, она «законсервировалась», сохранив неповторимый колорит века XIX. Фактически это музей под открытым небом, и о каждом сохранившемся доме есть отдельная страничка в интерактивной книге.
— В доме Волконского недавно открылся Центр музейной педагогики. Сегодня в работе с детьми вряд ли можно обойтись без цифровых технологий?
— Не просто музейной — толстовской педагогики. Здесь интересно дошколятам и школьникам, учителям и родителям. Лев Николаевич был убеждён, что дело просвещения — «самое важное в мире», искал пути решения проблемы образования народа, открывал школы для крестьянских детей, создавал учебные книги и пособия для учителей. Дом Волконского неслучайно выбран — именно в этом здании младшая дочь Толстых Александра Львовна, первый директор яснополянского музея, в год его основания открыла бесплатную школу для детей. Сегодня здесь есть зал-трансформер для проведения музейно-педагогических программ, конференций, лекций, семинаров, выставок и зал с постоянной интерактивной экспозицией «Университет в лаптях», там современные технологии позволяют ребятам погрузиться в школьные будни учеников Льва Николаевича, порешать задачки, разгадать головоломки, придуманные писателем. Мы хотели, чтобы и детям было интересно, и родители поняли, почему стоит приводить их сюда, и учителя могли разобраться, в чём суть педагогической системы Толстого.
— Как ваш музей находит общий язык с молодёжью, которая буквально рождается с гаджетами в руках?
— А поход в Ясную Поляну может обойтись и без гаджетов, особенно когда речь идёт о маленьких детях. Самое важное — чтобы с первого шага по усадьбе у ребёнка рождалось эмоциональное подключение к тому, что он видит: утка с утятами переходит аллею, гуси бродят по травке, лошади в конюшне мотают гривами. Совсем не обязательно вести его сразу на экскурсию в дом, можно просто показать ему живой мир русской усадьбы, чтобы тёплое воспоминание осталось на всю жизнь. В дом он придёт когда-нибудь потом, когда подрастёт и почувствует желание вернуться в Ясную. А если маленький посетитель готов к экскурсии, то она должна соответствовать его уровню развития. Самых юных ведёт по дому не просто экскурсовод, а «тётушка Ергольская», на попечение которой остались осиротевший Лёвушка, его сестра и братья, и рассказывает о том, в какие игры они играли, что ели, во что одевались, о чём мечтали. Дети должны чувствовать, что здесь их ждут, с их интересами считаются. Для старшеклассников и студентов мы придумали проект «Толстой без бороды» — возможность переосмыслить наследие Толстого, перекладывая его на язык современных видов искусства. Например, участники писали фанфики по его произведениям, то есть собственные варианты развития сюжетов, снимали мини-фильмы на телефон, вдохновившись цитатами писателя. То есть мы зашли как раз через гаджеты и интересные детям темы, но реализовали их в очень толстовском духе.
— Нередко приходится слышать, что музеям становится всё сложнее прививать молодым вкус к подлинности. Виртуальный мир, громкий, динамичный и яркий, может вытеснить «скромные» раритеты?
— Нет. Их вообще не стоит сравнивать. В музее они вполне могут сосуществовать в гармонии. Динамичные картинки сменяют одна другую, не запоминаясь, не трогая душу. Они всегда «спешат». А «скромным» подлинникам, созданным на века, хватает терпения «дождаться», когда человек будет готов к ним обратиться. Рано или поздно приходит насыщение этой яркостью, за которой, по большому счёту, нет никакого внутреннего содержания. Как бы ни изменялся наш мир, есть вещи, которые нам по-прежнему важны и необходимы, — нравственные ценности, семья, любовь.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Мультимедиа помогают не только в непосредственной музейной деятельности. В 2013 году Ясная Поляна и Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве (ГМТ) воплотили уникальный проект «Весь Толстой в один клик». Как он работает сейчас?
— «Весь Толстой в один клик» — проект, благодаря которому появилась электронная версия 90-томного, полного собрания сочинений Льва Толстого. До этого в интернете можно было найти только разрозненные тексты. Сейчас помимо прозы доступны 13 томов дневников и записных книжек, 31 том писем, детские и юношеские литературные опыты Толстого, пьесы и статьи на разные темы. Проект обязан успехом тысячам волонтёров: сразу после запуска организаторы обратились к интернет-сообществу с просьбой помочь вычитать тома и исправить ошибки, которые могли возникнуть при оцифровке. Толстого читали всем миром: 3249 человек из 49 стран. Волонтёры трижды проверили 46 820 страниц. Благодаря этой работе сегодня любой человек может просто и бесплатно загрузить с сайта tolstoy.ru любое произведение писателя. Можно сказать, что мы выполнили волю писателя — сделали его наследие доступным каждому.
— Как цифровые технологии меняют жизнь классического музея?
— Они для нас являются прекрасными помощниками, но это именно инструмент. Для того чтобы он работал, за технологиями должно стоять качественное содержание, а не только яркая и выразительная форма. Классический музей, идя в ногу со временем, должен оставаться верным себе. Знаете, у нас на территории в последнее время мобильный интернет ловит плохо. И это, как мне кажется, может восприниматься как нечто хорошее. У наших гостей есть возможность вынырнуть из водоворота информации, замедлиться и увидеть, как расцветают в саду яблони, кружат в хороводе снежинки, падают осенние листья. Побыть наедине со своими близкими или с самим собой. Технологии, конечно, сильно облегчают жизнь, но зачастую мешают ей радоваться.
Автор: Виктория Пешкова