На трех этажах музея собраны более 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны: от Калининграда до Владивостока и Хабаровска; в том числе из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова на пресс-конференции к открытию отметила, что выставка имеет для Музея особое значение: «12 февраля, ровно 10 лет назад, мы представляли нашу первую выставку в Венеции. Еще не функционировало наше здание в Москве, шла стройка и только очень большой фантазер мог предположить, что музей все-таки откроется. Но наша команда очень верила в то, что музей русского импрессионизма все-таки будет! И вот, сегодня мы представляем вам выставку, где собраны произведения из 75 коллекций со всей страны. Это результат очень большой работы. Нам хотелось показать русский импрессионизм ярко – с привлечением безусловно узнаваемых работ. В то же время была задача показать и художников, которым достаётся меньше внимания. Эта выставка подчеркивает масштабность явления, именуемого русским импрессионизмом».
Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других, импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. В экспозиции произведения 70 мастеров от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, собираются в единую картину и позволяют представить, насколько масштабным и распространенным было это явление в отечественной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.
Куратор выставки Наталья Свиридова: «Этой выставкой мы рассказываем о самых узнаваемых, знаковых чертах и изобразительных задачах импрессионизма, которые становятся важнейшими для художников: передача света, воздуха, световоздушной перспективы, ощущение солнца. Поэтому выставка носит название "Изображая воздух". Ведь это самое важное, что сделали импрессионисты: они смогли передать нематериальные ощущения воздуха в картине.
Среди русских художников было мало тех, кто посвятил свою жизнь импрессионизму. Вероятно, только Константин Коровин, который, как начал заниматься импрессионистическими задачами, так всю жизнь им и посвятил. Большинство русских художников к импрессионизму прибегали лишь фрагментарно. И это отличительная черта этого явления, из-за которого долго считали, что импрессионизма в России не было. Однако, если сконцентрировать работы, отвечающие этим задачам, то их в русском искусстве окажется огромное количество».
Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжила современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Корина также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея была создана инсталляция «Наглядные пособия», посвященная свету как физическому явлению. Произведение фокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.
Другим дополнительным впечатлением стал акустический перформанс «Слушая импрессионизм», созданный театральным режиссером Денисом Азаровым и композитором Олегом Макаровым при поддержке партнера музея Театрального салона «Сцена 23».
Авторы проекта создали для посетителей особую акустическую ситуацию, в которой постарались достичь гармонии живописи и звука. Они отталкивались от идеи, что впечатление от картин, так же, как и от музыки, может ощущаться как поток энергии, меняющий эмоциональное состояние человека. Здесь музыка и разные бытовые звуки — скрип дверцы, шаги, шелест платья — становятся альтернативным способом восприятия — новым «прочтением» картин известных художников в стиле импрессионизма.
Рассказывает режиссер Денис Азаров: «Я очень люблю работать со звуком в своих спектаклях, и мне все время было интересно узнать, насколько звук информативен, не художественен и многогранен. Например, у звука имеется длительность, а сколько звук должен и может длиться внутри картины? В идеале, здорово было бы сделать акустическое пространство для каждой картины, но это, к сожалению, невозможно при таком объеме. Поэтому мы разделили звуки на зоны и назвали их «шаги». «Шаг 1», «Шаг 2», «Шаг 3». Каждая новая зона — это новый шаг. С каждым новым шагом, звука становится все больше, и больше. Звук становится разнообразным, симфоническим. На третьем этаже, следуя логике движения выставки, мы попадаем в совсем музыкальное пространство. Тем не менее, весь акустический перформанс – единое целое. На наш взгляд, эта музыка выражает пространство русского импрессионизма. Мы его так и назвали –музыкальное пространство. Я писал микросценарии, а композитор Олег Макаров это переводил в звук. Например, в разделе материнство можно представить, как дети пробежали, что-то, естественно, разбили, где-то кто-то занимается на фортепиано, и все это с нотами летнего дня за городом. Понятия не имею, насколько это все сработает, но лично мне было очень любопытно получить подобный опыт».
Музей подготовил обширную образовательную программу в рамках выставки для детей и взрослых. Частью этой программы станет «Театральная гостиная» от Театрального салона «Сцена 23», где состоится серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.