Музеи
14 февраля 2025
4 минуты
Поделиться

14 февраля в Музее русского импрессионизма открылась масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм»

14 февраля в Музее русского импрессионизма открылась масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм»

Фото предоставлено пресс-службой Театрального салона «Сцена 23»

На трех этажах музея собраны более 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны: от Калининграда до Владивостока и Хабаровска; в том числе из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова на пресс-конференции к открытию отметила, что выставка имеет для Музея особое значение: «12 февраля, ровно 10 лет назад, мы представляли нашу первую выставку в Венеции. Еще не функционировало наше здание в Москве, шла стройка и только очень большой фантазер мог предположить, что музей все-таки откроется. Но наша команда очень верила в то, что музей русского импрессионизма все-таки будет! И вот, сегодня мы представляем вам выставку, где собраны произведения из 75 коллекций со всей страны. Это результат очень большой работы. Нам хотелось показать русский импрессионизм ярко – с привлечением безусловно узнаваемых работ. В то же время была задача показать и художников, которым достаётся меньше внимания. Эта выставка подчеркивает масштабность явления, именуемого русским импрессионизмом».

Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других, импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. В экспозиции произведения 70 мастеров от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, собираются в единую картину и позволяют представить, насколько масштабным и распространенным было это явление в отечественной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.

Куратор выставки Наталья Свиридова: «Этой выставкой мы рассказываем о самых узнаваемых, знаковых чертах и изобразительных задачах импрессионизма, которые становятся важнейшими для художников: передача света, воздуха, световоздушной перспективы, ощущение солнца.  Поэтому выставка носит название "Изображая воздух". Ведь это самое важное, что сделали импрессионисты: они смогли передать нематериальные ощущения воздуха в картине.

Среди русских художников было мало тех, кто посвятил свою жизнь импрессионизму. Вероятно, только Константин Коровин, который, как начал заниматься импрессионистическими задачами, так всю жизнь им и посвятил. Большинство русских художников к импрессионизму прибегали лишь фрагментарно. И это отличительная черта этого явления, из-за которого долго считали, что импрессионизма в России не было. Однако, если сконцентрировать работы, отвечающие этим задачам, то их в русском искусстве окажется огромное количество».

Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжила современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Корина также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея была создана инсталляция «Наглядные пособия», посвященная свету как физическому явлению. Произведение фокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка. 

Другим дополнительным впечатлением стал акустический перформанс «Слушая импрессионизм», созданный театральным режиссером Денисом Азаровым и композитором Олегом Макаровым при поддержке партнера музея Театрального салона «Сцена 23». 

Авторы проекта создали для посетителей особую акустическую ситуацию, в которой постарались достичь гармонии живописи и звука. Они отталкивались от идеи, что впечатление от картин, так же, как и от музыки, может ощущаться как поток энергии, меняющий эмоциональное состояние человека. Здесь музыка и разные бытовые звуки — скрип дверцы, шаги, шелест платья — становятся альтернативным способом восприятия — новым «прочтением» картин известных художников в стиле импрессионизма.

Рассказывает режиссер Денис Азаров: «Я очень люблю работать со звуком в своих спектаклях, и мне все время было интересно узнать, насколько звук информативен, не художественен и многогранен. Например, у звука имеется длительность, а сколько звук должен и может длиться внутри картины? В идеале, здорово было бы сделать акустическое пространство для каждой картины, но это, к сожалению, невозможно при таком объеме. Поэтому мы разделили звуки на зоны и назвали их «шаги». «Шаг 1», «Шаг 2», «Шаг 3». Каждая новая зона — это новый шаг. С каждым новым шагом, звука становится все больше, и больше. Звук становится разнообразным, симфоническим. На третьем этаже, следуя логике движения выставки, мы попадаем в совсем музыкальное пространство. Тем не менее, весь акустический перформанс – единое целое. На наш взгляд, эта музыка выражает пространство русского импрессионизма. Мы его так и назвали –музыкальное пространство. Я писал микросценарии, а композитор Олег Макаров это переводил в звук. Например, в разделе материнство можно представить, как дети пробежали, что-то, естественно, разбили, где-то кто-то занимается на фортепиано, и все это с нотами летнего дня за городом. Понятия не имею, насколько это все сработает, но лично мне было очень любопытно получить подобный опыт».

Музей подготовил обширную образовательную программу в рамках выставки для детей и взрослых. Частью этой программы станет «Театральная гостиная» от Театрального салона «Сцена 23», где состоится серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музеи
04 марта 2025

Игорь Корнеев: «Мы передадим страну в надёжные руки»

Музеи
13 февраля 2025

Магия алгоритмов новой эры: как гуру становятся контент-мейкерами 

Музеи
28 ноября 2024

Спасти и сохранить: искусство как средство гуманитарной дипломатии

Музеи
29 октября 2024

У экспозиции Мураново появился сайт цифровых двойников

Музеи
29 октября 2024

Визуализируй это: 3D Платформа запускает российский культурный код

Музеи
25 октября 2024

Дух времени: экспозицию цифровых двойников открыли в Мураново

Музеи
21 октября 2024

Новые хозяева, старые стены: погружаясь в историю усадеб

Музеи
19 октября 2024

«В лицее Пушкин сформировался как гениальный поэт»

Музеи
14 октября 2024

Цифровые двойники в усадьбе Мураново

Музеи
27 сентября 2024

Интеллектуальные нюансы музейной цифровизации

Музеи
26 сентября 2024

Ольга Юрицына: «Высокие технологии — только начало разговора с посетителем»

Музеи
24 сентября 2024

Тут не одно воспоминанье…

Музеи
20 сентября 2024

Цифровой след в истории Мамаева побоища

Музеи
12 сентября 2024

Цифровой переход для музеев: будущее в настоящем

Музеи
06 сентября 2024

Наталия Толстая: «Технологии все время должны удивлять — иначе они не развиваются»

Музеи
26 августа 2024

Осенью в Японии откроется музей Nintendo

Музеи
20 августа 2024

Андрей Готлиб: «Дополненная реальность не должна быть “аттракционом” для привлечения публики»

Музеи
30 июля 2024

Владимир Гриценко: «Цифровые технологии только усиливают желание увидеть все своими глазами»

Музеи
18 июля 2024

Лев Ноль: «Цифровая копия не заменит «аромат подлинника»

Музеи
02 июля 2024

От монет к биткоинам: как античные деньги стали носителями Big Data и лакомым кусочком для криптомиллионеров