Музеи
13 февраля 2025
8 минут
Поделиться

Магия алгоритмов новой эры: как гуру становятся контент-мейкерами 

Магия алгоритмов новой эры: как гуру становятся контент-мейкерами 

Фото Натальи Малаховой

В доме культуры «ГЭС-2» до марта развернулась концептуальная выставка «Новая новая эра». Это размышление о популярных сегодня эзотерических практиках, которые в современном мире органично соединяются с культурой, наукой, искусственным интеллектом и используются как рабочие маркетинговые инструменты. Например, персонал сегодня можно подобрать по зодиакальной совместимости, сделать расклад таро на перспективы развития в том или ином бизнесе или получить нумерологическую консультацию по поводу выбора профессии.

Название выставки отсылает к эпохе нью-эйджа 1970-х годов, которая прочно ассоциируется с контркультурой, психоделическим роком и модой на древние восточные учения. Тогда американский мистик Дэвид Спенглер стал продвигать идею о том, что высвобождение духовной энергии каждого человека приближает наступление так называемой «Эры Водолея» — эпохи всеобщего просветления. Эту идею активно подхватило молодое поколение того времени, которое протестовало против насилия и несправедливости в мире и верило в том числе в то, что  с помощью эзотерических практик способно изменить судьбу мира.

Практики «новой новой эры», по мнению кураторов выставки Карена Саркисова и Андрея Паршикова, хоть и продолжают идеи нью-эйджа, но направлены локальнее — обеспечить более комфортную жизнь лично для себя, здесь и сейчас. Магические инструменты используются для решения насущных вопросов в карьере, личной жизни, улучшения психологического состояния. Занятия, считавшиеся раньше маргинальными, становятся социально приемлемыми и адаптируются к нуждам агностиков и даже непреклонных скептиков.

Эффект от использования инструментов новой новой эры также сравнивается с действием цифровых алгоритмов на социальных платформах. Так как часто они не ясны пользователям и их сложно просчитать, те ситуации, когда видео внезапно «залетело», а новость попала на верхние строчки выдачи в ленте, воспринимается чуть ли не как результат шаманских ритуалов. Точно так же даже профессиональные сммщики признаются, что не всегда до конца ясна логика методов поощрения и наказания в соцсетях — приоритета показа и теневого бана. Все это можно назвать магией алгоритмов. В то же время тарологи, астрологи, нумерологи и другие люди, работающие с подобными инструментами, пользуются этими алгоритмами для своего продвижения. По словам организаторов выставки, сегодня «гуру вынужден становиться контент-мейкером». 

«Автоматизация всех сфер жизни, нейросети и машинное обучение неизбежно поставлены на службу и новой духовности. Приложения для составления натальных карт и ежедневных гороскопов, проверки друзей на совместимость, определения звуковых частот для медитаций и сканирования ауры, а также персональные ИИ-тренеры по рэйки и прочие электронные помощники делают практики новой новой эры “умными” по аналогии с “умным домом”. Техника и магия перестали быть отдельными “космогоническими силами” (Федерико Кампанья), двумя конкурирующими стратегиями мыслить и обживать мир — сегодня они образуют парадоксальную амальгаму», — гласит кураторский манифест.

В экспозицию вошли работы классиков советского нонконформизма, современных отечественных и зарубежных художников, которые раскрывают идеи новой новой эры и посвящены инструментам предсказания будущего, техникам медитации, оккультным и паранаучным системам, мифологическим и ритуальным образам из разных культур и формам их выражения в искусстве сегодня. 

Цифровой оракул Анатолий и оживший Змееносец

На входе в экспозицию расположены каменные урны с цифровым оракулом — аксолотлем Анатолием. Это работа художника Михаила Максимова под названием «Глазовское эзотерическое сообщество», созданная специально для «ГЭС-2». В ней он соединяет мокьюментари — псевдодокументальную историю — с алгоритмами искусственного интеллекта и исследует, как связана магия и ИИ. В зале можно взять карточку с вопросом, опустить ее в одну из урн и получить от Анатолия ответ. «Голос» аксолотля звучит довольно зловеще, а слова напоминают послание главы какого-то тайного ордена. Так и задумано: нейросетевая модель, которая легла в основу оракула, была обучена на соответствующих материалах. 

Еще одним существом, ожившим на выставке благодаря новым технологиям, стал «Змееносец» Саши Госмант. Это нетрадиционный, 13-й знак зодиака, расположенный между Скорпионом и Стрельцом. Он был одним из 48 созвездий, перечисленных во II веке Птолемеем, и считается знаком духовного возрождения. На холстах Саши, которые напоминают искаженный видеосигнал, Змееносец изображается в различных йогических позах. Это еще и отсылка к тому, что аватар 13-го знака зодиака ассоциируют с античным богом медицины Асклепием. Глитч-эффект здесь, по словам художницы, позволяет «вернуть помехи в межзвездное пространство и избавиться от несовершенств, порождаемых в том числе информационным перенасыщением». В своем творчестве она интересуется, с одной стороны, криптозоологией — изучением и изображенем мифических животных, а с другой — так называемыми практиками постинтернета, когда онлайн-объекты перемещаются в офлайн-среду. В серии работ «Змееносец» Саша соединяет эзотерическое и научное, размышляя о том, как астрономия и астрология непрерывно влияют друг на друга. Интересно, что в 2010 году велись разговоры о том, чтобы включить Змееносца в зодиакальный круг, и это была инициатива NASA, а не астрологов.

Таро глазами концептуалиста и карты для избранных

В отдельной зоне развешаны изображения старших арканов Таро, созданные Игорем Макаревичем. Он стал одной из ключевых фигур московского концептуализма, всегда интересовался в своем творчестве литературно-художественной мистификацией, мотивами и символами религиозно-философских и авангардных утопий XX века, стал автором многочисленных инсталляций, реди-мейдов, живописных, графических работ и в том числе нескольких колод Таро. В отличие от других коллег-концептуалистов, которые часто фантазируют по мотивам древних карт, он сохраняет оригинальные названия старших арканов — «Звезда», «Башня», «Иерофант», «Шут-Дурак», «Колесница», «Императрица». При этом в них заложены отсылки к знаковым работам Казимира Малевича — «Автопортрет», «Супрематизм», «Портрет Ивана Васильевича Клюна». Если присмотреться внимательно, можно увидеть, что главным героем, переходящим из аркана в аркан в разных образах, становится Буратино. Художник видит его прометеевской фигурой, «агентом Великой утопии». Также на изображениях часто появляется гриб мухомор — символ психоделического измерения советской и русской культуры. Вот так легким движением кисти Игорь Макаревич соединяет различные пласты тайного знания, литературы, мифологии, живописи и психоделики.

Совершенно другой вариант колоды — уже по мотивам Таро, а не продолжающий традиции, — показывает Деа Джанкович. Названия арканов заимствованы из профессиональной терминологии: «Интерн», «Стратег», «Консультант», «СЕО», «Ментор», «Партнеры» и т. д. В Сербии и Боснии Деа известна как художница и таролог со своей передачей на телевидении. Ее публичные расклады и перформансы, в которых она соединяет древние народные традиции, новые технологии, поэзию, личное и коллективное, пользуются большой популярностью. Колода, представленная на выставке, — часть продукции вымышленного бренда Sanctum. В ассортименте также палочки рэйки, пирамидка из несуществующего, придуманного художницей камня лаборита и другие изысканные объекты, которые призваны помочь достичь карьерных высот и баланса в карьере и личной жизни. Все эти объекты позиционируются как очень дорогие, выпущенные ограниченным тиражом и доступные не всем. Джанкович соединяет корпоративные идеи с эзотерическими, намеренно превращает тайные знания в дорогой элитный товар, чтобы показать, как сильна власть материального даже в нематериальном мире.

Фото Натальи Малаховой 

Мифы и криптомнезия

Еще одним героем выставки стал Родион Китаев — художник, иллюстратор, автор живописных, графических и текстильных работ и рукодельных объектов. Свои произведения он населяет мифологическими существами, литературными персонажами и другими воображаемыми героями. Они одновременно лаконичные и многоплановые, соединяют в себе культурные традиции, сюрреализм и элементы психоанализа. На серии полотен, представленных на выставке, он изобразил трех вещих антропоморфных птиц из древних легенд — Сирина, Алконоста и Гамаюна, которые в его прочтении выглядят одновременно ужасающе и гротескно, игриво. По задумке автора, здесь они меняются ролями, и уже непонятно, кто из них является провозвестником радости, а кто печали и тоски, и что означают выражения их лиц — страх, насмешку или удивление.

Еще на одной работе из ткани художник исследует феномен криптомнезии. Это расстройство памяти, при котором человек может воспринимать события, рассказанные ему другими, как происходящие с ним, не различать, что было во сне, а что наяву, то есть забывает источник любой полученной информации и живет в искаженном мире на грани вымышленного и реального. Сам Китаев в этой работе попытался «забыть», как выглядят произведения Сальвадора Дали, и снова воплотить их в жизнь, опираясь на названия. Он специально создает здесь эффект, когда орнамент вдруг визуально превращается в какое-то животное. «Это напоминает мне, как в детстве я долго разглядывал советские ковры в доме у бабушки, находя в их геометрических и растительных орнаментах разные зооморфные образы: тычинки цветка превращались в глаза тигра, а квадратики собирались в ухмыляющегося человечка», — вспоминает Родион.

На пороге будущего

Художник, исследователь онлайн-культуры, стример и автор своего подкаста Джошуа Ситарелла в многопанельной настенной работе «Выбери свое будущее» предлагает несколько глобальных футуристических сценариев, по которым дальше может идти человечество — от изменения климатических условий на планете до глобального кризиса рождаемости, от цифрового феодализма до гипертрофированного фундаментализма. Футурологические вопросы исследует и «Агентство Сингулярных Исследований» (АСИ) — небольшой самоорганизованный коллектив, основанный художниками Анной Титовой и Стасом Шурипой. Они соединяют псевдонаучные методы репрезентации своих исследований с сюрреалистическими образами, выдвигая невероятные, но подчас жизнеспособные гипотезы. На выставке показаны результаты исследования «программы одухотворенного озеленения городов». Эта программа разработана экологом-урбанистом Аглаей Щегловой и подразумевает радикальное изменение городской среды. Ученая предлагает посадить во дворах, на улицах и площадях лесные растения, а в стволы деревьев загрузить «индивидуальные психические данные» горожан. «Интеллектуализация и одухотворение» растений становятся возможны благодаря «четверичному кодированию белков ДНК» — технологии пересадки сознания, но не в эфемерное интернет-пространство, а в физический объект. Рассматривая возможность загрузки индивидуальных психических данных не только недавно умерших людей, но и значимых личностей прошлого, АСИ апеллирует к ученым, мистикам и визионерам XX века: Роберту Антону Уилсону, Линн Маргулис, Анни Безант, Даниэлю Паулю Шреберу, Мадж Гилл, Хильме аф Клинт, Борису Поршневу и Марии Ловински.

«Трудно сказать, когда наступила новая новая эра. Быть может, когда мы стали неиронично обсуждать свои зодиакальные знаки? Когда идея запросить у чат-бота индивидуальный гороскоп на год перестала казаться странной? Когда различия между искусственным интеллектом и оракулом, разумом и гнозисом окончательно стерлись? Или когда в визуальном искусстве начала доминировать парадигма техноязычества и отчетливо закрепился постсекулярный интерес к духам, медиумам и незападным верованиям? Точный ответ на этот вопрос вы найдете на выставке», — говорит Карен Саркисов.

Ответ для каждого, правда, будет своим. На экспозиции создана атмосфера абсолютной зрительской свободы, где каждый сам решает, как трактовать увиденное и какие выводы из этого сделать. Да и некоторые объекты, скорее, вызывают эмоции, чем стремление анализировать. Хотя, рассматривая, как современный мир соединяет то, что, кажется, находится на разных полюсах человеческой цивилизации, есть над чем задуматься.

 

Автор Наталья МАЛАХОВА

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музеи
14 февраля 2025

14 февраля в Музее русского импрессионизма открылась масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм»

Музеи
28 ноября 2024

Спасти и сохранить: искусство как средство гуманитарной дипломатии

Музеи
29 октября 2024

У экспозиции Мураново появился сайт цифровых двойников

Музеи
29 октября 2024

Визуализируй это: 3D Платформа запускает российский культурный код

Музеи
25 октября 2024

Дух времени: экспозицию цифровых двойников открыли в Мураново

Музеи
21 октября 2024

Новые хозяева, старые стены: погружаясь в историю усадеб

Музеи
19 октября 2024

«В лицее Пушкин сформировался как гениальный поэт»

Музеи
14 октября 2024

Цифровые двойники в усадьбе Мураново

Музеи
27 сентября 2024

Интеллектуальные нюансы музейной цифровизации

Музеи
26 сентября 2024

Ольга Юрицына: «Высокие технологии — только начало разговора с посетителем»

Музеи
24 сентября 2024

Тут не одно воспоминанье…

Музеи
20 сентября 2024

Цифровой след в истории Мамаева побоища

Музеи
12 сентября 2024

Цифровой переход для музеев: будущее в настоящем

Музеи
06 сентября 2024

Наталия Толстая: «Технологии все время должны удивлять — иначе они не развиваются»

Музеи
26 августа 2024

Осенью в Японии откроется музей Nintendo

Музеи
20 августа 2024

Андрей Готлиб: «Дополненная реальность не должна быть “аттракционом” для привлечения публики»

Музеи
30 июля 2024

Владимир Гриценко: «Цифровые технологии только усиливают желание увидеть все своими глазами»

Музеи
18 июля 2024

Лев Ноль: «Цифровая копия не заменит «аромат подлинника»

Музеи
02 июля 2024

От монет к биткоинам: как античные деньги стали носителями Big Data и лакомым кусочком для криптомиллионеров

Музеи
18 июня 2024

Мария Стефко: «Музейный предмет — это кусочек настоящего прошлого»