В доме культуры «ГЭС-2» до марта развернулась концептуальная выставка «Новая новая эра». Это размышление о популярных сегодня эзотерических практиках, которые в современном мире органично соединяются с культурой, наукой, искусственным интеллектом и используются как рабочие маркетинговые инструменты. Например, персонал сегодня можно подобрать по зодиакальной совместимости, сделать расклад таро на перспективы развития в том или ином бизнесе или получить нумерологическую консультацию по поводу выбора профессии.
Название выставки отсылает к эпохе нью-эйджа 1970-х годов, которая прочно ассоциируется с контркультурой, психоделическим роком и модой на древние восточные учения. Тогда американский мистик Дэвид Спенглер стал продвигать идею о том, что высвобождение духовной энергии каждого человека приближает наступление так называемой «Эры Водолея» — эпохи всеобщего просветления. Эту идею активно подхватило молодое поколение того времени, которое протестовало против насилия и несправедливости в мире и верило в том числе в то, что с помощью эзотерических практик способно изменить судьбу мира.
Практики «новой новой эры», по мнению кураторов выставки Карена Саркисова и Андрея Паршикова, хоть и продолжают идеи нью-эйджа, но направлены локальнее — обеспечить более комфортную жизнь лично для себя, здесь и сейчас. Магические инструменты используются для решения насущных вопросов в карьере, личной жизни, улучшения психологического состояния. Занятия, считавшиеся раньше маргинальными, становятся социально приемлемыми и адаптируются к нуждам агностиков и даже непреклонных скептиков.
Эффект от использования инструментов новой новой эры также сравнивается с действием цифровых алгоритмов на социальных платформах. Так как часто они не ясны пользователям и их сложно просчитать, те ситуации, когда видео внезапно «залетело», а новость попала на верхние строчки выдачи в ленте, воспринимается чуть ли не как результат шаманских ритуалов. Точно так же даже профессиональные сммщики признаются, что не всегда до конца ясна логика методов поощрения и наказания в соцсетях — приоритета показа и теневого бана. Все это можно назвать магией алгоритмов. В то же время тарологи, астрологи, нумерологи и другие люди, работающие с подобными инструментами, пользуются этими алгоритмами для своего продвижения. По словам организаторов выставки, сегодня «гуру вынужден становиться контент-мейкером».
«Автоматизация всех сфер жизни, нейросети и машинное обучение неизбежно поставлены на службу и новой духовности. Приложения для составления натальных карт и ежедневных гороскопов, проверки друзей на совместимость, определения звуковых частот для медитаций и сканирования ауры, а также персональные ИИ-тренеры по рэйки и прочие электронные помощники делают практики новой новой эры “умными” по аналогии с “умным домом”. Техника и магия перестали быть отдельными “космогоническими силами” (Федерико Кампанья), двумя конкурирующими стратегиями мыслить и обживать мир — сегодня они образуют парадоксальную амальгаму», — гласит кураторский манифест.
В экспозицию вошли работы классиков советского нонконформизма, современных отечественных и зарубежных художников, которые раскрывают идеи новой новой эры и посвящены инструментам предсказания будущего, техникам медитации, оккультным и паранаучным системам, мифологическим и ритуальным образам из разных культур и формам их выражения в искусстве сегодня.
Цифровой оракул Анатолий и оживший Змееносец
На входе в экспозицию расположены каменные урны с цифровым оракулом — аксолотлем Анатолием. Это работа художника Михаила Максимова под названием «Глазовское эзотерическое сообщество», созданная специально для «ГЭС-2». В ней он соединяет мокьюментари — псевдодокументальную историю — с алгоритмами искусственного интеллекта и исследует, как связана магия и ИИ. В зале можно взять карточку с вопросом, опустить ее в одну из урн и получить от Анатолия ответ. «Голос» аксолотля звучит довольно зловеще, а слова напоминают послание главы какого-то тайного ордена. Так и задумано: нейросетевая модель, которая легла в основу оракула, была обучена на соответствующих материалах.
Еще одним существом, ожившим на выставке благодаря новым технологиям, стал «Змееносец» Саши Госмант. Это нетрадиционный, 13-й знак зодиака, расположенный между Скорпионом и Стрельцом. Он был одним из 48 созвездий, перечисленных во II веке Птолемеем, и считается знаком духовного возрождения. На холстах Саши, которые напоминают искаженный видеосигнал, Змееносец изображается в различных йогических позах. Это еще и отсылка к тому, что аватар 13-го знака зодиака ассоциируют с античным богом медицины Асклепием. Глитч-эффект здесь, по словам художницы, позволяет «вернуть помехи в межзвездное пространство и избавиться от несовершенств, порождаемых в том числе информационным перенасыщением». В своем творчестве она интересуется, с одной стороны, криптозоологией — изучением и изображенем мифических животных, а с другой — так называемыми практиками постинтернета, когда онлайн-объекты перемещаются в офлайн-среду. В серии работ «Змееносец» Саша соединяет эзотерическое и научное, размышляя о том, как астрономия и астрология непрерывно влияют друг на друга. Интересно, что в 2010 году велись разговоры о том, чтобы включить Змееносца в зодиакальный круг, и это была инициатива NASA, а не астрологов.
Таро глазами концептуалиста и карты для избранных
В отдельной зоне развешаны изображения старших арканов Таро, созданные Игорем Макаревичем. Он стал одной из ключевых фигур московского концептуализма, всегда интересовался в своем творчестве литературно-художественной мистификацией, мотивами и символами религиозно-философских и авангардных утопий XX века, стал автором многочисленных инсталляций, реди-мейдов, живописных, графических работ и в том числе нескольких колод Таро. В отличие от других коллег-концептуалистов, которые часто фантазируют по мотивам древних карт, он сохраняет оригинальные названия старших арканов — «Звезда», «Башня», «Иерофант», «Шут-Дурак», «Колесница», «Императрица». При этом в них заложены отсылки к знаковым работам Казимира Малевича — «Автопортрет», «Супрематизм», «Портрет Ивана Васильевича Клюна». Если присмотреться внимательно, можно увидеть, что главным героем, переходящим из аркана в аркан в разных образах, становится Буратино. Художник видит его прометеевской фигурой, «агентом Великой утопии». Также на изображениях часто появляется гриб мухомор — символ психоделического измерения советской и русской культуры. Вот так легким движением кисти Игорь Макаревич соединяет различные пласты тайного знания, литературы, мифологии, живописи и психоделики.
Совершенно другой вариант колоды — уже по мотивам Таро, а не продолжающий традиции, — показывает Деа Джанкович. Названия арканов заимствованы из профессиональной терминологии: «Интерн», «Стратег», «Консультант», «СЕО», «Ментор», «Партнеры» и т. д. В Сербии и Боснии Деа известна как художница и таролог со своей передачей на телевидении. Ее публичные расклады и перформансы, в которых она соединяет древние народные традиции, новые технологии, поэзию, личное и коллективное, пользуются большой популярностью. Колода, представленная на выставке, — часть продукции вымышленного бренда Sanctum. В ассортименте также палочки рэйки, пирамидка из несуществующего, придуманного художницей камня лаборита и другие изысканные объекты, которые призваны помочь достичь карьерных высот и баланса в карьере и личной жизни. Все эти объекты позиционируются как очень дорогие, выпущенные ограниченным тиражом и доступные не всем. Джанкович соединяет корпоративные идеи с эзотерическими, намеренно превращает тайные знания в дорогой элитный товар, чтобы показать, как сильна власть материального даже в нематериальном мире.
Фото Натальи Малаховой
Мифы и криптомнезия
Еще одним героем выставки стал Родион Китаев — художник, иллюстратор, автор живописных, графических и текстильных работ и рукодельных объектов. Свои произведения он населяет мифологическими существами, литературными персонажами и другими воображаемыми героями. Они одновременно лаконичные и многоплановые, соединяют в себе культурные традиции, сюрреализм и элементы психоанализа. На серии полотен, представленных на выставке, он изобразил трех вещих антропоморфных птиц из древних легенд — Сирина, Алконоста и Гамаюна, которые в его прочтении выглядят одновременно ужасающе и гротескно, игриво. По задумке автора, здесь они меняются ролями, и уже непонятно, кто из них является провозвестником радости, а кто печали и тоски, и что означают выражения их лиц — страх, насмешку или удивление.
Еще на одной работе из ткани художник исследует феномен криптомнезии. Это расстройство памяти, при котором человек может воспринимать события, рассказанные ему другими, как происходящие с ним, не различать, что было во сне, а что наяву, то есть забывает источник любой полученной информации и живет в искаженном мире на грани вымышленного и реального. Сам Китаев в этой работе попытался «забыть», как выглядят произведения Сальвадора Дали, и снова воплотить их в жизнь, опираясь на названия. Он специально создает здесь эффект, когда орнамент вдруг визуально превращается в какое-то животное. «Это напоминает мне, как в детстве я долго разглядывал советские ковры в доме у бабушки, находя в их геометрических и растительных орнаментах разные зооморфные образы: тычинки цветка превращались в глаза тигра, а квадратики собирались в ухмыляющегося человечка», — вспоминает Родион.
На пороге будущего
Художник, исследователь онлайн-культуры, стример и автор своего подкаста Джошуа Ситарелла в многопанельной настенной работе «Выбери свое будущее» предлагает несколько глобальных футуристических сценариев, по которым дальше может идти человечество — от изменения климатических условий на планете до глобального кризиса рождаемости, от цифрового феодализма до гипертрофированного фундаментализма. Футурологические вопросы исследует и «Агентство Сингулярных Исследований» (АСИ) — небольшой самоорганизованный коллектив, основанный художниками Анной Титовой и Стасом Шурипой. Они соединяют псевдонаучные методы репрезентации своих исследований с сюрреалистическими образами, выдвигая невероятные, но подчас жизнеспособные гипотезы. На выставке показаны результаты исследования «программы одухотворенного озеленения городов». Эта программа разработана экологом-урбанистом Аглаей Щегловой и подразумевает радикальное изменение городской среды. Ученая предлагает посадить во дворах, на улицах и площадях лесные растения, а в стволы деревьев загрузить «индивидуальные психические данные» горожан. «Интеллектуализация и одухотворение» растений становятся возможны благодаря «четверичному кодированию белков ДНК» — технологии пересадки сознания, но не в эфемерное интернет-пространство, а в физический объект. Рассматривая возможность загрузки индивидуальных психических данных не только недавно умерших людей, но и значимых личностей прошлого, АСИ апеллирует к ученым, мистикам и визионерам XX века: Роберту Антону Уилсону, Линн Маргулис, Анни Безант, Даниэлю Паулю Шреберу, Мадж Гилл, Хильме аф Клинт, Борису Поршневу и Марии Ловински.
«Трудно сказать, когда наступила новая новая эра. Быть может, когда мы стали неиронично обсуждать свои зодиакальные знаки? Когда идея запросить у чат-бота индивидуальный гороскоп на год перестала казаться странной? Когда различия между искусственным интеллектом и оракулом, разумом и гнозисом окончательно стерлись? Или когда в визуальном искусстве начала доминировать парадигма техноязычества и отчетливо закрепился постсекулярный интерес к духам, медиумам и незападным верованиям? Точный ответ на этот вопрос вы найдете на выставке», — говорит Карен Саркисов.
Ответ для каждого, правда, будет своим. На экспозиции создана атмосфера абсолютной зрительской свободы, где каждый сам решает, как трактовать увиденное и какие выводы из этого сделать. Да и некоторые объекты, скорее, вызывают эмоции, чем стремление анализировать. Хотя, рассматривая, как современный мир соединяет то, что, кажется, находится на разных полюсах человеческой цивилизации, есть над чем задуматься.
Автор Наталья МАЛАХОВА