Новые технологии, похоже, стали ключом к сохранению культурного кода. К 2025 году должно завершиться формирование информационной базы музейного Госкаталога. Большинство институций ведет активную работу в этом направлении. Так, в ходе проекта, реализованного IPQuorum совместно с музеем-заповедником «Усадьба “Мураново”», Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, была оцифрована часть музейной коллекции «Усадьбы “Мураново”». Популяризацией наследия с помощью новых технологий занимаются и частные компании. В прошлом году Константин Попов открыл первую «3D Платформу», на которой можно посетить самые разные виртуальные музеи и онлайн-выставки в формате интерактивных 3D-визуализаций. Одним из ключевых музеев платформы стал собственный проект ее команды — 3D-музей национальных костюмов Российской империи.
Это первый голографический музей национальных костюмов 193 народов России. Посетители могут выбрать губернию, открыть понравившуюся картинку и полюбоваться танцующими, улыбающимися девушками в традиционных нарядах, разглядеть все цвета и детали. На платформе также представлены виртуальный Музей Фаберже, Центральный музей войск национальной гвардии РФ, музей русского быта «По сусекам», виртуальный музей имени Вадима Орлова, 3D-музей морских динозавров, а совсем недавно открылся музей «Культурный код России».
Фото предоставлено пресс-службой 3D-музея национальных костюмов Российской империи
Это совместный проект платформы с Wildberries&Russ. В виртуальную экспозицию вошли товары региональных брендов — победителей конкурса «Культурный код России» от Wildberries. Любой желающий может в деталях рассмотреть изделия производителей, в продукции которых культурные ценности и традиции того или иного региона сочетаются с современным исполнением. Цель этого музея — не только предоставить дополнительную PR-поддержку молодым брендам, но и продемонстрировать возможности создания успешных коммерческих проектов с использованием культурного кода России, а также вдохновить начинающих предпринимателей на новые идеи.
Сейчас на платформе готовятся к запуску и другие проекты: 3D-музей народной игрушки России и 3D-музей полотенца.
С помощью инструментов, разработанных специалистами платформы на базе искусственного интеллекта, хранители экспонатов могут открыть на ней свой виртуальный музей, а другие пользователи — изучать и собирать собственные коллекции, знакомиться с деталями, недоступными для рассмотрения в обычных музеях, узнавать историю их возникновения, получить доступ к аудиовизуальным материалам. Возможности платформы с каждым днем расширяются, количество музеев увеличивается. В интервью IPQuorum Константин Попов рассказал о разработке платформы, об интересных особенностях и направлениях ее развития, а также о том, как она превращается в настоящую социальную сеть для вдохновения культурным кодом.
Фото предоставлено пресс-службой 3D-музея национальных костюмов Российской империи
— Константин, за каждым креативным проектом стоит его создатель. Расскажите немного о своем опыте и о том, как возникла идея «3D Платформы».
— Все проекты, которыми я занимался, связаны с технологиями. С 2005 по 2013 год у меня была компания по разработке видеоигр. Мы делали и собственные, и заказные проекты в России и за рубежом. В 2013 году я погрузился в сферу электронной коммерции, создал международную компанию, которая занималась визуализацией, в том числе трехмерной визуализацией товаров. Параллельно мы плотно сотрудничали с fashion-компаниями, а в 2018 году начали разрабатывать «3D Платформу». Мы решили пойти в довольно сложную сферу культуры и показать ее под другим углом. Для оцифровки экспонатов, возможности выложить их в онлайн нужно было создать инструменты. Уже в процессе работы нам пришла идея сделать полноценный конструктор виртуальных музеев. Проект становился все более масштабным, и в 2023 году мы смогли его презентовать.
— Разработка платформы велась пять лет — довольно внушительный срок. Какие задачи важно было решить? Каких специалистов вы привлекали?
— Мы делаем все исключительно внутри своей команды. Задачи, связанные со сложными технологиями, многоэтапной разработкой, невозможно передать на аутсорс. В процессе требуются многочисленные исправления, доработки. Со сторонними специалистами это всегда повод для конфликтов. Первая и главная задача, которую нам удалось решить, — быстрая оцифровка экспонатов в привлекательном формате 3D-визуализации. С нашим ПО она занимает всего пять–десять минут с момента съемки до загрузки на платформу. Для оперативного производства контента мы создали собственный формат данных, а чтобы этот красивый контент передать пользователю на мобильный телефон, разработали свою технологию стриминга. Она устроена аналогично с YouTube, Rutube: пользователь взаимодействует с объектом, в это время данные подгружаются с высоким качеством визуализации.
— Расскажите чуть подробнее о своей технологии.
— Мы создали два типа ПО. Первое — студийное, которое устанавливается непосредственно в музее, и сотрудники используют его самостоятельно для создания 3D-визуализаций из записанных во время съемки данных. Второе — мобильное приложение, которое мы сейчас активно развиваем. В него встроены и нейронные сети, и другие полезные инструменты, чтобы можно было снимать скульптуры, памятники, статуэтки. Только что мы открыли новый проект — коллекцию чугунных изделий музея имени Вадима Орлова в Ярославле, целиком снятую и оцифрованную с помощью мобильного приложения. Студийное ПО больше подходит для профессиональной съемки, когда у музея есть бюджет, подрядчик и они могут использовать эту технологию. Мобильное приложение — инструмент, доступный абсолютно для всех. У нас в стране очень много музеев. По разным причинам невозможно профессионально оцифровать все коллекции. Но растет волонтерское движение. И с помощью мобильного приложения волонтеры могут помогать, например, краеведческим локальным музеям создавать виртуальные представительства у нас на платформе.
— Как музей может пользоваться платформой?
— Он регистрирует на ней аккаунт и короткое имя, по которому виртуальный музей будет доступен. На аккаунт загружаются результаты оцифровки, можно настроить каталог, внешний вид, добавить описания музейных карточек. Этот аккаунт можно связать с сайтом музея. Постепенно добавляются дополнительные возможности. То есть платформа, с одной стороны, выступает как кабинет администратора для создания виртуальной экспозиции, а с другой — как социальная площадка, на которой можно найти и посетить виртуальные музеи. И мы активно занимаемся ее развитием именно в таком ключе. Количество музеев с каждым месяцем увеличивается. Мы оцифровали уже более 1400 экспонатов, а в следующем году планируем открыть социальную сеть наподобие Pinterest для вдохновения российским культурным кодом.
— Кто был пионером среди музеев платформы?
— Первым мы запустили свой собственный проект, который развивается до сих пор и создается на века. Это 3D-музей национальных костюмов Российской империи. Хотелось начать с темы, которая нам самим интересна. Это все, что связано с народной культурой, с народным искусством, с костюмом, с тем, как красиво, детально его можно продемонстрировать. Еще одна наша гордость — Музей Фаберже, виртуальные двойники из коллекции Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге. Там находится крупнейшее собрание работ фирмы Карла Фаберже. Проект запущен в начале этого года и по сложности, наверное, остается топовым из всех, которые сейчас у нас есть. Чтобы изделия Фаберже выглядели в цифровом варианте не хуже, чем в роскошных витринах реального музея с правильно поставленным освещением, нужно было учесть при съемке огромное количество нюансов. Также важно было добавить эффекты, недоступные посетителям обычного музея, — например, предоставить возможность заглянуть внутрь пасхального яйца. Некоторые музеи воспринимают своих виртуальных двойников как конкурентов, но на самом деле они могут дополнять друг друга. Например, человек посетил Музей Фаберже в Петербурге, а дома открыл виртуальную экспозицию, чтобы рассмотреть какие-то детали, что-то узнать подробнее. А бывает и так, что, познакомившись с цифровой коллекцией, человек хочет посмотреть ее живьем.
— 3D-музей национального костюма Российской империи — очень яркий, масштабный проект. Как возникла его идея? Как он формировался?
— Отчасти здесь сыграло роль мое увлечение fashion-проектами. Я подумал, почему бы не попробовать соединить моду с народной культурой, чтобы она стала привлекательной и для молодой аудитории. А дальше все сложилось волшебным образом. Я просто написал пост во «ВКонтакте», описал свою идею, на которую откликнулся мой знакомый. Он предложил познакомить меня с руководителем московской студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяной Вальковой. Мы решили попробовать посотрудничать и оцифровали вместе десять костюмов. Там был и Русский Север, и костюмы из других регионов. Они стали первыми в коллекции нашего музея, когда еще не было разделения на губернии. Но хотя это был «сырой» пилотный запуск, он вызвал бурную реакцию в соцсетях. Люди стали оставлять позитивные отклики. Нам написали из одного дружественного вуза о том, как им не хватает такой электронной библиотеки, чтобы вдохновлять студентов, которые чаще занимаются японским, чем русским костюмом. И мы начали активно развивать проект, знакомиться с новыми людьми, представителями различных городов и областей, заинтересованных в сотрудничестве.
Вторыми стали съемки калужского костюма с потрясающей командой Этнографического музея Юхновграда. Наша студия переехала туда на несколько дней. Приезжали местные девушки, которые снимались в своих же традиционных костюмах, — получилась просто сказочная история. Наши партнеры, сотрудники Этнографического музея, пригласили окрестные дома культуры и библиотеки, у которых были интересные образцы.
Фото предоставлено пресс-службой 3D-музея национальных костюмов Российской империи
— Сколько у вас партнеров по сотрудничеству?
— Суммарно около 15 организаций уже предоставили для проекта свои костюмы. Нас всех объединяет желание показать российскую многонациональную культуру, заинтересовать в ней наших детей, чтобы они могли, опираясь на нее, раскрывать свои таланты, успешно развиваться в самых разных направлениях деятельности, знали свои корни. Недавно у нас был большой запуск коллекции костюмов Курской губернии с ансамблем «Веретенце». Потрясающие ребята, которые связались с нами в апреле этого года, а осенью мы представили вместе с ними показ обновленного 3D-музея в Академии Глазунова. Так мы постепенно движемся, знакомимся с людьми, у которых есть проверенные коллекции с описаниями и которые готовы делиться со всеми жителями страны. Это социальный, некоммерческий проект, который мы развиваем полностью самостоятельно. Мы пытались несколько раз получить гранты, но пока безрезультатно.
— В чем главная уникальность вашего музея национальных костюмов?
— До открытия нашего музея народные костюмы демонстрировались достаточно стандартно, банально. Это были в основном фотографии с длинными описаниями в пабликах, больше похожих на кружки по интересам. Мы решили популяризировать народную культуру через технологию, снимать костюмы на реальных людях, показывать их в движении, создавать 3D-образы с дополненной реальностью. Новые технологии позволяют передать эмоции, которых очень много в народном костюме. С помощью таких инструментов можно достучаться даже до тех, кто, возможно, никогда глубоко не интересовался культурой. И, конечно, наша цель — возрождение огромного богатства, которое у нас есть, но было утрачено. Кроме того, это очень глубокий образовательный проект. Мы ведем переговоры с партнерами, чтобы QR-коды, ведущие на сайт музея национальных костюмов, появлялись в учебниках. Некоторые образовательные учреждения уже используют эту технологию. После моего выступления на фестивале креативных индустрий в Туле ко мне подошла преподавательница, чтобы поблагодарить за проект. Оказывается, она демонстрирует экспонаты нашего музея своим ученикам, и это отличный материал для них.
— Можно ли найти оригинальные народные костюмы разных регионов на просторах интернета самостоятельно?
— В сети огромное количество картинок по запросу «народный костюм», но найти подлинные комплекты очень сложно, а с появлением нейросетей, которые генерируют тысячи реплик и обучены на западном контенте, еще сложнее. Здесь очень важна экспертиза. Поэтому мы сотрудничаем только с профессиональными этнографами, которые разбираются в истории и традициях конкретной губернии, конкретного края. Мы не хотим, чтобы у нас появились костюмы «а-ля рус» или современные вариации на тему. Может быть, это допустимо для сценических выступлений, но, если мы позиционируем себя именно как виртуальный музей, здесь должны быть представлены оригиналы с точным описанием. Последнее — самое сложное. Некоторые могут собрать аутентичный костюм, но не могут составить грамотное описание.
— Вы сказали о том, что хотите развивать «3D Платформу» в качестве социальной сети. Как это будет выглядеть?
— Вся необходимая техническая база для этого уже готова. Как я и сказал, у каждого музея на платформе есть свой аккаунт. В будущем у посетителей появится возможность подписываться на аккаунты различных музеев, собирать свои коллекции. Сейчас мы занимаемся упрощением процесса регистрации, добавляем поддержку видеоконтента. То есть, заходя в музей, человек сможем видеть не только 3D-визуализации, но и тематические видео. Также совсем скоро музейные работники с помощью специального функционала смогут записывать сториз, используя виртуальные экспонаты и взаимодействуя с ними. Еще одна опция, которая будет доступна в ближайшее время, — возможность прикреплять аудио. Представляете, вы разглядываете, например, курский костюм, а на фоне играют архивные записи народных песен этих мест. Сочетание образов, цветов, видео и аудио создает еще более яркую атмосферу. Пользователи смогут подписываться на обновления, общаться между собой, собирать свои личные виртуальные коллекции понравившихся костюмов и не только.
— Какие предметы еще появятся на платформе?
— Скоро у нас откроется музей народной игрушки России, в котором уже собрано около 800 экспонатов. И если с 3D-музеем национальных костюмов мы еще не добрались до отдаленных уголков страны, то с игрушками охватили абсолютно разные регионы. Еще один интересный проект — музей полотенец, рушников. Наши программисты скоро создадут такие технологии, чтобы у посетителей была возможность не просто вращать рушники, а рассматривать мельчайшие детали и узоры, то, как они расшиты. Получается такой триптих народной культуры — костюмы, игрушки и полотенца. В ближайшие дни еще откроется проект, связанный с современным искусством. Всего в этом году планируется запустить еще пять музеев. Работы очень много.
— Как Вы думаете, почему именно сейчас активизировался процесс сохранения культурного наследия и соединения его с новыми технологиями?
— В сложные времена нужно что-то объединяющее. А что может объединить сильнее, чем культура, наше наследие? Я вижу интерес к нему не только со стороны государства, но главное — со стороны самих людей, которые занимаются творчеством, креативными индустриями. И в том числе со стороны молодежи. Недавно мы были на фестивале «Ночь инноваций», и к нам подходили совсем молодые ребята, которым интересна национальная культура, — любознательные, начитанные. Мне кажется, такие ребята, посетив национальный виртуальный музей, с интересом поедут и в Калугу, и в Тарусу, чтобы уже в реальности познакомиться с местной культурой. Резюмируя, культурное, духовное наследие — это «лекарство», которое помогает в непростые периоды.
Автор: Наталья МАЛАХОВА