Музеи
21 октября 2024
7 минут
Поделиться

Новые хозяева, старые стены: погружаясь в историю усадеб

Новые хозяева, старые стены: погружаясь в историю усадеб

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Исторический особняк Муравьёвых-Апостолов регулярно становится площадкой для крупных культурных мероприятий. Так, с 27 по 29 сентября здесь прошел маркет «РОЗЫ-БЕРЕЗЫ», а с 30 октября по 20 ноября в стенах усадьбы стартует выставка современного русского стиля «Трын-Трава». Еще одно направление — просветительское. Так, недавно писатель и журналист Яна Сорока провела лекцию об усадьбах и их владельцах.

Яна Сорока начала рассказ с письма Наполеона к своей супруге Марии-Луизе. 16 сентября 1812 года, будучи в Москве, император пишет: «Город так же велик, как Париж. Тут 1600 колоколен и больше тысячи красивых дворцов, город снабжен всем...» Однако Москва сильно пострадала от пожара и разграбления французской армии. В результате сгорело около 6500 домов. Поэтому неудивительно, что в Москве сохранилось очень мало усадеб, где мы можем увидеть допожарные интерьеры. Но найти их все-таки можно.

Перед нами прекрасная усадьба, которая спряталась в Козицком переулке недалеко от станции метро «Тверская». Это дом Анны Лобковой, который сейчас занимает Государственный институт искусствознания.

В начале XX века дом занимала городская типография. И невзирая на достаточно скромный классический фасад, внутри скрывается настоящая жемчужина. В конце 1780-х годов Фёдор Михайлович Шестаков, генерал-поручик, приобрел несколько земельных участков в Козицком переулке, где задумал построить каменный дом, и обратился за помощью к модному архитектору Матвею Фёдоровичу Казакову.

Правда, прожил он там недолго, умер в 1787 году, а дом перешел к его родственнику Василию Дмитриевичу Лобкову. Он пристроил к особняку слева узкий флигель, который был вытянут вглубь двора.

И уже в начале XIX века, после смерти Василия Лобкова, его вдова Анна объединила бывший флигель с особняком и пристроила проездную арку во двор. Когда Анна перестроила усадьбу, она еще и оформила интерьеры особняка с большой роскошью. Парадные лестницы были увешаны картинами, вход в особняк Анна сделала похожим на картинную галерею.

В интерьере XIX века часто использовались сюжеты Троянской войны как отражение героического прошлого и источник вдохновения. И если в допожарное время использовали сюжеты о похождении богов, как в доме Анны Лобковой, то после пожара сюжеты сменились на что-то более героическое.

В усадьбе Хрущевых сейчас находится Государственный музей А.С. Пушкина. На его фасаде — сцены из жизни Одиссея, царя с острова Итака. Слева можно увидеть историю о том, как Одиссей не хотел участвовать в Троянской войне, а поэтому притворился сумасшедшим. А справа — история о том, как Одиссей возвращался домой после долгих странствий, прикинувшись нищим странником.

Фасад усадьбы Хрущёвых — типичный пример особняка в стиле ампир. После пожара 1812 года Москва отстраивалась заново. И на смену московскому классицизму пришел французский ампир, для которого характерны помпезность, торжественность и пышность, что для Златоглавой было нетипично. Здесь это не прижилось, и ампир получился совсем другой.

Дома стали намного скромнее и меньше по размерам, это хорошо видно на примере усадьбы Хрущёвых. Дело в том, что на месте этого дома стояла усадьба Фёдора Барятинского, сгоревшая при пожаре. После этого события началась новая жизнь здания. В 1814 году прапорщик Александр Хрущёв приобрел участок земли и решил построить на его месте большое поместье для своей семьи, в которой было 14 детей. Усадьбу строили в течение трех лет и закончили в 1817 году. Вокруг особняка были построены различные служебные здания, а также разбит небольшой сад с павильоном и другими архитектурными элементами.

Хрущёвы были известны своим гостеприимством и щедростью, поэтому в их поместье часто бывали известные деятели культуры и искусства, такие как Василий Жуковский и Михаил Глинка. Поместье стало центром культурной жизни Москвы.

Во дворце Льва Разумовского в середине XIX века находился английский клуб. Москвичи любили собираться в Английском клубе, где отдыхали джентльмены, обсуждали новости, устраивали обеды, играли в карты. Это было единственное место в Москве, где открыто разрешали играть в азартные игры.

Свой облик в стиле ампир дом получил уже после 1812 года, а изначально здесь стояли каменные палаты конца XVIII века, которые прятались в тенистом парке. Этот парк начинался в начале улицы Тверской и заканчивался у трех прудов, которые выкопали еще в XVII веке в Патриаршей слободе. После 1812 года два пруда закопали, остался один, который мы с вами хорошо знаем.

Именно этот тенистый парк и спас усадьбу от пожара в 1812 году, но дворец разграбили французы. Они устроили в гостиной скотобойню, испортили шпалеры и паркет, вывезли картины и бронзовые украшения. Но сейчас внутри Музея современной истории России мы можем видеть интерьеры, которые были во времена английского клуба.

Любопытно, что в то время членство в этом заведении означало высокое положение в обществе, а поэтому туда мечтали попасть годами, так как принимали далеко не всех.

Однако член клуба мог пригласить того, кто там не состоял, и записать его как гостя. Но никто не спешил так делать, потому что нередко из-за этого случались неловкие ситуации. Гость клуба мог есть устрицы, пить шампанское и не знать, что в Английском клубе принято платить за обед. Счет же приносили тому, кто пригласил. Если гость проигрывался в карты, то карточный долг тоже спрашивали с члена английского клуба.

Уже в 30-х годах XIX века московский ампир приходит в упадок. Начинается новая эпоха — эклектики, которая предполагала смешение разных архитектурных стилей.

Познакомиться с этим периодом можно на примере типичной купеческой усадьбы Мамонтовых на Спартаковской. Сейчас особняк занят библиотекой-читальня им. А.С. Пушкина.

Николай Мамонтов стал состоятельным человеком благодаря винной откупной системе. Государство продавало право на торговлю вином на публичных торгах.

В 40-х годах XIX века Мамонтовы перебрались в Москву, а в 50-х годах купили большой дом с садом возле Елоховского собора.

Мамонтовы называли свой дом «домом на Разгуляе», хотя на самом деле площадь была не рядом с ним, а через квартал. Это типичный дворянский особняк с колоннами на высоком цоколе и двумя флигелями — они выходят на улицу и образуют парадный двор. Остается неизвестным, кто и когда его построил.

Николай Мамонтов в 1856 году задумал переделать дом по моде того времени — как раз-таки в духе эклектики. Он украсил фасад чугунными балконами и пышной лепниной и заново оформил интерьеры. При этом у него был настолько уточненный вкус, что вместо архитектурного винегрета получилась изящная симфония.

Черты эклектики можно увидеть и в утонченном особняке Бориса Святополк-Четвертинского, где сейчас находится ресторан ЦДЛ. Сейчас дом выглядит немного по-другому, потому что его мансарды застроили третьим этажом, а стены оштукатурили. Этот особняк построил знаменитый архитектор Петр Бойцов. Он начал работу в 1887 году, за два года построил фасад, а интерьер закончил отделывать в 1900 году. Петр Бойцов специализировался на первоклассных интерьерах и был очень популярен среди аристократии.

Дом внешне напоминает замок в духе французского ренессанса. Фасад здания украшен тарусским мрамором и кирпичом двух цветов — красного и светло-серого. Это делало здание заметным среди классических усадеб и послепожарных домов с мезонинами, которыми раньше был застроен район.

Стоит поговорить и о загородных имениях. Усадьба Остафьево — «Русский Парнас», где сейчас находится музей-усадьба «Остафьево»

Родовое гнездо Вяземских Остафьево построил отец Петра Вяземского, князь Андрей Вяземский. В 1792 году он купил имение, а в 1800 году, когда князь Андрей решил уйти в отставку, достигнув чина действительного статского советника, имение начало приобретать нынешний облик. Через год были готовы планы дома, но, к сожалению, до наших дней не сохранились чертежи главного здания и фасады. По одной из версий, автором проекта был сам князь Андрей, который получил блестящее образование за границей. Однако более вероятно, что дом был спроектирован одним из архитекторов Казаковской школы, о чем свидетельствуют некоторые детали оформления.

К сожалению, князь Андрей не успел достроить усадьбу. Опекуном его сына Петра стал Николай Карамзин, женившийся на старшей внебрачной дочери Андрея Вяземского Екатерине. И именно в Остафьево в течение двенадцати лет, с 1804 года, Николай Карамзин писал «Историю государства Российского».

А в 1811 году у Остафьево появилась новая хозяйка — жена Петра Вяземского Вера. Интересно, что Вера была сестрой бабушки Бориса Святополк-Четвертинского. 

Петр прожил достаточно долгую жизнь. Он умер в 86 лет. Незадолго до своей смерти в 1861 году он передал усадьбу своему сыну Павлу со словами: «Наступили новые порядки. Вот вам, новому поколению, их хлопотать». А на внучке Петра Вяземского, Екатерине, женился Сергей Шереметьев, владелец усадеб Кусково и Останкино, который в 1899 году открыл в поместье общедоступный музей, посвященный Пушкину.

Каждый особняк хранит множество тайн и историй. Побывав в том или ином доме, можно не только узнать о конкретных событиях, но и погрузиться в историю страны. Так, IPQuorum совместно с РГХПУ им. С.Г. Строганова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив осуществляет проект создания 3D-копий предметов мебели из музея-заповедника «Усадьба “Мураново” имени Ф.И. Тютчева». В рамках проекта запущен сайт «Цифровая музейная экспозиция», у посетителей которого есть возможность окунуться в восхитительную атмосферу усадебного быта XVIII–XIX столетий.

 

Автор: Александра ЛАВРИНЕНКО 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музеи
29 октября 2024

У экспозиции Мураново появился сайт цифровых двойников

Музеи
29 октября 2024

Визуализируй это: 3D Платформа запускает российский культурный код

Музеи
25 октября 2024

Дух времени: экспозицию цифровых двойников открыли в Мураново

Музеи
19 октября 2024

«В лицее Пушкин сформировался как гениальный поэт»

Музеи
14 октября 2024

Цифровые двойники в усадьбе Мураново

Музеи
27 сентября 2024

Интеллектуальные нюансы музейной цифровизации

Музеи
26 сентября 2024

Ольга Юрицына: «Высокие технологии — только начало разговора с посетителем»

Музеи
24 сентября 2024

Тут не одно воспоминанье…

Музеи
20 сентября 2024

Цифровой след в истории Мамаева побоища

Музеи
12 сентября 2024

Цифровой переход для музеев: будущее в настоящем

Музеи
06 сентября 2024

Наталия Толстая: «Технологии все время должны удивлять — иначе они не развиваются»

Музеи
26 августа 2024

Осенью в Японии откроется музей Nintendo

Музеи
20 августа 2024

Андрей Готлиб: «Дополненная реальность не должна быть “аттракционом” для привлечения публики»

Музеи
30 июля 2024

Владимир Гриценко: «Цифровые технологии только усиливают желание увидеть все своими глазами»

Музеи
18 июля 2024

Лев Ноль: «Цифровая копия не заменит «аромат подлинника»

Музеи
02 июля 2024

От монет к биткоинам: как античные деньги стали носителями Big Data и лакомым кусочком для криптомиллионеров

Музеи
18 июня 2024

Мария Стефко: «Музейный предмет — это кусочек настоящего прошлого»

Музеи
17 мая 2024

Александр Богатырев: «Инновации и традиции могут прекрасно сосуществовать»

Музеи
24 апреля 2024

Лариса Васильева: «Оцифровка предметов искусства – тоже искусство»

Музеи
18 апреля 2024

Цифра решает: в РГГУ обсудили новые форматы работы с историческим и культурным наследием