Самый дешевый в эксплуатации, самый экологичный, а для многих и самый любимый вид городского транспорта, трамвай родился ровно 150 лет тому назад. За эти годы он почти не изменился: все тот же вагончик, все те же рельсы и та же заливистая трель. Менялись лишь типы двигателя. На разных этапах своего пути трамвай успел побывать конным и канатным, паровым, дизельным и электрическим.
Кто и когда изобрел самый первый трамвай? И кто догадался «подружить» железнодорожный вагон с электричеством?
Союз поезда и конки
Историю трамвая можно было бы начать с изобретения рельсов. И тогда нам пришлось бы отправиться в Древний Рим. Ведь именно там был изобретен прототип рельсов — колея в каменном основании. А можно вести отсчет истории трамвая с 1801 года, когда английский инженер-изобретатель Ричард Тревитик придумал, сконструировал и построил первый в мире паровоз.
Но на самом деле, хотя трамвай и похож на отцепленный вагон, который движется сам по себе, развитие железных дорог и становление городского железнодорожного транспорта шло параллельными курсами. И каждое по своим собственным рельсам.
В 1804 году в Англии было начато строительство первой в мире железнодорожной линии. На прокладку почти 9 км пути ушло два года. Дорога предназначалась для перевозки уэльского угля и руды из города Суонси к морскому молу в Мамблазе. Но уже через год компания, владеющая железной дорогой, решила организовать пассажирские перевозки. И 25 марта 1807 года первая партия пассажиров отправилась в путь.
Официально этот прообраз пригородной электрички назывался Swansea and Mumbles Railway — «Железная дорога Суонси и Мамблаза». Но в народе вагон, который тянула по рельсам лошадь, стали называть tram way — «вагон в пути».
Так родилось слово «трамвай». Однако первый настоящий городской пассажирский трамвай появился гораздо позже. Его запустили в 1832 году в Нью-Йорке. Это был все тот же вагон на конной тяге — успешный союз поезда и конки.
Канатная дорога
В течение следующих 40 лет в жизни трамвая ничего не менялось. А потом американский инженер и, между прочим, настоящий полковник регулярной армии Эбнер Даблдей изобрел гибрид трамвая и фуникулера. Устроен этот канатный трамвай был очень просто: рельсы, вагон, стальной трос и двигатель в конечной точке.
Первая канатная трамвайная линия была открыта в Сан-Франциско 1 сентября 1873 года. Она называлась Clay Street Hill Railroad (Клэй-Стрит-Хилл-Рейлроуд).
Канатные трамваи быстро стали популярными почти во всем мире — от Америки до Новой Зеландии. Особенно они ценились в городах с холмистым рельефом, где были крутые подъемы и спуски. Ведь электродвигатель и канат, в отличие от лошадей, могли тянуть вагон с пассажирами в гору, не снижая скорости.
Изобретение Даблдея успешно работало в разных странах до самого начала 90-х годов XIX века. А потом начался новый этап в истории трамвая: инженеры-изобретатели нашли способ двигать вагон по рельсам с помощью электрического тока.
Спасение в электричестве
Великое множество научных открытий и гениальных изобретений обязаны своему появлению господину Случаю. В 1866 году господин Случай свел вместе двух изобретателей, двух подвижников, двух очень неординарно мыслящих людей — инженера Федора Аполлоновича Пироцкого и электротехника Павла Николаевича Яблочкова. Оба служили тогда в Киевском гарнизоне и, когда случалось свободное время, гуляли по центру города.
Легенды гласят, что, прогуливаясь по Владимирскому спуску, Федор Аполлонович посетовал на разбитую копытами лошадей мостовую, на грязные улицы, на дороги, забитые телегами, экипажами и трамваями на конной тяге. И Павел Николаевич сказал тогда: «Все спасение в электричестве».
Кому из двух друзей в тот момент пришла в голову идея переоснастить трамвай так, чтобы он двигался не на конной тяге, а на электрической, в точности не известно. Но к реализации этой идеи, совершившей революцию в городском транспорте, приступил именно Пироцкий.
Свои первые эксперименты он начал в 1874 году в Санкт-Петербурге, куда его перевели по службе. Списанный вагон конки, генератор и прочее электрическое оборудование Пироцкий купил на свои деньги. В качестве полигона поначалу использовал пустырь Волкова поля, а потом заброшенный участок железной дороги под Сестрорецком. Там изобретатель электрифицировал две версты пути: заизолировал рельсы, подключил их к генератору: один рельс был «фазой», второй — «землей».
Но еще до начала материального воплощения своей идеи в жизнь Пироцкий оформил и получил десятилетнюю привилегию, то есть патент на электродвижущийся вагон.
Эксперименты продолжались долгих шесть лет. И вот, наконец, первая в мире действующая модель электрического трамвая была готова и можно было отправить электрический трамвай в первый рейс.
Журнал «Электричество» написал об этом событии так: «22-го сего августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конно-железных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 часов утра».
Электроконка Пироцкого целый месяц катала пассажиров по небольшому специально оборудованному участку рельсов. Совершенно бесплатно, естественно. От желающих прокатиться в вагоне, который двигался сам — без лошадей! — отбоя не было.
Сименс оценил
Сейчас это кажется удивительным, но техническая новинка, способная разгрузить и очистить улицы, сохранить в целости дорожное покрытие, совершенно не заинтересовала власти города. Почему? По одной простой причине: монополия на перевозку пассажиров в Санкт-Петербурге принадлежала Первому обществу конно-железных дорог. В Северной столице Российской империи у империи конно-железных дорог была самая протяженная и разветвленная сеть.
К тому же Пироцкий не смог привлечь инвесторов, а своих капиталов на запуск нового дорогостоящего проекта у штабс-капитана не было.
Зато изобретением русского инженера Пироцкого очень заинтересовался Карл Сименс, который возглавлял Петербургское представительство немецкой фирмы Siemens & Halske. Эта компания занималась электрификацией Петербурга и Москвы, поставляла в Российскую империю из Германии телеграфные аппараты, прокладывала телеграфные сети, строила заводы электрооборудования.
Карл Федорович, как часто на русский лад называли Карла Генриха Сименса, несколько раз встречался с Пироцким, восхищался его изобретением и подробно расспрашивал про устройство электроконки.
Результатом этих разговоров стал... запуск первой постоянной электрической трамвайной линии в Берлине в 1881 году.
В России первые линии нового городского электрического транспорта появятся только в 1899 году. Но не в Северной столице. Трамваи запустят в Нижнем Новгороде и Курске, в Орле, Казани и в Москве. Кстати, прокладывала эти первые линии немецкая фирма Siemens.
Санкт-Петербург сдался только в 1907 году, да и то не потому, что городские власти наконец-то оценили преимущество нового транспорта, а потому что у Первого общества конно-железных дорог закончился контракт на массовые перевозки пассажиров. К тому моменту, кстати, трамвай Пироцкого уже стал привычным и любимым городским транспортом в 26 городах России.
Речной трамвай
К слову говоря, небольшие победы у электроконки в битве с традиционным конным трамваем все же были. В 1895 году Пироцкий придумал, как запустить в Петербурге трамвай, не нарушая права монополистов. Вместе с «Товариществом для эксплуатации электричества М.М. Подобедов и Ко» он построил рельсовые пути на льду Невы. Всего в Санкт-Петербурге действовало четыре маршрута. И они было очень популярны среди горожан. За один зимний сезон ледовые трамваи Пироцкого перевезли почти миллион пассажиров.
Конечно же, владельцам конки такая популярность была что нож в сердце, и они подали в суд. Но не на Пироцкого и Товарищество, а на Городскую управу, обвинив чиновников в нарушении договора между акционерами общества конно-железных дорог и городскими властями. Однако суд им выиграть не удалось, потому что в договоре речь шла об улицах города и не было ни слова про реку.
Изобретатель первого в мире электрического трамвая Федор Аполлонович Пироцкий вышел в отставку в 1888 году и поселился в военном пансионате в небольшом городке Херсонской области. На безбедную старость он денег не накопил, хотя изобрел за свою жизнь много чего полезного. Например, сконструировал новые типы печей — доменную и пекарную, разработал проект централизованной подземной городской электросети.
Умер Федор Аполлонович в 1898 году, прожив всего лишь 53 года. Чтобы оплатить похороны, друзьям пришлось заложить его мебель.
Самые-самые
- Самая старая действующая трамвайная линия, которая до сих пор перевозит пассажиров, находится в Новом Орлеане. Она была построена в 1835 году.
- Самая длинная трамвайная линия в мире построена в Бельгии. Она тянется вдоль всего бельгийского побережья Северного моря на 67 км и насчитывает 69 остановок. Маршрут называется Kusttram («Береговой трамвай»). Поездка из конца в конец занимает 2 часа 21 минуту.
- А самая длинная трамвайная сеть в мире находится в Мельбурне. И насчитывает в общей сложности 249 км пути.
Автор: Марина СОБЕ-ПАНЕК