Считается, что для представительниц прекрасной половины человечества путь в науку открылся только в XVIII веке, когда университеты Европы разрешили женщинам получать высшее образование, преподавать и занимать профессорские должности. В Российской империи, кстати, женщинам законодательно разрешили получать высшее образование и заниматься наукой только в 1911 году.
На самом деле женщины в науке были всегда. Со времен Древнего мира. Более того, ни в Древней Ассирии, ни в Древнем Египте, ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме они не сталкивались с гендерными барьерами, с запретами на образование, с дискриминацией по признаку ношения профессором юбки. Конечно, их было гораздо меньше, чем мужчин-ученых, но почет и уважение им доставались в равной мере.
Таппути-Белатекаллим, Месопотамия, XIII век до н.э.
Самого первого химика в мире, чье имя сохранила для нас история, звали Таппути. Она жила в Вавилоне и занимала должность смотрительницы дворца — белатекаллим. Основной ее работой было создание благовоний, парфюмерии и косметических средств для проведения ритуальных обрядов.
Таппути тщательно и подробно записывала свои рецепты и процесс изготовления ароматических смесей на глиняных табличках. Сегодня это все назвали бы органической косметикой, потому что для производства духов и всего остального Таппути брала только природные компоненты — древесную смолу, цветы, травы, листья и корни растений, а также эфирные масла.
Есть ли у нас основание считать дворцового парфюмера химиком? Конечно! Ведь свои ароматические композиции Таппути получала путем дистилляции, то есть с помощью одного из фундаментальных химических методов разделения жидких смесей на фракции, отличающиеся по составу.
Таппути использовала разные растворители, умела перегонять и фильтровать растворы. Создавать как жидкие, так и твердые духи.
Совсем недавно группе ученых удалось воссоздать один из ее ароматов. На создание «духов от Таппути» ушло целых три года. К сожалению, это пока что единственный рецепт вавилонского химика, который удалось повторить. Проблема заключается не в расшифровке клинописи или переводе с аккадского, а в том, что некоторые растения и ароматические смолы, которые Таппути использовала 3200 лет тому назад, не удается идентифицировать.
Феано, Дино, Дамо и Витале, Греция, VI век до н.э.
Знаменитого древнегреческого философа и математика Пифагора окружали умные, образованные женщины. Можно даже сказать, что все они в семье Пифагора были связаны с наукой.
Его жена Феано была дочерью пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса и сама являлась ученицей Пифагора. Кстати, когда они познакомились, Феано была совсем юной девушкой, а Пифагору уже перевалило за шестьдесят. Но, как гласят легенды, именно Феано своей безграничной любовью покорила сердце философа, а вовсе не наоборот, как можно было бы подумать. Феано стала не просто любящей женой, а преданной соратницей и продолжателем дела своего мужа и учителя.
Мать Феано и теща Пифагора Дино увлекалась арифмософией — мистической дисциплиной о числах. Но для того, чтобы быть знатоком прикладной мудрости чисел, необходимо было знать математику. Причем на достаточно высоком уровне.
Старшую дочь Пифагора и Феано звали Дамо. Она пошла по стопам отца и была, как считают некоторые исследователи, выдающимся философом-пифагорейцем и математиком. Дамо преподавала теории Пифагора в Кротонской врачебной школе. Эта школа считается одним из первых медицинских учебных заведений Древней Греции.
По всей видимости, Пифагор очень высоко ценил научные достижения дочери, потому что именно ей он завещал все свои труды. Говорят, что после смерти Пифагора находилось немало желающих купить его сочинения за большие деньги. Но Дамо отказывалась их продавать, хотя и нуждалась в средствах. Ей удалось опубликовать сочинения Пифагора только спустя много лет. Этот труд назывался «О Пифагоровой жизни» и представлял из себя изложение геометрии высшего порядка.
Неопубликованные философские труды Пифагора Дамо завещала своей дочери Витале, которая тоже была философом-пифагорейцем и знатоком геометрии.
Бань Чжао, Китай, I век н.э.
Первую в мире женщину-историка звали Бань Чжао. Она родилась в 45 году и жила в Китае в те времена, когда империей Хань правила династия Лю.
Бань Чжао была из аристократической семьи, получила очень хорошее образование. При дворе императора Хэ-Ди ее называли «Даровитая» и «Почетная девица Цао».
Чем занималась Бань Чжао? Сначала, как и все китайские девочки ее положения и статуса, вышла замуж в 14 лет. Но муж ее, представитель местной знати Цао Шишу, очень скоро умер. Бань Чжао больше не стала заводить семью, а посвятила себя целиком литературе и науке.
Бань Чжао часто называют писателем, хотя главный ее труд «Ханьшу» — это официальная история ранней династии Хань, в которой помимо исторических записей содержался также трактат по астрономии. «Ханьшу» начинал писать еще отец Бань Чжао, потом продолжил ее брат, «Почетная девица Цао» завершила их дело.
При дворе Хэ-Ди Бань Чжао выполняла функции наставницы дочерей императора. Она преподавала им и другим придворным дамам классическую литературу, астрономию и математику. А еще она обучала этикету. И даже написала для молодых аристократок книгу, которая называлась «Наставления женщинам».
Равно как Инь и Ян различны по своей природе, так и мужчина и женщина различаются по своим поступкам. Добродетель начала Ян — это крепость, функция Инь — это податливость. Мужчину ценят за его силу, красота женщины — в ее слабости.
Поэтому поговорка гласит: “Хотя мальчик и рождается, подобным волку, но опасаются, что может он вырасти увечным уродцем. Девочка, хотя и рождается подобной мыши, опасаются, что, вырастая, может превратиться она в тигрицу. А поэтому в воспитании самого себя ничто не сравнится с уважением к другим”.
(Из книги Бань Чжао «Наставления женщинам»)
Мария Пророчица, Египет, I или III в. н.э.
Годы жизни Марии Пророчицы, которую еще называют Марией Еврейкой и Матерью мировой алхимии, не установлены. По одним источникам, она жила в I веке н. э., по другим — в III. Но точно известно, чем занималась и какой след оставила в науке.
Первая в мире женщина-алхимик жила в Александрии — крупнейшем городе Египта и важнейшем центре эллинистической науки и культуры.
До нас не дошли ее труды, но зато все ее научные достижения — исследования, эксперименты, открытия и изобретения — описал в своих трудах Зосим Панополит. Он был одним из самых знаменитых алхимиков IV века и называл себя учеником Марии Пророчицы.
Зосим уверял, что Марии удалось получить философский камень. Тот самый, который мечтали получить все ученые мира, начиная от Гермеса Трисмегиста и заканчивая Исааком Ньютоном, и который ни мифическому божеству, ни вполне реальному физику получить не удалось.
Превращала ли на самом деле Мария Пророчица металлы в золото? Вряд ли. Но зато она оставила после себе огромное научное наследство в виде химического оборудования и описания процессов, которые правопреемница алхимии химия использует до сих пор.
Одно из самых значимых изобретений Марии — водяная баня. Это химическое устройство, которое позволяет очень медленно нагревать разные вещества, не допуская их перегрева и достижения состояния кипения. Мы все, кто умеет и любит готовить, прекрасно с этим процессом знакомы и часто используем нагревание в двух кастрюльках на своих кухнях. Правда, так и называем его — водяная баня. А вот химики, в отличие от нас, помнят и знают автора этого гениального изобретения и называют двойной контейнер для нагревания «Баней Марии».
Еще одно изобретение Марии, хорошо знакомое химикам всех времен, — керотакис. Это герметично закрытая емкость, которую используют для нагрева вещества без доступа воздуха. Для сброса давления и пара в крышке емкости есть специальный клапан. На современных кухнях этот древний химический аппарат тоже есть — он называется скороваркой.
Один из самых распространенных предметов, который можно встретить в любой химической лаборатории, и даже в школьной, называется «трехногая кобылка». Это круглый сосуд, от которого отходят трубки со стеклянными колбами на конце. Обычно таких трубок три и направлены они вниз. Отсюда и название. По сути своей это перегонный аппарат, который используется для очистки жидкости. Предка «трехногой кобылки» звали трибикос. И его тоже изобрела Мария Пророчица.
В Египте аппараты, изобретенные Марией, позволяли получать пудры, кремы и масла. Много позже в Европе их приспособили для получения крепких алкогольных напитков. Если вдруг у кого-то дома есть самогонный аппарат, значит, он тоже знаком с научным наследием Марии Пророчицы.
Считается также, что именно Мария открыла формулу соляной кислоты и изобрела коричневую минеральную краску, которая хорошо известна всем живописцам под названиями «колькотар», «мумия» или «парижская красная».
А еще нам всем известна формула Марии Пророчицы, с помощью которой она, как гласят легенды, изготовила философский камень. Но, как это всегда бывает с великими изречениями, их глубинный философский смысл оказывается гораздо шире и применим практически ко всем областям и сферам нашей жизни: «Соедини мужское и женское начало — и получишь то, что ищешь».
Гипатия Александрийская, Египет, IV–V вв. н.э.
Гипатия родилась около 360 года в Александрии. В городе, где находилась самая крупная библиотека Древнего мира и самый знаменитый исследовательский, культурный и научный центр — Мусейон. Отец Гипатии Теон был философом, астрономом и математиком. Он постарался передать все свои знания дочери, дать ей хорошее образование, чтобы она, как говорил сам Теон, выросла «хорошим человеком».
Дочь пошла по стопам отца и во многом превзошла его. Считается, что она была единственной женщиной античного мира, которой удалось достичь высот как в философии, так и в точных науках.
Сфера научных интересов Гипатии была обширной. Ее интересовали астрономия, химия, физика. Но она занималась не только теоретическими изысканиями. Для своих исследований Гипатия изобретала новые приборы или усовершенствовала старые.
Она, например, изобрела дистиллятор — прибор, в котором происходит очищение жидкости с помощью тепловой перегонки. Дистиллятор работает так: аппарат сначала нагревает жидкость, испаряет ее, а затем охлаждает, чтобы образовался конденсат. Эти капли воды полностью очищены от всех примесей.
Еще Гипатия усовершенствовала ареометр — прибор для измерения плотности жидкости. Принцип работы этого прибора основан на законе Архимеда. Существует легенда, что Гипатия изобрела ареометр сама. Но, скорее всего, гидрометр — так прежде назывался этот прибор — сконструировал сам Архимед в III веке до нашей эры. А Гипатия всего лишь воспроизвела прибор по сохранившимся описаниям, внеся в него кое-какие изменения, которые позволяли измерять плотность не только жидкости, но и твердых тел.
Огромен вклад Гипатии в астрономию. Она сконструировала астролябию — прибор для измерения высоты Солнца или звезд над горизонтом, что позволяло определить долготу и широту небесных тел. Это было очень важно для мореплавания, ведь благодаря астролябии моряки могли определять свое местонахождение в открытом океане.
Гипатия читала в Мусейоне лекции по философии и математике. Ее студентами были молодые люди практически всех стран Средиземноморья. Она знакомила своих учеников с работами Платона и Аристотеля, Диофанта и Птолемея. Гипатия писала комментарии к трудам знаменитых математиков, чтобы сделать эти книги более понятными и привлекательными для широкой аудитории. Например, в комментариях к «Арифметике» Диофанта Гипатия сумела объяснить очень сложные алгебраические построения очень простым языком.
Гипатия пользовалась огромным уважением в обществе, имела определенное влияние на политическую элиту Александрии и была советником Ореста — префекта, назначенного Римом. Именно поэтому она и оказалась в центре конфликта, который вспыхнул между Орестом и христианским епископом Александрии Кириллом. В марте 415 года толпа христианских фанатиков напала на Гипатию и жестоко убила, уничтожив останки. Считается, что это была месть епископа Кирилла, в прошлом ученика Гипатии, которому она указала в публичной лекции на расхождение его богословских взглядов с постановлениями церковных соборов.
Гипатия была одной из самых образованных женщин своего времени и, как уверяют современники, необычайно красивой.
Метродора, Греция, предположительно III век н.э.
Мы знаем только ее имя — Метродора. Где она родилась, в каком году, где получала образование и где работала врачом — неизвестно. Но знаем, что писала она по-гречески. И что первые переводы ее трудов появились в III веке. В истории медицины она значится автором самого первого медицинского трактата по гинекологии.
Этот труд назывался «О болезнях и излечениях женщин». Он состоял из 63 глав, поделенных на два тома. Текст трактата сохранился практически без потерь благодаря многочисленным переводам и ссылкам на него самых разных европейских авторов-медиков. Он пользовался такой популярностью, что переиздавался вплоть до XVI века.
Метродора придерживалась учений Гиппократа, в своей работе анализировала некоторые его статьи, но ее взгляды на этиологию болезней, то есть на причины и условия их возникновений, были уникальны.
Судя по всему, Метродора была практикующим врачом и имела большой опыт клинической практики. Ее описания техник и методик обследования говорят еще и о том, что она была детально знакома с женской физиологией. А значит, присутствовала при вскрытиях или даже сама их проводила.
Кроме чисто практических рекомендаций и теоретических выкладок в трактате Метродоры содержались еще и уникальные рецепты разных лекарственных препаратов. То есть она знала о том, какие лекарственные растения можно использовать для тех или иных целей, в каком виде и в каких сочетаниях. И явно это были ее собственные исследования.
Самый первый латинский перевод труда Метродоры относится к III веку. Как врачи-мужчины относились к этой работе, написанной женщиной? Безусловно, с уважением. Иначе не было бы ни многочисленных переводов, ни ссылок на трактат Метродоры. Хотя по медицинским канонам того времени гречанка явно вторглась в то, что называется чужими владениями. Ведь гинекология была той областью медицинской практики, куда не допускались врачи-женщины. Аборты, кстати, тоже делали только врачи-мужчины. А вот в акушерстве и родовспоможении, наоборот, мужчины не приветствовались. Конечно, во все времена были врачи, которые ломали устоявшиеся традиции. Метродора была одной из них.
Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри, Магриб, IX век н.э.
Университет Аль-Карауин, который является, согласно Книге рекордов Гиннесса, старейшим в мире и до сих пор действующим высшим учебным заведением, основала женщина.
Ее звали Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри, она родилась в 800 году в городе Кайруан на территории современного Туниса. Ее отец был очень богатым купцом. Он дал двум своим дочерям Фатиме и Мириам очень хорошее образование.
В начале IX века семья Фатимы переехала в город Фес. Через какие-нибудь три века это место станет чуть ли не крупнейшим городом мусульманского мира, центром исламской культуры и образования. Но в то время, когда семья Фатимы там поселилась, это был очень молодой город, у которого вся слава была еще впереди.
Фатима и ее сестра Мириам сразу же активно включились, как сказали бы сейчас, в общественную жизнь города Фес. Тем более что после смерти отца им досталось огромное состояние и они не были стеснены в средствах.
Мириам занялась школьной библиотекой при медресе мечети Аль-Андалус. Ей удалось купить и привезти в Фес более 4000 древних манускриптов. И в этой коллекции была не только духовная литература.
А Фатима сосредоточилась на создании образовательного учреждения. Ей пришлось собрать все свои силы и вложить все свои деньги в строительство мечети и университета Аль-Карауин. Она руководила всеми процессами — от возведения зданий до составления учебных программ. А также искала и нанимала преподавателей. В 859 году университет открыл свои двери для студентов.
Учебная программа университета включала в себя не только изучение религиозной литературы. Математика, астрономия, медицина, химия, история, риторика, логика, география, музыка, философия, арабский язык — все эти дисциплины были доступны студентам абсолютно бесплатно. Все спонсировала Фатима. Кстати, учились там не только студенты-мусульмане, но и христиане, и иудеи. Среди знаменитых выпускников Университета Аль-Карауин числился, например, римский папа Сильвестр II — известный математик и астроном своего времени.
Учились ли в университете, основанном великой женщиной и подвижницей Фатимой бинт Мухаммад аль-Фихри, девочки? Увы, нет. Но не потому, что слабому полу было запрещено получать высшее образование, а в силу совершенно других причин. В мусульманских учебных заведениях образование было раздельным. Впрочем, как и в большинстве стран мира.
Автор: Марина СОБЕ-ПАНЕК