Кино и театр
02 июня 2022
Поделиться

Екатерина Самарина: «Кинопроектов становится все больше, так что кадровый голод нарастает»

О Свердловской киностудии давно ничего не было слышно: формально она продолжала существовать, но съемок здесь не велось с конца девяностых. Однако весной 2021 года пришло новое руководство – и началось возрождение студии. Частью этой работы стало открытие собственной киношколы. Ведь съемочный процесс – это не только дорогостоящая аппаратура и павильоны. Кино – это люди. Над полнометражным фильмом трудится более ста человек, и большая часть из них – представители не самых распространенных профессий (к примеру, работники осветительного, постановочного, костюмерного и других цехов). Сегодня этих специалистов в Уральском федеральном округе практически не осталось. Поэтому киностудии приходится своими силами готовить необходимые кадры. Первый поток студентов Школы кино начал заниматься осенью 2021 года. Сейчас, в мае, стартовал второй. Обучение бесплатное: проект получил субсидию Министерства культуры РФ. Конкурс при поступлении, кстати, вполне серьезный: более десяти человек на место (всего в этом году в киношколу было подано более тысячи заявок, что почти в два раза больше, чем в прошлом). Более подробно – в интервью Екатерины Самариной, руководителя департамента образовательной деятельности Свердловской киностудии.

Екатерина Самарина: «Кинопроектов становится все больше, так что кадровый голод нарастает»

Фото предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии

– Екатерина, для начала немного личный вопрос. Вы живете в Екатеринбурге, значит, у вас наверняка есть какие-то детские или подростковые впечатления о Свердловской киностудии... 

– К сожалению, нет: я просто знала, что Свердловская киностудия существует – и все. А вот когда начала работать на телевидении, то пару раз приезжала сюда делать репортажи. И застала легендарного Ярополка Лапшина, который снимал сцену для фильма «На полпути в Париж». И знаете, это было что-то невероятное: огромный павильон, режиссер-легенда, съемочный процесс, который так сильно отличался от телевизионного... Двадцать лет прошло, а я до сих пор помню.

Правда, для киностудии уже тогда наступали тяжелые времена и часть помещений была в аренде. Но съемочный процесс не останавливался. А вот потом стало гораздо хуже. Был период, когда здесь не снимали ничего или снимали раз в пятилетку.

– Сейчас, как я понимаю, на киностудии начался процесс возрождения...

– Да, у нас в запуске сразу несколько проектов (хотя мы надеемся, что их будет в разы больше). Из ближайшего – новый фильм Евгения Григорьева «Сломя голову» (Евгений – креативный продюсер и заместитель генерального директора киностудии. – Прим. редакции). А также лаборатория «Код города», где сами жители снимут киноальманах о Екатеринбурге.

Фото предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии

– А почему Свердловская киностудия вдруг решила открыть собственную киношколу?

–  Главная задача киношколы проста и банальна – растить новые кадры. Ведь после двадцатилетнего простоя людей, работавших в кинопроизводстве, практически не осталось: кто-то сменил профессию, кто-то уехал, кто-то ушел на пенсию. Проектов же становится все больше и больше, а потому кадровый голод нарастает. Плюс у Свердловской области удобное географическое положение, много интересных локаций, и мы надеемся, что будем нужны кинематографистам еще и как производственная база. Однако везти сюда съемочную группу целиком слишком дорого. Гораздо удобнее набрать необходимых специалистов прямо здесь. Но для этого нужно, чтобы они были.

Мы начали готовить специалистов второго состава съемочных групп. То есть мы не замахиваемся на обучение режиссеров или сценаристов (этому необходимо учиться несколько лет), а занимаемся теми профессиями, которые можно освоить за два-три месяца, и даем нашим студентам возможность практиковаться на съемочной площадке.

Фото предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии

– Тогда давайте поясним, что это за профессии.

– В прошлом году у нас было четыре специальности: ассистент художника-постановщика, осветитель, гример и механик камеры. В этот раз специальностей пять: второй режиссер, ассистент режиссера по реквизиту, ассистент художника по костюмам, линейный персонал и логгер. Последняя специальность абсолютно новая и очень востребованная: это специалист, который занимается загрузкой, хранением и архивированием отснятого материала.

– А если у соискателей уже лежит в кармане диплом о высшем образовании? Вы их не возьмете?

– Почему же? Возьмем! Но обязательным высшее образование для нас не является: гораздо важнее профессиональные навыки, которые человек получил в смежных специальностях. К примеру, если на позицию ассистента художника по костюмам приходит человек с базовым образованием швеи, то он нам подходит. Правда, кандидатуру должны одобрить мастера курса: они у нас преподаватели-практики и лучше знают, кто именно требуется.

– Екатерина, а как в Екатеринбурге с кинообразованием в целом? Допустим, я живу в вашем городе, мне 16 лет, я схожу с ума по Феллини и жажду снимать кино. Что мне делать?

– Уезжать в другой город. К примеру, в Челябинск – там в Государственном университете культуры есть факультет театра, кино и телевидения. У нас профильных учебных заведений нет. Поэтому те, кто хочет работать в кино, вынуждены ехать либо туда, либо чаще всего в Москву/Санкт-Петербург. Впрочем, драматургии в Екатеринбурге учат – но она по большому счету все-таки театральная и с написанием киносценариев никак не связана. 

Фото предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии

– Тогда почему у вашей киношколы такие скромные амбиции? Почему вы готовите гримеров, а не открываете какие-нибудь двухгодичные курсы по режиссуре игрового кино?

– Но мы же все-таки не образовательное заведение! Задача киностудии – снимать кино. Поэтому все наши амбиции – практические. Количество проектов увеличивается очень быстро – и скоро нам понадобится много администраторов, гримеров, осветителей и т.д., которых в регионе практически не осталось. Поэтому мы должны как можно быстрее подготовить людей, чтобы они помогали снимать здесь и сейчас.

В дальнейшем, возможно, те амбиции, о которых вы говорите, у нас появятся тоже. Но ближайшие планы чуть-чуть скромнее. Во-первых, мы собираемся открыть платные курсы для тех, кто не сумел попасть на бюджетные места, потому что спрос превышал предложение в несколько раз. Во-вторых, хотим запустить профориентационные курсы для подростков, чтобы ребятам было проще определиться – идти ли им работать в кино или нет.

–  Тогда давайте поговорим о тех, кто приходит к вам на учебу. Что это за прекрасные наивные ребята, которые вдруг решили, что кино – это смысл их жизни?

– Ребята – это очень относительное понятие. Возраст у наших студентов разный. Мы не ставили никаких ограничений, кроме 18+. В итоге у нас были анкеты и от тех, кто старше пятидесяти. Но мы смотрели в первую очередь не на возраст, а на совокупность факторов. К примеру, готов ли человек к смене профессии и к тому, что в первое время он будет на вторых ролях (психологически это не всем подходит). И, конечно, важна была стрессоустойчивость. Потому что съемочный день длится в лучшем случае 12 часов...

– А не в лучшем он может растянуться на пару суток...

– Да! И далеко не всех это устраивает. К тому же, как выяснилось, у многих очень идеалистическое представление о кино. Им кажется, что это такой прекрасный заоблачный мир, где все трудятся в одной команде и любят друг друга. Мы были вынуждены их разочаровать. Потому что кино – это постоянный стресс и череда конфликтных ситуаций, которые надо уметь разруливать.

Что же касается возраста, то тут многое зависит от специальности. Для ассистента режиссера по реквизиту он даже в плюс (для этой профессии важен жизненный опыт). А вот для администратора площадки нужна мобильность, поэтому тут мы предпочитали более молодых людей.

Еще мы ориентировались на насмотренность, которая обязательна для всех без исключения. Понятно, что на вопрос «Любите ли вы кино?» все отвечали «Да». Но когда мы начинали спрашивать: «Что именно вы любите?», то реакция у всех была разная. Кто-то смотрит сериалы на ТНТ и считает, что это и есть кино. Кто-то в качестве любимых режиссеров называет Бергмана и Тарковского. Удивительно, но многие признаются в любви к Алексею Балабанову. Возможно, это специфика Екатеринбурга, так как Балабанов родился в нашем городе, однако на Свердловской киностудии он снимал только короткометражки, а основные фильмы делал уже не у нас.

Фото предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии

– Понимаю, что ваша школа занимается пока исключительно ремесленническими специальностями, но, возможно, для соискателей важна предрасположенность к творчеству?

– Конечно, важна! И я не согласна с тем, что это ремесленнические специальности. Мы готовим не костюмеров, в чьи обязанности входит просто хранить и гладить одежду, а ассистентов художника по костюмам. А это работа творческая! Этот человек находится в связке с художником и, как правило, сам мечтает им стать.

– А если ассистент почувствует, что сам готов стать художником – дадите ему такой шанс?

– Тут уже мы ничего не решаем. Мы даем только азы профессии и практику (наши курсы – это не теоретические занятия или разговоры, а возможность что-то сделать своими руками). Все остальное зависит от него самого. Если он, проработав ассистентом несколько лет, почувствует в себе достаточно сил и амбиций, чтобы попробовать себя в качестве художника, почему бы и нет?! Другое дело, что это проще сделать на небольших проектах: в рекламных роликах, музыкальных клипах, короткометражках... Съемочные группы в таких случаях в разы меньше, чем на полнометражных фильмах, поэтому участники совмещают сразу несколько функций. Там у наших выпускников появляется шанс поработать не только художниками по костюмам, но и художниками-постановщиками.

Но тут важно вот еще что. У нас был неожиданно высокий спрос на вторых режиссеров. Знаете почему? Потому что не все хорошо понимают, кто такой второй режиссер. Многим кажется, что это прямая дорога в режиссуру. Но это не так. Главная задача такого специалиста – координировать работу всех участников съемочного процесса, а не снимать самому. Он, конечно, может в перспективе стать режиссером, но это уже совершенно другая профессия, и путь к ней долгий и извилистый. Разница между вторым режиссером и режиссером-постановщиком, на самом деле, огромная.

– Не боитесь, что ученики вашей киношколы получат новую профессию и уедут в Москву?

– Нет, не боимся. И кабальных контрактов у нас с нашими выпускниками нет: каждый волен идти своей дорогой. Хотя одно из главных условий приема в нашу школу – это проживание в городах Уральского федерального округа. Ведь мы хотим, чтобы наши студенты в ближайшее время все-таки планировали жить и работать здесь. А если они потом захотят куда-то уехать, то это их дело: уйдут одни, придут другие – те, кому будет интересно работать с нами. Но тут очень многое будет зависеть от того, как будет развиваться Свердловская киностудия. Если мы действительно станем творческим кластером, о котором мечтаем, то и люди останутся с нами.

 

Беседовала: Вера Аленушкина

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше