…Или это очередная волна хайпа? Такой вопрос напрашивается сам собой, если удариться в беглое изучение истории виртуальных вселенных. Строить свои собственные дома, общаться с друзьями без границ, играть виртуальные свадьбы, делать бизнес или стать драконом — ну разве это не чудно? Чудно. Поэтому уже через пять-шесть лет после появления Всемирной паутины разработчики устроили настоящий мировой ажиотаж вокруг своего проекта — World.com. В нем можно было сделать себе аватар, строить новые локации, общаться, открывать кинотеатры, делиться файлами, создавать собственные моды и т.д.
Для проекта нашли инвесторов (в числе которых оказался сам демиург популярной вселенной «Звездных войн» — Стивен Спилберг), привлекли звезд (во вселенной можно было встретить Дэвида Боуи и поговорить с ним) и многомиллионную аудиторию. Для 1997 года это был просто вынос мозга! И, казалось бы, что могло пойти не так… Может быть, из-за несовершенства технологий, производительности (и дороговизны) железа и низкого уровня покрытия интернета, может быть, из-за отсутствия драматургии или конечной цели, однако ажиотаж стих и проект стал быстро терять популярность.
Жанр, который условно называют VWMMOs (Virtual World Massively multiplayer online), пытались неоднократно воскрешать крупные корпорации — Sony, которая разработала под свои консоли PS3 социальную онлайн-площадку PlayStation Home, где владельцы приставок могут встречаться в виртуальных локациях, участвовать в различных мероприятиях, состязаться в мини-играх и общаться. Звучало круто, воплощение было на хорошем качественном уровне, но аудитория стала отваливаться, и проект закрыли.
Другой пример — мир Second Life, который помимо механик создания и развития аватара, общения и взаимодействия с окружением предлагал свою собственную рыночную модель со сделками по купле-продажи земли, товаров и пр. Однако и этот мир постигла участь в виде оттока пользователей. Существует еще множество подобных проектов с аналогичной судьбой: There, ActiveWorlds, Moove, IMVU и др.
Множество отзывов пользователей по виртуальным мирам были основаны на несовершенстве технологий и недостаточности контента. «Играть» в песочнице может быть и занятным делом, но без сюжетных арок или вовлекающих механик мотивация аудитории со временем распыляется.
Сегодня мы наблюдаем очередную волну интереса к виртуальным вселенным. Во многом к этому подстегнула пандемия и глубокая цифровизация развитых и многих развивающихся стран. Возможно, сейчас намного больше условий и предпосылок для создания метавселенной, объединяющей индустрии, рынки и бренды единой сквозной технологией. Так случилось, что все обсуждают Facebook, однако и среди других брендов есть попытки построения аналогичной виртуальной реальности. И, как мы видим, поле конкурентное. Поэтому запасаемся батончиками и энергетиками, бежим к офтальмологам и покупаем топовое железо. Короче, готовимся выбирать мир, который будет крутиться вокруг нас!
1. Azure от Microsoft
Виртуальное пространство для сотрудников Microsoft, которое позволяет создавать цифровые копии офисов, предметов и даже сотрудников компании. С помощью Azure аватары могут собираться в одной переговорной, физически находясь в разных местах.
2. Fortnite от Epic Games
Fortnite изначально разрабатывалась как бесплатная онлайн-игра в жанре «королевской битвы». За несколько лет Fortnite стала очень популярной благодаря функции «редактора миров» — специально разработанному сценарному программному языку, позволявшему создавать пользователям собственные игры. Функция была очень простая, и это определило дальнейшее развитие Fortnite. Сейчас на площадках метавселенной проходят концерты Travis Scott и Ariana Grande, фестиваль электронной музыки Tomorrowland, премьера 9-го эпизода «Звездных войн» и многое другое.
3. Omniverse от NVIDIA
Весной корпорация NVIDIA анонсировала виртуальную платформу Omniverse, предназначенную для совместной работы в режиме реального времени. Саму презентацию метавселенной проводила цифровая копия гендиректора Дженсена Хуанга на специально воссозданной в виртуальном пространстве цифровой копии его кухни. Новизна Omniverse заключается в том, что разработчики объединили базовое программное обеспечение продуктов NVIDIA и технологию моделирования реальности.
4. Roblox
Онлайн-платформа, которая является, по сути, конструктором для создания видеоигр. Со временем в Roblox стало появляться все больше инструментов, а аудитория расширилась до более чем 200 000 пользователей. Теперь на виртуальных площадках можно общаться, покупать и продавать предметы за местную криптовалюту, проводить целые мероприятия. Например, недавно на одной их локаций состоялся концерт исполнителя Lil Nas X. В планах создателей платформы — связать виртуальный мир с реальным с помощью запуска доставки цифровых заказов на дом.
5. Decentraland
В основе платформы Decentraland лежит технология DAO (Decentralized Autonomous Organization), что можно перевести как «децентрализованная автономная организация». Управление игры действительно децентрализовано, все решает сообщество пользователей. Земли в Decentraland продаются на аукционе за криптовалюту, а на виртуальную недвижимость оформляются криптоконтракты. Сама по себе платформа представляет цифровой мир, на территории которого можно договориться о встрече с партнерами, пойти с друзьями на концерт, продавать свое NFT-искусство и т. д.
6. Alien Worlds
Alien Worlds — одно из самых популярных приложений на основе децентрализованных технологий блокчейна Binance Smart Chain. Недавно разработчики выпустили игровое дополнение — Alien Worlds Missions, в котором пользователи могут совместно проходить миссии, путешествовать на виртуальных космических кораблях и зарабатывать NFT-токены, которые создаются другими игроками, и использовать их в качестве валюты внутри мира.
7. Gather
Изначальная идея создателей заключалась в объединении Minecraft и Zoom. В итоге получилось двумерное онлайн-пространство, на котором выстроены подобия общественных пространств — офисных помещений, концертных залов, лекториев и прочее.
Главной задачей Gather было освободить людей от ограничений в общении, которые есть в реальном мире. Для этого была разработана технология пространственного звука, подстраивающаяся под расстояние между игроками: если персонажи стоят рядом, то голос звучит громче, если дальше — тише.
8. Somnium Space
В отличие от других, эта метавселенная похожа больше не на игру, а на расширенную IT-корпорацию по типу Google или Facebook с развитыми экосистемами. Основу Somnium Space также составляет криптовалюта блокчейн, которая может использоваться как внутри метавселенной, так и в других приложениях. Бесконечность пространства The Somnium Space позволяет пользователям покупать виртуальные земельные участки, строить на них все что угодно, а потом общаться с другими персонажами.
9. MyTona
Недавно отечественная якутская игровая компания MyTona анонсировала запуск своей метавселенной, в которой виртуальное общение будет максимально приближено к реальности. Функционал платформы будет поддерживать блокчейн-технологии и NFT, благодаря чему в MyTona появится своя цифровая экономика. Пользователи смогут проводить виртуальные собрания, создавать собственные виртуальные магазины, устраивать выставки, мастер-классы, презентации, концерты и многое другое.
10. The Sandbox
The Sandbox придумано по модели Play-to-Earn, в которой можно монетизировать свое игровое время, покупать землю, создавать в игре невзаимозаменяемые токены (NFT) и зарабатывать токены SAND, выполняя различные квесты.
11. Nikeland
Nike совместно с игровой платформой Roblox создали виртуальный мир под названием Nikeland — цифровую копию штаб-квартиры компании в США. По задумке авторов, юзеры получат возможность не только цифровую одежду и обувь бренда, но и поучаствовать в спортивных соревнованиях.
12. Adidas
Мир безграничных возможностей осваивает и другой мегапопулярный спортивный бренд — Adidas. В своем аккаунте компания объявила о начале сотрудничества с криптобиржей Coinbase. Предположительно разработкой adiVerse займется проект The Sandbox.
Автор: Денис Домрачев