Использование «цифры» открывает перед музеями широкие возможности как в исследовательской, так и в экспозиционной деятельности. В настоящее время при поддержке Президентского фонда культурных инициатив музей-заповедник «Усадьба “Мураново”» совместно с IPQuorum и Российским государственным университетом им. С.Г. Строганова осуществляет проект создания динамичных 3D-моделей предметов мебели из своей мемориальной коллекции. Преимущество цифровых технологий заключается в том, что у музеев разного профиля есть возможность адаптировать их под свои нужды. О том, как это происходит в Хакасском национальном краеведческом музее, его директор Андрей Иосифович Готлиб рассказал обозревателю IPQuorum.
— Андрей Иосифович, ваш музей скоро отметит 95-летие. В его долгой жизни было немало ярких страниц. Расскажите о самых важных.
— Сделать это не так легко, как может показаться, поскольку нам придется углубиться на три столетия вглубь. Первую научную экспедицию по исследованию Сибири организовал в 1721–1722 годах сподвижник Петра I — известный немецкий ученый на русской службе Даниэль Готлиб Мессершмидт. Родоначальник русской археологической науки. Хакасия — регион уникальный. Единственная территория в нашей стране, сплошь состоящая из археологических ландшафтов. Мы в буквальном смысле слова живем среди памятников древней истории человечества. Первый краеведческий музей в Абакане — тогда еще селе Усть-Абаканском — открылся в 1929 году на общественных началах при отделе народного образования. Через два года он получил статус государственного музея областного значения. С 1931 года мы и ведем отсчет истории нашего музея. Огромная Хакасско-Тувинская археологическая экспедиция МГУ, которую в течение сорока лет — с 1950 по 1991 год — возглавлял замечательный ученый, исследователь древней истории Сибири, наш земляк Леонид Романович Кызласов. В 2007 году музею было присвоено его имя.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Сегодня Хакасский национальный краеведческий музей — один из ведущих не только в регионе, но и в стране.
— Трудно поверить, что когда-то весь музей умещался в трех небольших комнатах. У нас долго не было помещения, отвечавшего всем необходимым требованиям для экспонирования и хранения нашего собрания. В начале 2010-х годов правительством Республики Хакасия было принято решение о строительстве современного здания. В 2017 году мы переехали в наш новый дом, возведенный в виде традиционного хакасского жилища — юрты, раскинувшейся на площади 3 га. Новое здания является составной частью музейного комплекса общей площадью 28 000 кв. м, расположенного в парковой зоне Абакана. Это современная площадка, по уровню технической оснащенности способная соревноваться со многими федеральными музеями. Существенно расширились экспозиционные, фондовые, производственные и служебные площади. Началось активное освоение пространства в новых реалиях. Мы стремимся разрушить стереотипное представление о том, что история и археология — это «скучно». В нашей большой «юрте» найдутся экспозиции и отдельные экспонаты, которые заинтересуют даже самых скептично настроенных посетителей.
— Каковы основные направления его экспозиционной и научно-исследовательской деятельности?
— Экспозиции охватывают историю Хакасии длиной в несколько тысячелетий. На сегодняшний день наше собрание насчитывает более 150 000 экспонатов. Это уникальная коллекция, в которой есть редчайшие образцы изделий каменного, бронзового, железного веков. Особое внимание посетителей привлекают наскальные рисунки, каменные изваяния, стелы и так называемые «идолы Енисея», относящиеся к бронзовому веку. Всего в музее создано семь постоянных экспозиций. «История Хакасии начинается здесь» посвящена развитию нашего музея в тесной связи с научной деятельностью профессора Л.Р. Кызласова. «Древнее искусство Хакасии» представляет посетителям уникальные каменные изваяния и стелы возрастом более 4000 лет, эстампажи древних наскальных рисунков. В рамках проведения Года археологии в Хакасии в конце декабря 2022 года в музее открылась постоянная экспозиция «Археология Хакасии», приуроченная к 300-летию первых археологических раскопок под руководством Даниэля Готлиба Мессершмидта. В ней представлено более 2500 музейных предметов, наиболее полно отражающих богатство археологического наследия хакасской земли.
Перед фасадом музея размещена экспозиция «Каменная летопись Хакасии», представляющая собой коллекцию каменных плит с рисунками от эпохи бронзового века, раннего железного века и этнографического времени. В экспозиции «Природа и этнос» нашла отражение яркая коллекция предметов быта и культуры хакасского народа: посуда, одежда и украшения, конское снаряжение, снасти для рыбалки, охотничьи принадлежности. Все это богатство показано в контексте удивительной природы Хакасии. «Зал боевой славы» рассказывает об участии Хакасии на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция «Завещаю своим землякам…» посвящена наследию Ирины Николаевны Карачаковой-Картиной — первому хакасскому скульптору, меценату и коллекционеру, собравшей богатейшую коллекцию предметов западноевропейского, русского и восточного искусства, антикварной мебели и скульптуры XVI–XIX веков. Ежегодно музей посещает более 80 000 человек, и количество посетителей возрастает с каждым годом.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Задействованы ли в экспозиционном пространстве цифровые технологии?
— Как это ни парадоксально, при создании постоянных экспозиций мы не использовали цифровые технологии, делая главный акцент на подлинных, порой уникальных артефактах. Мы стремились художественными решениями подчеркнуть, что древняя и современная культура, природные богатства — это главное достояние Хакасии. Несмотря на то что сейчас в экспозиционном пространстве не представлена цифровая составляющая, это не значит, что при создании новых экспозиций мы будем отказываться от ее использования. Но технологии будут нести только вспомогательную нагрузку, работая на подлинные экспонаты.
— Неужели музей вообще отказался от мультимедийных решений?
— Конечно, нет. У нас есть два экскурсионных тура: «Салбыкский курган сквозь время» и «Боярская писаница. К началу времён», которые используют технологии дополненной реальности — VR-очки с соответствующим контентом. Оба проекта переносят хакасское культурное наследие в виртуальное пространство. Первый позволяет увидеть Салбыкский курган — крупнейшее мегалитическое сооружение Среднего Енисея — и узнать, как была возведена самая большая в Евразии каменная ограда этого древнего погребения. История кургана заложена в аудиогид. Второй проект дает возможность окунуться в эпоху раннего железного века — показать жизнь древнего поселения во время создания наскальных рисунков Боярской писаницы — памятника изобразительного искусства VIII–III веков до н. э. В этом проекте появилось больше возможностей взаимодействовать с предметами. Теперь их можно не только взять в руки, но и «освоить» в виртуальном пространстве полный цикл древнего производства. Например, в гончарном деле это лепка, обжиг и роспись готовой посуды. Таким же образом гости «Боярской писаницы» знакомятся с древним кузнечным ремеслом, плотничными работами и кожевенным производством. Оба проекта были успешно реализованы при совместном усилии сотрудников музея и специалистов, разрабатывавших виртуальный контент Центра информатизации и новых технологий Республики Хакасия.
— На какую аудиторию ориентированы эти проекты?
— В первую очередь, на молодое поколение, которое с «цифрой», что называется, на «ты». Новые технологии делают музеи более доступными и привлекательными для молодежи, привыкшей к ним в повседневной жизни. Позволяют сохранять и представлять свои коллекции в новом формате, оставаясь актуальными и конкурентоспособными в современном мире. Молодого посетителя и влечет в музей возможность «увидеть» таким образом подлинную, непридуманную, не «сконструированную» историю.
— Насколько перспективной вам представляется работа с дополненной реальностью при демонстрации археологических находок?
— Работа с дополненной реальностью может быть столь же перспективна, сколь и сложна в исполнении. Она позволяет создать уникальные и увлекательные интерактивные экспозиции. Посетители могут всесторонне исследовать динамические 3D-модели подлинных артефактов, которые невозможно подержать в руках в силу их уникальности и хрупкости; участвовать в интерактивных играх — например, почувствовать себя археологом или реставратором; получать дополнительную информацию об экспонатах и многое другое. Дополненная реальность может сделать посещение музея увлекательным и запоминающимся, помогая посетителям лучше понять и оценить исторические артефакты. Но в любом случае дополненная реальность не должна быть самоцелью, «аттракционом» для привлечения публики.
— К концу 2025 года предполагается завершить формирование Госкаталога Музейного фонда России. Насколько успешно идет процессе в вашем музее? С какими проблемами приходится сталкиваться при оцифровке собрания?
— На данный момент внесено 80% музейного фонда. Это порядка 83 000 предметов. На 2025 год запланировано внести 16 000 предметов, тем самым завершив внесение основного фонда музея в Госкаталог. Кроме того, параллельно ведется внесение в него предметов, поступающих в музейное собрание путем комплектования. Не все экспонаты легко оцифровать. Бликующая или зеркальная поверхность, особо крупный размер, нестандартный формат — это лишь часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться при оцифровке. На получение качественных изображений зачастую уходит очень много времени, а ведь время — это единственный ресурс, потерю которого невозможно восполнить.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Оцифровывать письменные источники и печатные документы особенно сложно. Как решаете эту проблему?
— В рамках национального проекта «Культура» музей в 2023 году приобрел современный отечественный сканер высокого сканирования ЭларСкан А2-400, позволяющий создавать точные электронные образы формата А2+ уникальных книжных изданий, рукописных и фотодокументов. Он был специально куплен для нужд фондовой работы по цифровизации музейных предметов в рамках централизованного учета в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Сканер позволяет бережно и в высоком разрешении сканировать разные виды сшитых и расшитых оригиналов документов формата до А2, V-образная «колыбель» регулируется под нужный формат и градус раскрытия — 90, 120 или 180, — позволяя сканировать оригиналы толщиной до 15 см и весом до 15 кг. В настоящее время сканер используется для оцифровки более 30 000 архивных документов и фотографий XIX–XX веков, афиш, периодических изданий, редких книг, которые относятся к Музейному фонду РФ, а также учетно-хранительской документации музея: книги поступления, акты приема. Чтобы работать на таком сложном аппарате, наши сотрудники прошли специальный курс обучения от разработчиков программного обеспечения компании «Элар», поставившей сканер нашему музею.
— Цифровые копии экспонатов широко используются в просветительской деятельности. Есть ли такие проекты в вашем музее?
— В экспозиционном пространстве цифровые копии артефактов не используются. Но музей принимает самое активное и живое участие в различных крупномасштабных выставочных проектах на различных площадках по всей стране, представляя древнюю историю Хакасии через копии уникальных артефактов из нашего собрания. В первую очередь, речь идет о таком ярком проекте, как «Сны Сибири», который в 2022–2023 годах демонстрировался в Москве на площадке Государственного исторического музея. Сейчас он экспонируется во Владивостоке в Государственном объединенном музее-заповеднике истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, а в конце этого года будет выставлен в музейном центре Красноярска. Одной из самых ярких и запоминающихся частей проекта являются копии одиннадцати каменных изваяний из нашего музея, выполненные в натуральную величину на основе специально построенной цифровой модели. Подобные «двойники» были также использованы на масштабной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в выставочном павильоне Республики Хакасия, которую посетило более 18 млн человек.
— На сайте музея есть информация о 3D-каталоге коллекции кинжалов эпохи раннего железа (VII–I вв. до н. э.). Что он из себя представляет и с какой целью создавался? Планируются ли аналогичные каталоги по другим собраниям?
— Эта коллекция представляет большой интерес как для специалистов, так и для людей, увлеченных древними видами холодного оружия. Очевидно, что далеко не всем мы можем предоставить к ней доступ. Поэтому и было принято решением создать 3D-каталог, чтобы как можно большее количество исследователей, археологов и, конечно же, любителей истории, получили возможность изучать и анализировать эти артефакты в интерактивном формате. Не исключаю, что в будущем будут созданы подобные каталоги для других коллекций, чтобы сделать их доступными для широкой аудитории и способствовать научным исследованиям в области археологии и истории.
— Вы с завидной регулярностью организуете виртуальные выставки художников-земляков. Какие еще виртуальные проекты реализует музей и насколько они востребованы?
— Мы широко используем виртуальные проекты: онлайн-экскурсии по постоянным экспозициям музея; мастер-классы и лекции, на которые приглашаем художников, искусствоведов и других специалистов; конкурсы и выставки рисунка, фотографии и других видов творчества. Пик востребованности пришелся на пандемию, но и сегодня эти проекты интересны не только нашим землякам, но и жителям других регионов и даже стран, поскольку позволяют им участвовать в насыщенной жизни нашего музея, общаться с художниками и экспертами и погружаться в мир искусства, не покидая дома.
— С вашей точки зрения, в каких случаях цифровые технологии незаменимы в музейной практике, а в каких неуместны?
— Цифровые технологии незаменимы при создании виртуальных туров и выставок, что делает музейные коллекции доступными для людей из разных стран и регионов. Использование мультимедийных средств, таких как интерактивные дисплеи, аудиогиды и видеопрезентации, помогает привлечь внимание посетителей и сделать посещение музея более ярким и запоминающимся. Широко используются цифровые технологии при разработке интерактивных образовательных программ, углубляющих знания посетителей о конкретных экспонатах и истории в целом. А неуместны они в том случае, когда их использование не соответствует целям и задачам музея либо если они отвлекают посетителей от основных экспонатов и исторических материалов. Важно учитывать, что не все могут быть знакомы с современными технологиями или иметь доступ к ним, поэтому необходимо предусмотреть альтернативные способы взаимодействия с экспозицией для всех категорий гостей.
Цифровые технологии неуместны в музейной практике, если их использование приводит к потере аутентичности и уникальности музейного опыта. Например, если все экспозиции заменены виртуальными моделями или интерактивными дисплеями, это может убить атмосферу исторического музея. Очень важно находить равновесие между традиционными и цифровыми методами представления информации в музее.
— Несмотря на то что цифровые технологии используются в музейной практике довольно давно, до сих пор многие музейщики выражают опасения, что в конце концов медиапродукты, например динамические 3D-модели, могут вытеснить подлинники. Насколько обоснована тревога?
— Тревога музейщиков по поводу того, что цифровые технологии могут вытеснить подлинники, не совсем обоснована. Они используются для обогащения и дополнения подлинников, а не для их замены. Помогают привлечь новую аудиторию, сделать экспозиции более интерактивными и доступными, а также сохранить исторические объекты в цифровом формате для будущих поколений. Важно найти баланс между использованием цифровых технологий и сохранением подлинников.
— Насколько, с вашей точки зрения, эффективно использование медиаконтента на сайтах музеев? Если все самое интересное можно посмотреть «в два клика, не вставая с дивана», поедет ли человек в музей?
— Использование медиаконтента на сайтах может быть очень эффективным с точки зрения привлечения посетителей. Он и создается для того, чтобы заинтересовать людей и побудить их посетить музей в реальной жизни. Люди ценят возможность увидеть экспонаты вживую, почувствовать атмосферу музея, задать вопросы экспертам и пообщаться с другими посетителями. Несмотря на доступность медиаконтента онлайн, посещение музея все равно остается уникальным и неповторимым опытом.
Автор: Виктория ПЕШКОВА