Использование «цифры» открывает перед музеями широкие возможности как в исследовательской, так и в экспозиционной деятельности. В настоящее время при поддержке Президентского фонда культурных инициатив музей-заповедник «Усадьба “Мураново”» совместно с IPQuorum и Российским государственным университетом им. С.Г. Строганова осуществляет проект создания динамичных 3D-моделей предметов мебели из своей мемориальной коллекции. Преимущество цифровых технологий заключается в том, что у музеев разного профиля есть возможность адаптировать их под свои нужды. О том, как это происходит в Хакасском национальном краеведческом музее, его директор Андрей Иосифович Готлиб рассказал обозревателю IPQuorum.
— Андрей Иосифович, ваш музей скоро отметит 95-летие. В его долгой жизни было немало ярких страниц. Расскажите о самых важных.
— Сделать это не так легко, как может показаться, поскольку нам придется углубиться на три столетия вглубь. Первую научную экспедицию по исследованию Сибири организовал в 1721–1722 годах сподвижник Петра I — известный немецкий ученый на русской службе Даниэль Готлиб Мессершмидт. Родоначальник русской археологической науки. Хакасия — регион уникальный. Единственная территория в нашей стране, сплошь состоящая из археологических ландшафтов. Мы в буквальном смысле слова живем среди памятников древней истории человечества. Первый краеведческий музей в Абакане — тогда еще селе Усть-Абаканском — открылся в 1929 году на общественных началах при отделе народного образования. Через два года он получил статус государственного музея областного значения. С 1931 года мы и ведем отсчет истории нашего музея. Огромная Хакасско-Тувинская археологическая экспедиция МГУ, которую в течение сорока лет — с 1950 по 1991 год — возглавлял замечательный ученый, исследователь древней истории Сибири, наш земляк Леонид Романович Кызласов. В 2007 году музею было присвоено его имя.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Сегодня Хакасский национальный краеведческий музей — один из ведущих не только в регионе, но и в стране.
— Трудно поверить, что когда-то весь музей умещался в трех небольших комнатах. У нас долго не было помещения, отвечавшего всем необходимым требованиям для экспонирования и хранения нашего собрания. В начале 2010-х годов правительством Республики Хакасия было принято решение о строительстве современного здания. В 2017 году мы переехали в наш новый дом, возведенный в виде традиционного хакасского жилища — юрты, раскинувшейся на площади 3 га. Новое здания является составной частью музейного комплекса общей площадью 28 000 кв. м, расположенного в парковой зоне Абакана. Это современная площадка, по уровню технической оснащенности способная соревноваться со многими федеральными музеями. Существенно расширились экспозиционные, фондовые, производственные и служебные площади. Началось активное освоение пространства в новых реалиях. Мы стремимся разрушить стереотипное представление о том, что история и археология — это «скучно». В нашей большой «юрте» найдутся экспозиции и отдельные экспонаты, которые заинтересуют даже самых скептично настроенных посетителей.
— Каковы основные направления его экспозиционной и научно-исследовательской деятельности?
— Экспозиции охватывают историю Хакасии длиной в несколько тысячелетий. На сегодняшний день наше собрание насчитывает более 150 000 экспонатов. Это уникальная коллекция, в которой есть редчайшие образцы изделий каменного, бронзового, железного веков. Особое внимание посетителей привлекают наскальные рисунки, каменные изваяния, стелы и так называемые «идолы Енисея», относящиеся к бронзовому веку. Всего в музее создано семь постоянных экспозиций. «История Хакасии начинается здесь» посвящена развитию нашего музея в тесной связи с научной деятельностью профессора Л.Р. Кызласова. «Древнее искусство Хакасии» представляет посетителям уникальные каменные изваяния и стелы возрастом более 4000 лет, эстампажи древних наскальных рисунков. В рамках проведения Года археологии в Хакасии в конце декабря 2022 года в музее открылась постоянная экспозиция «Археология Хакасии», приуроченная к 300-летию первых археологических раскопок под руководством Даниэля Готлиба Мессершмидта. В ней представлено более 2500 музейных предметов, наиболее полно отражающих богатство археологического наследия хакасской земли.
Перед фасадом музея размещена экспозиция «Каменная летопись Хакасии», представляющая собой коллекцию каменных плит с рисунками от эпохи бронзового века, раннего железного века и этнографического времени. В экспозиции «Природа и этнос» нашла отражение яркая коллекция предметов быта и культуры хакасского народа: посуда, одежда и украшения, конское снаряжение, снасти для рыбалки, охотничьи принадлежности. Все это богатство показано в контексте удивительной природы Хакасии. «Зал боевой славы» рассказывает об участии Хакасии на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция «Завещаю своим землякам…» посвящена наследию Ирины Николаевны Карачаковой-Картиной — первому хакасскому скульптору, меценату и коллекционеру, собравшей богатейшую коллекцию предметов западноевропейского, русского и восточного искусства, антикварной мебели и скульптуры XVI–XIX веков. Ежегодно музей посещает более 80 000 человек, и количество посетителей возрастает с каждым годом.
Фото предоставлено пресс-службой музея
— Задействованы ли в экспозиционном пространстве цифровые технологии?
— Как это ни парадоксально, при создании постоянных экспозиций мы не использовали цифровые технологии, делая главный акцент на подлинных, порой уникальных артефактах. Мы стремились художественными решениями подчеркнуть, что древняя и современная культура, природные богатства — это главное достояние Хакасии. Несмотря на то что сейчас в экспозиционном пространстве не представлена цифровая составляющая, это не значит, что при создании новых экспозиций мы будем отказываться от ее использования. Но технологии будут нести только вспомогательную нагрузку, работая на подлинные экспонаты.
— Неужели музей вообще отказался от мультимедийных решений?
— Конечно, нет. У нас есть два экскурсионных тура: «Салбыкский курган сквозь время» и «Боярская писаница. К началу времён», которые используют технологии дополненной реальности — VR-очки с соответствующим контентом. Оба проекта переносят хакасское культурное наследие в виртуальное пространство. Первый позволяет увидеть Салбыкский курган — крупнейшее мегалитическое сооружение Среднего Енисея — и узнать, как была возведена самая большая в Евразии каменная ограда этого древнего погребения. История кургана заложена в аудиогид. Второй проект дает возможность окунуться в эпоху раннего железного века — показать жизнь древнего поселения во время создания наскальных рисунков Боярской писаницы — памятника изобразительного искусства VIII–III веков до н. э. В этом проекте появилось больше возможностей взаимодействовать с предметами. Теперь их можно не только взять в руки, но и «освоить» в виртуальном пространстве полный цикл древнего производства. Например, в гончарном деле это лепка, обжиг и роспись готовой посуды. Таким же образом гости «Боярской писаницы» знакомятся с древним кузнечным ремеслом, плотничными работами и кожевенным производством. Оба проекта были успешно реализованы при совместном усилии сотрудников музея и специалистов, разрабатывавших виртуальный контент Центра информатизации и новых технологий Республики Хакасия.
— На какую аудиторию ориентированы эти проекты?
— В первую очередь, на молодое поколение, которое с «цифрой», что называется, на «ты». Новые технологии делают музеи более доступными и привлекательными для молодежи, привыкшей к ним в повседневной жизни. Позволяют сохранять и представлять свои коллекции в новом формате, оставаясь актуальными и конкурентоспособными в современном мире. Молодого посетителя и влечет в музей возможность «увидеть» таким образом подлинную, непридуманную, не «сконструированную» историю.
— Насколько перспективной вам представляется работа с дополненной реальностью при демонстрации археологических находок?
— Работа с дополненной реальностью может быть столь же перспективна, сколь и сложна в исполнении. Она позволяет создать уникальные и увлекательные интерактивные экспозиции. Посетители могут всесторонне исследовать динамические 3D-модели подлинных артефактов, которые невозможно подержать в руках в силу их уникальности и хрупкости; участвовать в интерактивных играх — например, почувствовать себя археологом или реставратором; получать дополнительную информацию об экспонатах и многое другое. Дополненная реальность может сделать посещение музея увлекательным и запоминающимся, помогая посетителям лучше понять и оценить исторические артефакты. Но в любом случае дополненная реальность не должна быть самоцелью, «аттракционом» для привлечения публики.
— К концу 2025 года предполагается завершить формирование Госкаталога Музейного фонда России. Насколько успешно идет процессе в вашем музее? С какими проблемами приходится сталкиваться при оцифровке собрания?
— На данный момент внесено 80% музейного фонда. Это порядка 83 000 предметов. На 2025 год запланировано внести 16 000 предметов, тем самым завершив внесение основного фонда музея в Госкаталог. Кроме того, параллельно ведется внесение в него предметов, поступающих в музейное собрание путем комплектования. Не все экспонаты легко оцифровать. Бликующая или зеркальная поверхность, особо крупный размер, нестандартный формат — это лишь часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться при оцифровке. На получение качественных изображений зачастую уходит очень много времени, а ведь время — это единственный ресурс, потерю которого невозможно восполнить.