На базе кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) прошел семинар «Культурное наследие: теория и практики» под руководством профессора Марты Александровны Поляковой.
Тему определили как «Новые форматы работы с историческим и культурным наследием». Спикерами выступили главный дизайнер студии NasonovDesignWerke, преподаватель РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна Илья Насонов и магистр музеологии, PR-директор агентства комплексных коммуникационных решений Prophet, член Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Сергей Поляков. Объединил этих людей уникальный проект по оцифровке экспонатов музея-заповедника «Усадьба "Мураново"». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Илья Насонов является автором идеи и руководителем проекта, а Сергей Поляков занимается его продвижением.
Место проведения семинара было выбрано не случайно. РГГУ – мощная кузница кадров для гуманитарной сферы, и в первую очередь для отраслей, связанных с сохранением культурного и исторического наследия, так как университет был основан на базе Московского государственного историко-архивного института. Сегодня в эту достаточно консервативную область все решительнее вторгаются высокие технологии, и от уровня подготовки будущих специалистов во многом зависит, насколько эффективным будет внедрение новшеств. Не стоит забывать, насколько важно, чтобы профессиональное сообщество понимало все преимущества грядущих перемен. Во многом именно это является залогом успешного сочетания фундаментальных знаний и нового способа их донесения.
Два года назад на правительственном уровне был инициирован проект «Концепция развития творческих и креативных индустрий». Понятие пока не до конца вошло в обиход. Между тем, все, кто работает с культурным и историческим наследием, в частности с музеями, тоже являются представителями креативного сектора. В этом контексте проведение семинара можно считать ответом на вызов времени. Спикеры по роду своей деятельности находятся на переднем крае разработки и применения новых форматов работы с нашим наследием. Также важно помнить, что к 2025 году в России должно завершиться наполнение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, где будет храниться информация обо всех музейных коллекциях страны.
Мемориальный музей-заповедник «Усадьба "Мураново"» обладает бесценными раритетами, связанными с жизнью и творчеством выдающегося русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева. Проект по оцифровке экспонатов, осуществляемый преподавателями и студентами Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, заключается в создании 3D-образов предметов, отобранных из богатейшего собрания музея.
– КПД проекта проявится сразу на нескольких уровнях, – уверен Илья Насонов. – Педагоги и студенты Строгановки, участвующие в нем, обретают уникальный опыт и, что еще важнее, создают отличный учебно-методический материал для своих коллег. Музей получает не только цифровые двойники своих экспонатов, которые можно будет использовать и для научной работы (в частности, для более точной атрибуции предметов), но и эмоционально насыщенную информацию на сайте музея, которая будет способствовать повышению интереса к нему потенциальных посетителей. Есть у проекта и так называемый отложенный эффект – реставраторам он сможет помочь адаптироваться в смежных профессиональных областях, а дизайнерам даст крепкую основу для создания новых продуктов в различных сферах креативных индустрий.
Один успешный проект – это и очень много, и очень мало.
– Между теми, кто непосредственно занят сохранением культурных ценностей, и теми, кто финансирует эту работу, существует огромное пустое пространство, – считает Илья Насонов. – Необходимы медиаторы, которые разбирались бы в методах и технологиях работы с наследием и были бы признаны как профессиональным сообществом, так и теми, кто принимает решения о выделении средств. Задача таких посредников должна заключаться в том, чтобы квалифицированно объяснять инвесторам, в том числе и в правительстве, в чем ценность тех или иных объектов, как работать с музейщиками, реставраторами и другими представителями профсообщества. Вот эту прослойку нам еще предстоит сформировать.
Старую поговорку сегодня можно переложить на новый лад – кто владеет информацией, тот владеет миром. Лейтмотивом выступления Сергея Полякова стало обоснование качественного информационного продвижения инновационных проектов в области креативных индустрий.
– Сегодня есть немало интересных идей, есть талантливые энтузиасты, которые готовы их реализовать, но они практически неизвестны за пределами узкого круга коллег-специалистов. Отсюда во многом сложности с изысканием средств на воплощение задуманного и с распространением положительного опыта. Особенно это важно для регионов, где ресурсы несопоставимы со столичными. Наш проект показывает, что по-настоящему креативные начинания могут найти поддержку, если обладать решимостью, профессионализмом и умением доносить свою мысль, – подчеркивает Сергей Поляков.
В его выступлении была также поднята и еще одна, архиважная проблема – уязвимости объектов исторического и культурного наследия.
– Вопрос его сохранения – один из острейших. По неумолимой статистике каждые 10 минут страдает один объект культурного наследия – от вандализма и пожара до кражи и экологических катастроф. И реагируем мы, как правило, постфактум, когда все уже случилось. Создание цифровых двойников – один из эффективных антикризисных инструментов, способных решить многие проблемы, – убежден эксперт.
По мнению обоих спикеров, привлечение внимания к такого рода проектам позволяет решить множество задач: это и сохранение наследия, и внедрение нового инструментария, и повышение интереса к тем сокровищам, которые хранят отечественные музеи.
Автор Виктория Пешкова