Музеи
16 апреля 2024
Поделиться

Курс на инклюзию: «Технологии помогают людям с ограниченными возможностями здоровья становиться супергероями»

Терапия темнотой — необычный московский музей меняет сознание общества

Курс на инклюзию: «Технологии помогают людям с ограниченными возможностями здоровья становиться супергероями»

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

Как живут люди, лишенные зрения? Как ощущают мир вокруг себя? Почувствовать это можно, попав в интерактивный музей «Сенсориум», который находится в самом центре Москвы на Арбате. Посетители и экскурсоводы здесь меняются привычными им в жизни ролями: незрячие гиды-проводники ведут за собой гостей, которые оказываются в кромешной тьме и теряют способность ориентироваться в пространстве. «Такую темноту называют идеальной, пещерной или абсолютной», — говорит владелец музея Дмитрий Тейбаш. В интервью он рассказал, в чем главная миссия проекта, почему он приносит не только социальную, но и психологическую пользу, и какие возможности открывает сотрудникам и посетителям.  

— Тот опыт, который вы предлагаете получить гостям, уникален. Понять его можно, только прожив самостоятельно, и сложно описать, но все-таки давайте попробуем. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что представляет из себя ваше пространство?

— Это не музей в привычном понимании, где есть экспозиция и куда посетители приходят увидеть что-то собственными глазами. В нашем музее главное — то, что находится внутри самих людей. Приглашая гостей в темноту, которую невозможно создать в бытовых условиях, мы переводим их фокус внимания на внутренний свет. Это возможность ненадолго погрузиться в мир незрячих людей, а также, общаясь с гидами-проводниками, понять, что это такие же полноценные члены общества, как и мы с вами. Среди них много интересных, талантливых людей, способных реализовать свой потенциал. И они интересно живут: даже прыгают с парашютом, занимаются дайвингом, у нас есть чемпион по картингу.

 — Куда попадают гости во время экскурсии? Это какие-то знакомые им пространства или необычные места?

— Это пять привычных локаций в непривычной обстановке, где абсолютно ничего не видно: квартира, лавка специй, испанский дворик, спортзал и релакс-комната. Экскурсия начинается с квартиры, потому что это наиболее привычное пространство: заходя в темноту, люди так или иначе испытывают волнение, с которым легче справиться в знакомой обстановке. Во всех пяти локациях обостряются другие органы чувств — слух, обоняние, осязание, вкус, и тело начинает по-другому себя ощущать, ум успокаивается, потому что темнота действует терапевтично. Мозг начинает работать на других частотах, приходят новые мысли, озарения. То есть помимо социального есть еще и психологический эффект. Это можно сравнить с несколькими сеансами массажа или психотерапии.

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— Как возникла идея музея?

— Вообще, такие музеи существуют уже довольно давно и стали появляться еще в прошлом веке в Европе. Началось все в Германии, где в 1988 году журналист Андреас Хайнеке организовал выставку для незрячих. На ней в абсолютно темном помещении были воссозданы объекты из повседневной жизни: деревья, дома, мосты, дороги, автомобили, кафе. Первый официальный музей в темноте был открыт в 2005 году во Франкфурте, а в России — в 2015-м. Говоря непосредственно о «Сенсориуме», в конце 2021 года знакомый предложил мне открыть подобный музей на Арбате. Изначально я должен был быть инвестором, но в итоге ситуация поменялась настолько, что из мецената я превратился в того, кто полностью реализует проект, и его владельца. Было непросто: запуск совпал с годом начала СВО, цены резко стали расти, а нам предстояло делать ремонт, закупать оборудование. Вместо двух-трех месяцев подготовка затянулась на восемь. В итоге я вложил в три раза больше средств, чем планировал. Позже предложил совместно развивать этот музей своей знакомой. Сейчас мы его совладельцы и супруги.

— Смелый опыт, учитывая контекст времени и непредсказуемые вложения. Как удавалось решать финансовые задачи, справляться, несмотря на сложности?

— Поскольку изначальные расчеты подвели и денег потребовалось в разы больше, пришлось брать кредиты, искать финансирование, в том числе от частных лиц. Мы постоянно привлекали средства и до открытия музея, и после. Проект создавался с нуля, поэтому нужны были деньги на запуск, маркетинг, продвижение. Мы регистрировались на краудфандинговой платформе, но там удалось собрать очень маленькую сумму, поэтому мы решили не повторять этот опыт. Позже мы узнали о таком инструменте, как краудлендинг, и об инвестиционной платформе Ко-Фи. Мы успешно привлекли средства на обновление оборудования в нашей кофейне, доработку нового сайта — создание новых страниц, введение собственной CRM-системы, подключение билетных агрегаторов, а также на разработку брендбука музея и производство новой вывески. За семь дней мы собрали 2 млн рублей. Специалисты помогали нам в подготовке заявки, консультировали по ее структуре и редактировали перед публикацией для инвесторов. В итоге, всё получилось.

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— В чем, на ваш взгляд, преимущество краудлендинга перед банковским кредитованием?

— Банковское кредитование — это «обезличенная» система, работающая на автомате. Деньги выдает юрлицо, рассмотрение автоматическое, нет вовлечения конкретных людей в проект, и поэтому уровень отказов очень высок. Что касается инвесторов, они довольно настороженно относятся к социальным проектам, но огромный плюс краудлендинга в том, что на одну заявку могут откликнуться несколько кредиторов, каждый из которых вкладывает комфортную для него сумму. Кроме того, на краудлендинговой платформе есть возможность глубоко изучить проект, понять его суть, пользу, миссию. Когда инвестор видит ценность своих вложений, не только материальную, ему гораздо легче принять решение. То есть краудлендинг работает совершенно по другому принципу, нежели банки, этот принцип более «живой», человечный. И мне кажется, за ним будущее, особенно для малого бизнеса, которому очень нужны средства на запуск.

— Вы сейчас заговорили о миссии. В чем она заключается для вас?

— Прежде всего, это инклюзия — включение людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь общества. Помимо того что в нашем музее гости открывают для себя мир незрячих и понимают, что они такие же интересные и реализованные люди, мы предоставляем рабочие места, чтобы у таких людей была возможность обеспечивать себя и своих близких. На данный момент у нас работает десять незрячих гидов-проводников. Главный критерий отбора — это желание развиваться и готовность взаимодействовать с большим количеством самых разных людей. В остальном у нас есть специальная программа, по которой мы за две-три недели можем обучить человека вести экскурсии.

Большую роль в реализации нашей миссии играет участие в партнерских программах. Например, мы выступали и проводили мастер-класс на открытии центра ассистивных технологий «Феникс» на ВДНХ. Поразительно, как выглядят ребята с современными протезами — накачанные, красивые, похожие на киборгов, в стильных спортивных костюмах. Современные технологии помогают людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становиться супергероями. Они развиваются, занимаются спортом. Сегодня у них есть все технические возможности, чтобы быть включенными в жизнь общества, и само государство уверенно держит курс на инклюзию, развитие доступной среды для них. Задача общества в этом плане — быть психологически готовым к тому, чтобы включать людей с ограниченными возможностями в разные сферы деятельности и относиться к ним, как к равным. 

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— Какой отклик вы получаете от гостей музея?

— Максимально положительный. За полтора года работы у нас более тысячи отзывов в интернете, огромное количество видеоотзывов. Многие выходят из темноты на свет со слезами на глазами, у людей происходит серьезная переоценка ценностей. По эмоциям посетителей мы видим, какую пользу приносит людям посещение музея. У нас были и известные гости — Артемий Лебедев, Екатерина Рыбакова, Оскар Хартманн. Все они были впечатлены, судя по отзывам и подкастам. Также нас поддерживают различные фонды и компании. Мы сотрудничаем с фондами «Перспектива», «Соединение», со Всероссийским обществом слепых, с организацией «Мосволонтер», со многими образовательными учреждениями, такими как ВШЭ, МГИМО.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих социальных проектах.

— Один из них — это «Арбат вслепую», который мы реализуем с нашим партнером, магазином «ВкусВилл». После экскурсии в музее гости с завязанными глазами и тросточками идут до магазина — сначала организованно, в сопровождении волонтеров, а затем рассредотачиваются. Их задача — дойти до магазина самостоятельно, купить что-то там, продолжая находиться в повязке. Затем они так же, вслепую, организованной группой возвращаются в музей и делятся эмоциями. Могу сказать, что впечатления всегда очень сильные. Я сам тестировал программу, проходил этот маршрут с завязанными глазами и сильно растерялся, когда понял, что остался один и мне нужно добраться до магазина, осознал, как чувствует себя незрячий человек. Пространство ощущается абсолютно иначе, скорость движения другая. Кроме того, в определенный момент мне было необходимо позвать кого-то на помощь, чтобы мне подсказали дорогу. Это тоже было непросто. 

Такую экскурсию мы предлагаем не только частным посетителям, но и компаниям — это интересная корпоративная история для коллективов. В рамках сотрудничества со «ВкусВилл» мы также написали инструкцию для сотрудников всей сети, как правильно взаимодействовать с незрячими людьми. Там очень много нюансов. Например, кассиру ни в коем случае не стоит брать карточку из рук — человек не понимает, кто это делает. Нужно аккуратно взять его за руку и помочь приложить карту.

Еще у нас есть социальная программа «Добрый билет». Мы проводили достаточно много благотворительных экскурсий для различных фондов — «Родина», «Анна», «Православная семья», «Добрые люди», для детей из малоимущих семей, для детей с Донбасса. У нас есть специальное время, в которое они могут бесплатно прийти на экскурсии, их уже посетили несколько сотен детей. В программе «Добрый билет» предлагается льготный билет для таких детей, и любой человек или компания может купить целый или половинку такого билета. Таким образом мы привлекаем других людей к благотворительной деятельности.

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— Какие еще активности вы организуете в музее?

— У нас много интересных, актуальных сегодня форматов, которые хорошо адаптируются под темноту. Отсутствие света дает более глубокий эффект, у человека внутри запускаются серьезные внутренние процессы. Поскольку по третьему образованию я психолог, мне очень интересно наблюдать за этим. Для пар у нас есть свидания в темноте с особой программой, больше рассчитанной на взаимодействие друг с другом. Мы проводим мастер-классы в темноте — чайную церемонию, дегустацию, кулинарный мастер-класс. Когда человек не видит, что он ест и пьет, вкусы воспринимаются гораздо острее, и ему интересно угадывать блюда. Также у нас есть музыкальный мастер-класс «Звуки в темноте», где участники угадывают уже музыкальные инструменты, сами поют и играют — в темноте легче расслабиться и позволить себе проявиться. Для любителей тактильных ощущений есть оригами в темноте. А еще — знаменитая игра «Мафия», но по своим правилам, когда ориентация больше идет на слух. К нам можно прийти на медитацию в темноте, и погружение будет намного глубже. Наши партнеры проводят в музее сеансы гвоздестояния в темноте, а другие — условный нетворкинг, где задается какая-то тема, и люди, не видя друг друга, постоянно пересаживаются обсудить ее с новым собеседником.

В музее есть несколько мероприятий и при свете — мастер-класс чтения и письма на Брайле — языке незрячих, художественный мастер-класс, мастер-класс по гербарию.

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— А есть продукты, разработанные конкретно для корпоративных клиентов?

— Тренинги по тимбилдингу, эффективным коммуникациям, лидерству и управлению кризисами. Иногда у нас проводятся корпоративы — в зоне фойе организуется кейтеринг, сотрудники компании разделяются на группы, и, пока одна проходит экскурсию и мини-тренинг, другая — мастер-класс и отдыхает в фойе. Мы уже проводили корпоративы для различных коллективов на 40, 50 и даже 70 человек, когда к нам приходили несколько объединенных дипмиссий. 

— Какие люди, по вашим наблюдениям, приходят к вам в музей? Есть ли у них нечто общее?

— Безусловно, это открытость новому опыту, человеческое любопытство и интерес к неизведанному. К нам приходят самые разные посетители, от мала до велика. Самому взрослому было 85 лет — эта пожилая женщина потом призналась, что всю жизнь боялась темноты, и у нас ей удалось избавиться от этого страха. Некоторые приходят именно с этой целью. А освобождаясь от одного страха, мы расчищаем дорогу и от других, потому что они во многом взаимосвязаны. Поэтому мы и называем наши экскурсии терапевтическими.

— Какие сложности остаются на сегодняшний день?

— Это вопросы с финансами. Так как в самом начале, при запуске проекта мы были вынуждены привлечь много средств на невыгодных условиях, нагрузка давит до сих пор. При этом многие уверены, что, поскольку мы социальный проект, нас поддерживает государство. Власть сейчас действительно уделяет много внимания социальному бизнесу, но по ряду причин нам пока не удалось воспользоваться такими мерами поддержки. Говоря об общественных организациях, нас активно поддерживает Фонд поддержки социальных проектов при АСИ. Мы прошли несколько бесплатных акселераторов Фонда. поработали с ментором, выиграли конкурс и как раз сейчас должны получить определенную сумму денег. Решать проблемы удается благодаря различным партнерским программам с другими компаниями и увеличению оборотов посещаемости.   

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— Какие перспективы развития вы видите?

— Пока мы хотим масштабировать свой бизнес в рамках одного музея. Он находится на главной туристической улице Москвы, одной из самых больших по проходимости. Кроме того, есть огромное количество представителей бизнеса, с которыми нам интересно было бы посотрудничать. Мы начинали с одного продукта, сейчас их больше 20. И мы можем еще больше продвигать те программы, которые у нас сейчас есть. Кроме того, до многих интересных идей пока просто не доходят руки, но, надеюсь, в ближайшем будущем они будут реализованы. Возможно, через год-два мы придем к тому, чтобы открыть музей где-то еще.  

— Ваш проект в том числе и креативный. Заботитесь ли вы о защите своей интеллектуальной собственности?

— Сейчас мы как раз регистрируем торговые знаки, взаимодействуя по этому поводу с Роспатентом. Также среди наших конкурентов есть те, кто ведет себя недобросовестно, и здесь приходится защищать свои интеллектуальные права. Если же говорить об авторском праве относительно формата, как я уже говорил, сама концепция музея в темноте существует много лет в разных странах, и тут мы не можем претендовать на ноу-хау. Однако в нашем музее есть несколько уникальных локаций и частей экспозиции, которых нет в других подобных музеях, по крайней мере в России. Например, настольный теннис для незрячих — шоудаун. Один из наших гидов — чемпион в своем регионе по шоудауну. У нас гости могут поиграть в эту игру.

Фото предоставлено музеем "Сенсориум"

— Как вы думаете, стоит ли создавать отдельные кластеры для незрячих людей или лучше вовлекать их в тот бизнес, те проекты, где они могут работать вместе со зрячими?

— Я думаю, все пути хороши — и организация совместных проектов, и коллаборации незрячих людей. Например, одна из наших гидов участвует в проекте «Модный незрячий», занимается созданием специальной стильной и функциональной одежды, аксессуаров. Главное, чтобы каждый мог раскрывать свой потенциал, чтобы у каждого было как можно больше возможностей комфортно жить, работать и коммуницировать в обществе.

 

 

Автор Наталия МАЛАХОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале