Реклама и маркетинг
04 апреля 2024
Поделиться

Шевелим мозгами: для чего нужна платформа BrainChains

Шевелим мозгами: для чего нужна платформа BrainChains

Иллюстрация пресс-службы Центра социального проектирования «Платформа»

27 марта Центр социального проектирования (ЦСП) «Платформа» провел презентацию первой в России цифровой платформы качественных исследований и экспертных коммуникаций BrainChains.

Суть платформы — объединить эти аудитории, чтобы обеспечить качественное развитие российского бизнеса. С помощью BrainChains заказчики исследований смогут быстро создавать проекты, назначать гонорар и привлекать экспертов, а эксперты — делиться своими знаниями и получать вознаграждение. При этом заказчик экономит на услугах агентств-посредников и интервьюеров, а эксперт — зарабатывает больше и налаживает прямую связь с руководителями проектов.

У платформы две целевые аудитории:

  • профессионалы, которые могут зарабатывать на своей экспертизе, помогая в решении бизнес-задач;
  • заказчики профессиональных исследований, которые смогут задействовать мнения множества экспертов для работы над маркетинговыми, управленческими, экономическими и другими вопросами.

В платформу встроен удобный «конструктор исследований», который позволяет быстро создать проект и начать привлекать экспертов.

Специалисты ЦПС «Платформа» уже подсветили более 100 возможных сценариев использования BrainChains: тестирование бизнес-идей, определение стереотипных мнений о бренде или отрасли, поиск решений в кризисных ситуациях, аудит репутации, анализ рисков, оценка достигнутых бизнес-результатов и т. д. 

Экспертное мнение

По словам Алексея Фирсова, руководителя ЦСП «Платформа», экспертные опросы в исследовательской деятельности стоят особняком — это наименее формализованная часть полевой социологии и наиболее сложная в исполнении.

Вот какие барьеры между исследователями и экспертами возникают в первую очередь:

  • Достижимость эксперта. В отличие от обычного респондента, эксперт относится к определенному классу общества, который достаточно рефлексивен, чтобы не реагировать на маркетинговые уловки, призывающие участвовать в опросе. Он знает себе цену, ограничен во времени и не имеет ощутимого внутреннего мотива тратить час на интервью.
  • Количество квалифицированных интервьюеров. По беседе с экспертом не может быть гайда — к каждой нужно готовиться индивидуально. Важно владеть темой, чтобы поддерживать интервью на равных со специалистом. Уровень интервьюера должен быть достаточно высок, чтобы реагировать на рисунок беседы, уточнять сложные моменты и получать всю нужную информацию. Далеко не каждый полевик способен приготовить качественный материал по результатам такой встречи.
  • Обработка и анализ данных. Здесь не работает стандартная оцифровка, каждое отдельное интервью представляет собой ценность и требует индивидуального подхода. Важно выявлять особый набор идей эксперта и рассматривать его ответы в соответствии с этими идеями.

Ценность экспертных опросов в том, что эксперт высказывает не только некие стереотипы, которые сформировались в отношении того или иного объекта, но и помогает понять, почему они существуют. И самое главное — эксперт может дать рекомендацию, как с этими стереотипами работать. То есть он может встать в мета-позицию по отношению к собственному мнению и представить некую прогностическую или инструментальную модель работы с объектом или явлением.

Конечно, отказываться от других методов исследований в пользу экспертных нельзя — ведь только комплексная работа позволяет наиболее полно оценить объект. Но уже сейчас можно сказать, что запрос на экспертные исследования будет возрастать ввиду той зоны неопределенности, в которой мы сейчас находимся. Чем больше развилок на своем пути будет проходить общество или бизнес, тем более важным будет некая независимая позиция экспертного сообщества, которая находится за контуром рассматриваемого объекта.

Систематизируй это

Невозможно полностью алгоритмизировать и оцифровать процессы в этой области. Но если не предпринять хоть какие-то шаги в этой сфере, мы будем сталкиваться с возрастающими проблемами в экспертных исследованиях.

Экспертов довольно мало. И если сейчас их еще можно как-то уговорить на интервью, в конце концов они будут уставать от многочисленных встреч и переводить все в режим коротких отписок и автоответов, и исследователи не получат реальных знаний. Поэтому у создателей BrainChains и возникла идея перевести общение с экспертами в более технологичную плоскость — чтобы не отнимать у них время и быстрее обрабатывать ответы. 

Платформа в данном случае решает проблему встречи «продавца» и «потребителя» — заказчика исследований и эксперта. То есть она помогает достичь синергии, которая недоступна при непосредственном взаимодействии. При использовании платформы не нужно выделять отдельного интервьюера на каждого эксперта, а сам эксперт может ответить на вопросы в удобное время и в удобном формате — с помощью текста или голоса.  

А с платформы говорят

В личном кабинете заказчик может создать собственное исследование, пригласить экспертов или обеспечить рекрутинг с помощью самой платформы и пополнить баланс, с которого будет производиться выплата экспертам.

Анкеты для исследования создаются с помощью конструктора вопросов, где можно создать вопрос в одном из доступных форматов:

  1. Краткий или подробный текстовый ответ
  2. Выбор одного или нескольких вариантов
  3. Рейтингование
  4. Согласие или несогласие с утверждением

На открытые вопросы респондент может отвечать голосом, который затем будет расшифрован с помощью ИИ-технологии. В отличие от массовых опросов, где предпочтительнее закрытые вопросы (для скорости обработки), в экспертных опросах лучше использовать развернутые открытые вопросы — так заказчик сможет получить больше ценной информации.

После создания анкеты нужно указать название, сроки исследования и гонорар. Можно добавить краткое описание фото или видео. Что касается гонорара — нужно понимать, что сильные эксперты стоят дорого, поэтому создатели платформы рекомендуют отталкиваться от суммы в несколько тысяч рублей за 30-минутную анкету.

Также приложение интегрировано с онлайн-гипермаркетом подарочных сертификатов Giftery — эксперт может прямо в своем личном кабинете обменять вознаграждение на сертификаты партнеров Giftery. Так эксперту не понадобится дополнительно декларировать свои доходы.

Обработка ответов также происходит в автоматическом формате. Платформа выгружает сводные списки ответов по каждому вопросу, также можно настроить фильтр ответов по конкретному эксперту или вопросу. Информация выгружается в формате Excel- или Word-файлов.

Если какой-либо вопрос будет непонятен эксперту, он может его уточнить — заказчик увидит это в своем личном кабинете. Также там будут указаны обработанные анкеты и те, которые требуется проверить.

Создатели BrainChains самостоятельно привлекают экспертов — сейчас им может стать любой специалист, зарегистрировавшись на сайте платформы. Каждый кандидат заполняет подробную анкету и проходит процедуру идентификации. Представители платформы тщательно проверяют каждого кандидата в индивидуальном порядке — например, они могут проверить, действительно ли он работает в указанной компании на руководящей должности.  

Также пул экспертов формируется из уже накопленных связей создателей платформы, которые имеют богатый опыт в социологии.

Тестируем идеи

По мнению создателей BrainChains, основной сценарий, где сейчас может пригодиться платформа, — это тестирование идей. Например, если компания хочет запустить продукт, то важно знать, как его оценит не только целевая, но и экспертная аудитория. Потому что целевая аудитория в основном способна оценить только готовый продукт, а экспертная может высказать свое ценное мнение уже на этапе запуска.

Следующий сценарий — это локальные проекты, где требуется быстрая и оперативная обратная связь. Например, это могут быть региональные истории, связанные с экологией, каким-либо муниципальным проектом или конфликтом.

Еще одна широкая ниша — это реакция на какие-либо интеллектуальные продукты, не всегда материальные. Например, это может быть аналитика реакции на бизнес-конференцию или интервью крупного предпринимателя.

В дальнейшем количество сценариев будет увеличиваться, в том числе и из-за привлечения новых экспертов. Можно будет выстраивать более сложные сценарии — например, смотреть, как в динамике меняется репутация той или иной компании или отношение к конкретному общественному явлению.

Команда BrainChains нацелена на дальнейшее развитие платформы и участие в партнерских программах — например, сервис будет поощрять проведение некоммерческих исследований и повышать внутренний рейтинг экспертов, которые будут в них участвовать. А высокий рейтинг позволит экспертам в дальнейшем получать больше приглашений для участия в платных исследованиях.

Также создатели платформы планируют проводить закрытые мероприятия среди ее участников, которые будут способствовать экспертному общению и налаживанию связей между специалистами в разных областях. 

 

 

Автор Алена ИЛЬИНСКАЯ

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале