Реклама и маркетинг
15 августа 2020
4 минуты
Поделиться

Шаг в сторону от витрин: как эволюционируют маркетплейсы

Чтобы у потребителей не пропало доверие к маркетплейсам, их владельцам следует уделять особое внимание правовым аспектам бизнес-процессов

Шаг в сторону от витрин: как эволюционируют маркетплейсы

Иллюстрация: IPQuorum

Российский рынок онлайн-торговли по праву считается самым быстрорастущим по сравнению с другими сегментами – на нем активно появляются новые маркетплейсы. Причем создают их не только представители малого и среднего бизнеса, но и крупные бренды. Так, недавно стало известно, что банк ВТБ в следующем году планирует запустить маркетплейс по продаже изъятого у неплательщиков имущества. Маркетплейсы, которые никогда не работали с юридическими лицами, меняют стратегии развития и идут в ретейл. Наглядно это подтверждает крупнейший зарубежный маркетплейс в России AliExpress – вскоре он в тестовом режиме станет оптовым поставщиком товаров для российских розничных сетей. Однако лояльность к онлайн-площадкам такого типа со стороны банков и платежных систем, как и среди предпринимателей, в любой момент может быть подорвана. Чтобы минимизировать риски, владельцам маркетплейсов необходимо тщательно продумывать правовые аспекты развития проектов, контролировать множество бизнес-процессов и выполнять законодательные обязательства.

Основой грамотного правового функционирования любого маркетплейса является лицензионный договор, считает руководитель проекта IPEX Global Артем Товбин«Маркетплейс – это цифровая платформа, которая предусматривает взимание комиссии в момент сделки за то, что пользователю был предоставлен доступ к ней. Любые операции на платформе возможны только после заключения прямого лицензионного договора между покупателем и правообладателем. Так, развивая онлайн-биржу объектов интеллектуальной собственности IPEX Global, мы планируем использовать эту схему. Мы понимаем, что главная проблема на рынке интеллектуальной собственности – это то, что не всегда можно установить правообладателя объекта ИС. Для этого требуется очень глубокая экспертиза. Чтобы решить эту задачу, мы планируем проверять ОИС на заимствования при помощи системы антиплагиата», – объяснил эксперт.

Если все финансовые операции между участниками маркетплейса происходят по агентской схеме, то есть с использованием номинальных счетов, это способствует прозрачности сделок и обеспечению их безопасности. В таком случае правообладатели всегда остаются бенефициарами денежных средств. По словам операционного директора краудлендинговой платформы CO-FI Виктора Максимова, номинальные счета существенно облегчают работу с банками. «Участники платформы IPEX – продавцы и покупатели – осуществляют в электронном виде сделки с правами на любые типы объектов интеллектуальной собственности. Расчеты между ними осуществляются с использованием номинальных счетов. Важной особенностью конструкции такого банковского счета является то, что владельцы денежных средств – сами участники сделок, а не оператор платформы IPEX, что позволяет продавцам и покупателям быть спокойными за свои средства. Для Центробанка такая схема более прозрачна в отчетности и мониторинге», – объяснил эксперт. Подобная схема используется и для расчетов между инвесторами и заемщиками на инвестиционной платформе CO-FI, которая имеет единое расчетное ядро с платформой IPEX.

Директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Четин привел необычную аналогию для иллюстрации взаимодействия регулирующих органов и маркетплейсов: «К маркетплейсам нужно относиться, как к детям. То есть когда бизнес маленький, к нему должны быть требования, как к ребенку, а если это уже развитая платформа, то и требования должны быть, как к подростку. А у нас получается, что небольшие компании жалуются на то, что им приходится отчитываться за каждый шаг, а «Яндекс.Такси» в случае, если пассажир недоволен, заявляет, что таксист уволен, а клиенту мы накинули 100 рублей в качестве бонуса. Хотелось бы от более развитых маркетплейсов больше ответственности, а к тем, кто только начинает свой путь, должны быть минимальные требования».

Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IPChain Ирина Яковлева отметила сложившийся позитивный регуляторный механизм, освобождающий маркетплейсы от бремени налоговых агентов, – в большинстве случаев обязанность по уплате налогов, которая возникает при продаже товаров или предоставлении услуг, полностью ложится на пользователей: «Сегодня в основном используется схема, при которой маркетплейс не является налоговым агентом ни по отношению к покупателю, ни по отношению к продавцу, что в принципе освобождает маркетплейсы от затрат на обеспечение данного вида деятельности и данной функции на самой платформе. Это уменьшает риски нарушения законодательства и всего, что связано с налогами. Хочется верить, что наши налоговые органы не будут ничего менять в этом уже устоявшемся секторе», – заявила эксперт.

В свою очередь юрист фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Михаил Халецкий дополнил, что система налогообложения в операциях с объектами интеллектуальной собственности на маркетплейсах действует в основном по тем же принципам, что и с физическими товарами и услугами: «Если разработчик программных продуктов написал код и как физическое лицо планирует получать доход от него в маркетплейсе, он обязуется самостоятельно заплатить НДС. Маркетплейс за него эту обязанность исполнять не должен. Даже если вы торгуете фотографиями через зарубежный маркетплейс, но при этом покупателем является российское лицо, возникает обязанность начислить НДС. При продаже прав на программное обеспечение – как исключительных, так и неисключительных – действует налоговая льгота. Для ее получения важно, чтобы продажа продукта осуществлялась на основании лицензионного договора, отвечающего требованиям российского законодательства».

Управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова заявила, что владельцам маркетплейсов нужно активно работать с регулятором: «Бизнес-сообществу необходимо собираться на обсуждения и выдвигать совместные инициативы, а не ждать, пока Центробанк отрегулирует все так, как удобно ему, а не предпринимателям».

 

Автор: Алла Смирнова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Реклама и маркетинг
21 мая 2024

Алена Мареева: «Даже опытный режиссер монтажа не всегда может собрать отличный трейлер»

Реклама и маркетинг
04 апреля 2024

Шевелим мозгами: для чего нужна платформа BrainChains

Реклама и маркетинг
19 марта 2024

На темной стороне: как веб-дизайнеры заставляют нас делать то, чего мы не хотим

Реклама и маркетинг
09 ноября 2023

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»: как увидеть проект глазами клиента, минимизировать риски и испытать счастье коммуникации

Реклама и маркетинг
16 марта 2023

Штат Гоа развивает новые направления для туристов из России

Реклама и маркетинг
10 марта 2023

«Честный знак» проведёт хакатон по BigData с призовым фондом 900 тысяч рублей

Реклама и маркетинг
30 июня 2022

Юлия Вельчева-Лутак: «У вашего бренда должен быть свой аромат»

Реклама и маркетинг
29 марта 2022

Тренд на мозги: как заглянуть в подсознание клиента

Реклама и маркетинг
24 марта 2022

Зажги своё созвездие: как спутники помогут признаться в любви и прорекламировать продукт

Реклама и маркетинг
19 августа 2020

Что в имени тебе моем? Личный бренд как бизнес-актив

Реклама и маркетинг
18 августа 2020

Рожок изобилия

Реклама и маркетинг
16 августа 2020

Бренд с большим отрывом

Реклама и маркетинг
12 августа 2020

Сколько стоит «Рамблер»