Известные мультяшные персонажи на детских товарах – стопроцентно выигрышный маркетинговый ход как для производителя, так и для дистрибьютора. Но часто российские предприниматели не задумываются о правовой стороне вопроса использования анимационных персонажей: изображения мультгероев размещаются на рюкзаках, игрушках, бытовой химии, одежде, тортах без разрешения и уведомления правообладателей. Так, в начале мая студия анимационного кино «Мельница» обязала индивидуального предпринимателя из города Пугачев Саратовской области выплатить внушительный для региона штраф за нелегальное использование изображений персонажей российского анимационного сериала «Барбоскины». На детской одежде в магазине красовались Дружок, Гена, Роза и другие герои любимого детьми мультика. При этом предприниматель не заключал договор со студией, а значит нарушил авторские права «Мельницы» на персонажей мультсериала.
По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, объем рынка отечественных детских товаров в 2018 году достиг отметки в 208 млрд рублей. Стабильный рост этому сектору экономики в числе других факторов обеспечивает использование на товарах изображений персонажей российских анимационных фильмов и сериалов, которые добиваются коммерческого успеха не только внутри страны, но и за рубежом. В этом году объем экспорта отечественной мультипликационной продукции приближается к 1 млрд долларов.
Российские анимационные студии все чаще жалуются на незаконное использование принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, а именно персонажей популярных мультфильмов, на различных товарах.
На полях прошедшего в апреле Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова заявила, что этот сегмент креативных индустрий стал своеобразным лидером по количеству разбирательств:
«Наибольшее количество заявлений поступает к нам от создателей российских мультфильмов. И направлены эти заявления в основном против фирм, работающих в сегменте среднего и мелкого бизнеса. Порой предприниматели даже не думают об ответственности, когда размещают изображения персонажей известных российских мультсериалов на своих товарах, будь то рюкзаки, канцелярские принадлежности, предметы быта или продукты питания. Мы даже стали проводить консультации с этими фирмами по поводу законности использования чужой интеллектуальной собственности на товарах. Многие предприниматели даже не знают о таких законах, и для них приходится устраивать ликбез».
Следуя российскому законодательству, обладатель прав на анимационные фильмы также владеет правами на отдельных персонажей своих произведений. Для использования персонажей на своей продукции компания обязана заключить с правообладателем лицензионный договор. За плагиат, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, причинившие крупный ущерб правообладателю, предусмотрены штраф до 200 тысяч рублей или исправительные работы.
Однако лицензионный договор является крайне невыгодным для представителей малого и среднего бизнеса в России. Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов тем не менее смотрит в будущее с оптимизмом и предлагает пути решения этой проблемы:
«Понятно, что «Маша и Медведь» – это тот бренд, который хотят видеть на любом товаре, потому что эти герои нравятся детям. Но проблема в том, что производителям очень мучительно и сложно договариваться с правообладателем, который ставит нереальные для маленькой компании условия. Представьте: стоит у вас 3D-принтер, приходят к вам родители и заказывают один рюкзак с мультгероями для своего ребенка. И ради одного рюкзака вы будете возиться с правообладателем, лицензионным договором и регистрацией в Роспатенте? У этой проблемы только одно решение: если вся система продаж будет унифицирована со включенными «интеллектуальными налогами», которые подлежат выплате правообладателю, при этом обеспечивая надлежащий уровень качества и технологию изготовления. Такое в будущем вполне реально».
Почти в каждом случае споры решаются в пользу анимационных студий, однако в 2018 году был зафиксирован единственный случай, когда кондитер, изготавливающий торты на заказ, взял верх над правообладателем. Девушке из Череповца заказали три торта с изображением героев мультсериала «Смешарики» Кроша, Лосяша и Бараша. Через два месяца кондитер получила претензию от ООО «Смешарики» с требованием выплатить компании 600 тыс. рублей за нарушение авторских прав. Позже сумма требуемой компенсации была снижена до 150 тыс. рублей, но в итоге не была удовлетворена.
При подаче претензии компании, владеющие правами на самые популярные мультсериалы (такие как «Смешарики» и «Маша и Медведь»), намеренно требуют неподъемные для ответчика суммы. В таком случае ответчику приходится договариваться с правообладателем, чтобы не тратить деньги на юристов. Анимационные студии каждый год буквально заваливают Суд по интеллектуальным правам заявлениями, превращая преследование нарушителей авторских прав в одну из статей своего дохода.
Московский кондитер Елена Вавилова, чей график заказов расписан на несколько месяцев вперед, считает, что агрессивная деятельность анимационных студий отрицательно влияет на их собственную репутацию и в ближайшее время может снизить интерес заказчиков к мультгероям:
«Если разбирательство с кондитером для студии важнее, чем имидж, то вторым «Диснеем» ей точно никогда не стать. Однако избежать жалоб на использование мультгероев можно только одним способом: просто отказаться от их использования. Кроме того, по своему опыту могу сказать, что в связи с разгоревшейся за последнее время шумихой вокруг тортов с мультгероями спрос на них упал. Популярность набирают персонажи, созданные художниками-иллюстраторами, которых многие кондитеры, в том числе и я, предлагают в качестве альтернативы. На смену популярным когда-то «Фиксикам» и «Малышарикам» приходят новые герои».
Частные кондитеры и мелкие фирмы по производству и продаже детских товаров рискуют потерять свой бизнес из-за противостояния анимационных студий, но и создатели мультфильмов, вложившие большие средства в создание и продвижение своих фильмов и персонажей, теряют весомую часть своих потенциальных доходов. Выигрышное для обеих сторон решение этого спора пока только предстоит найти.
Автор: Антон Откидач