Кино и театр
01 октября 2024
9 минут
Поделиться

Алексей Учитель: ««Особенности национальной больницы» — это общечеловеческая история»

Алексей Учитель: ««Особенности национальной больницы» — это общечеловеческая история»

Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля "Окно в Европу"

3 октября в прокат выходит картина «Особенности национальной больницы» Станислава Светлова. Фильм стал победителем на 32-м кинофестивале российского кино «Окно в Европу» в секции «Выборгский счет». По сюжету двадцатилетний немецкий простак становится «волонтером поневоле»: он приходит в питерскую поликлинику за справкой, но в обмен на нее вынужден отработать смену в местной больнице.

В оригинале эта абсурдистская история называлась «Волонтер», написал Александр Рогожкин — автор и режиссер народных киношлягеров «Особенности национальной охоты» и «Кукушка». Продюсером проекта стал Алексей Учитель. Мы поговорили с Алексеем Ефимовичем о подводных камнях этого проекта и о том, почему текст, написанный в нулевых, до сих пор актуален.

— Алексей Ефимович, права на сценарий «Волонтер» ваша кинокомпания «Рок» приобрела более десять лет назад. Почему вы решили снимать фильм только сейчас?

— Сначала надеялись, что, возможно, сам Рогожкин захочет его снять, тем более что опыт совместной работы у нас был: на нашей киностудии он сделал фильм «Игра» (вышел в прокат в 2008-м. — Прим. ред.). Потом возник вопрос, кто еще мог бы заняться этим проектом вместо него. Плюс какое-то время ушло на корректировку сценария: мы хотели сделать его более современным, сохранив при этом атмосферу оригинала, написанного Рогожкиным.

— А многое пришлось переписывать? Все-таки сценарий был закончен в нулевые…

— Конечно, приходилось что-то менять, ведь мы перебросили действие в наши дни. Тем не менее основную сюжетную линию нам удалось сохранить. Корректировки же были связаны в основном с деталями и диалогами: важно было ввести в сценарий нюансы, присущие именно нашему разговорному миру. А вот основные комедийные ситуации переписывать не пришлось. Потому что — и в этом парадокс! — хотя жизнь российской больницы за последние 10-15 лет существенно поменялась, текст Рогожкина не утратил свою актуальность.

— Как вам кажется, почему?

— Потому что главное в сценариях Рогожкина — это не сатира, а его удивительная доброта к людям. Он ко всем своим героям относится с теплотой. Вы не найдете у него ни одного персонажа, про которого можно сказать однозначно: «Он плохой». Даже если на экране какой-то напыщенный депутат (якобы отрицательный), в конце его все равно будет немного жалко. И это отношение к людям для Рогожкина на первом месте. А детали больничного быта… Он ее воспринимает не как на источник негатива, а как реальность, в которой мы все существуем. Хотя социальные элементы в фильме, разумеется, есть.

— Главный комедийный движок «Особенностей национальной больницы» — это сюжетная формула «иностранец в России», ставшая популярной со времен Эльдара Рязанова и его «Невероятных приключений итальянцев в России».

— Дело не в формулах. Этот мини-сюжет появился задолго до Рязанова, но Рогожкину он важен в первую очередь из-за его гуманистического посыла. Вспомним «Кукушку» (фильм Рогожкина 2002 года. — Прим. ред.): там иностранец тоже оказывается в чужой для него разговорной среде, но постепенно все начинают понимать друг друга. И это самое важное.

В «Особенностях национальной больницы» наш главный герой постоянно попадает в какие-то абсурдные, анекдотические ситуации, но с их помощью мы пытаемся рассказать — как бы пафосно это ни прозвучало — общечеловеческую историю.

— О том, что русский и иностранец способны понять друг друга? Способны договориться?

— Именно. И я в этой способности ни на секунду не сомневаюсь. Как раз об этом Рогожкин и писал: «Не важно, из какой страны люди и на каком языке они говорят, они всегда найдут что-то общее, что их объединяет». Сегодня это актуально как никогда.

— Главную роль в «Особенностях национальной больницы» сыграл молодой актер из Германии — Карл Филлип Бенцшавель, а не русский, играющий немца. Почему?

— Хотелось максимального правдоподобия. Правда, найти нужного нам актера оказалось непросто. Но в итоге у нас появился Карл, который еще только учится в немецкой киношколе. С этой киношколой у нас были тяжелые переговоры, хотя сам парень загорелся сразу…

— Роль эффектная, его можно понять.

— Тем не менее его долго не отпускали, хотя в итоге мы сумели договориться. И в первый же съемочный день стало понятно, что мы не ошиблись.

— А как на съемочной площадке появился режиссер Станислав Светлов?

— Я видел его дипломную работу и его дебютный полный метр «Ада» (фильм-победитель 4-го Международного фестиваля детского кино в Пекине, участник конкурсной программы «Русские премьеры» на 45-м ММКФ. — Прим. ред.). Я, конечно, не сравниваю его с Александром Рогожкиным (Станислав только начинает свой путь в кино), но та доброта, которая чувствуется в его фильмах, очень близка и к замыслу Рогожкина, и к тому, что хотели мы. Плюс он человек молодой, а мы изначально искали нового режиссера, который мог бы убедительно рассказать эту историю так, чтобы было интересно зрителю сегодняшнему.

— Не боитесь, что «Особенности национальной больницы» будут сравнивать с кинохитами Рогожкина?

— Боюсь. Сравнения, разумеется, будут. Тем более что и «Особенности национальной охоты», и «Кукушка», и многие другие картины Рогожкина до сих пор с огромным успехом идут по ТВ. Тем не менее мы не старались делать фильм «под Рогожкина». Это не копия и не слепок. Это оригинальный проект, в котором, безусловно, влияние Александра Владимировича огромно (ведь сценарий принадлежит ему), но и я, и студия «Рок», и режиссер Станислав Светлов — все мы пытались привнести в этот проект что-то свое.

— Алексей Ефимович, проекты, которые снимает ваша киностудия «Рок», очень разные: только за последние несколько лет она выпустила несколько отличных авторских драм, в том числе «Земун» Эдуарда Жолнина и «Китобой» Филиппа Юрьева. И сразу после них — «Летучий корабль»…

— У нас студия действительно разноплановая. С одной стороны, мы много занимаемся авторским кино и дебютами. Это не самое выигрышное дело с коммерческой точки зрения, зато интересное. При этом мы с удовольствием работаем над большими зрительскими проектами, одним из которых и стал «Летучий корабль» — наш первый опыт в жанре волшебной сказки.

— А в следующем году стартуют съемки «Молодой Яги», если не ошибаюсь.

— Не ошибаетесь. В «Молодой Яге» нас в первую очередь привлек сценарий: я всегда говорил, что известные сказки и мультфильмы рано или поздно закончатся, поэтому надо не только хвататься за ремейки, но и стараться придумать что-то свое. «Молодая Яга» — абсолютно новая и оригинальная история в жанре фэнтези, который тоже является для нашей студии серьезным вызовом.

— Алексей Ефимович, давайте вернемся к дебютам. Почему они так важны для киностудии «Рок»?

— Потому что наша киноиндустрия нуждается в постоянном притоке новых талантов: режиссеров, сценаристов, операторов, актеров… Если они не будут появляться — все остальное бессмысленно. Плюс у меня режиссерская мастерская во ВГИКе (сейчас уже четвертый набор), и хотелось бы как-то помочь самым одаренным ребятам. Ведь что самое страшное для выпускника киновуза? Он или не получает возможности снять свое первое большое кино, или разрыв между коротким дипломным фильмом и полнометражным дебютом оказывается слишком большим. Например, замечательная работа моего выпускника Филиппа Юрьева — «Китобой» (победитель Венецианского фестиваля 2020 года в секции «Дни Венеции». — Прим. ред.). Филипп шел к этому фильму семь (!) лет. И в данном случае не потому, что мы не хотели, а потому что очень долго рождался сценарий. Но это уникальный случай. Чаще всего во время этого промежутка молодой режиссер может растерять часть азарта, который помог бы ему снять свое кино. Поэтому, на мой взгляд, нужно дать ребятам шанс запуститься как можно быстрее.

— Но, возможно, некоторый жизненный опыт, полученный молодыми режиссерами после выпуска, пойдет им на пользу и в дальнейшем поможет снять свое кино?

— Да, считается, что режиссер должен обладать серьезным жизненным багажом — что, конечно, неплохо. Однако опыт человека двадцати с небольшим лет тоже интересен. Тем более для молодых зрителей, которые активно ходят в кино.

— Не могу не спросить по поводу авторского кино. Такое впечатление, что в последнее время оно стремительно «теряет зубы»: становится менее острым, менее конфликтным и т. д. Почему сегодня не приходят в кино новые Юрии Быковы? (Дебют Юрия Быкова состоялся именно на киностудии «Рок». — Прим. ред.) Что им мешает?

— Я бы не сказал, что что-то мешает. Просто талантливые люди встречаются, к сожалению, не так часто. По-настоящему талантливые. И замыслов интересных не так уж много. И это не только наша головная боль: так было во всем мире и во все времена.

Плюс в нашей киноиндустрии сказывается нехватка хороших сценариев: их мало даже на среднем уровне. Да и ярких молодых режиссеров активно работает не так уж много. Потому что, каким бы оригинальным дебютант ни был, рано или поздно он оказывается перед выбором: или снимать кино, которое с большой долей вероятности не дойдет до проката (а если и дойдет, то его посмотрят полтора человека, после чего фильм ляжет мертвым грузом на какой-то онлайн-платформе), или начинать заниматься потоковыми сериалами. А там и принципы производства другие (более быстрые), и требования, как правило, не такие высокие…

— Тем не менее не так давно киностудия «Рок» тоже начала заниматься сериальными проектами…

— Тут не могу не похвастаться. Мы долгое время не касались сериалов, но потом возникла идея снять «Плевако» (байопик самого известного российского адвоката XIX века, снятый Анной Матисон, в главной роли — Сергей Безруков. — Прим. ред.). Это масштабный исторический проект, огромный — десять серий. И мы даже не подозревали, с какими трудностями столкнемся. Да, мы отлично умеем снимать историческое кино, наша киностудия не раз это доказывала. Но когда ты сталкиваешься с ситуацией, что надо снимать большое количество минут каждый день, это совершенно другое. Тем не менее мы продолжали делать сериал как большое кино: с огромным количеством деталей, с постановкой кадра, с массовкой… В итоге все стояли на ушах, но каким-то чудом мы это выдержали. И, надеюсь, будем и дальше развивать этот опыт: в следующем году мы планируем новый большой сериал, связанный с Пушкиным.

— Верну вас к вопросу авторского кино. Почему его создатели все чаще и чаще становятся на путь компромисса? Пытаются сделать свои картины более зрительскими?

— Тут очень многое зависит от индивидуальности режиссера и сценариста. Но в любом случае все хотят, чтобы их работы смотрели. А для этого нужно сделать фильм интересным и в то же время выйти на максимально высокий художественный уровень. Сочетать одно с другим сложно невероятно. С первого своего фильма я пытаюсь решить эту задачу, но она практически нерешаема. Случаи, когда совпадает и то и другое, редки — например, уже упомянутая «Кукушка» Александра Рогожкина. Но таких фильмов мало.

Если же говорить о компромиссах в авторском кино, то, во-первых, как и в любом кино, они неизбежны, а во-вторых, авторские фильмы вовсе не обязательно должно быть конфликтными по отношению к аудитории или обществу. Главное, чтобы у режиссера не было конфликта с самим собой. А форма и жанр могут быть любыми, хоть комедийными (вспомним то же «Горько!» Жоры Крыжовникова). Поэтому в авторское кино я верю — и надеюсь, что оно еще сумеет нас удивить.

 

Автор: Вера АЛЕНУШКИНА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
17 октября 2024

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...

Кино и театр
14 октября 2024

Дмитрий Бикбаев: «Если театральный организм здоров и работает правильно, у него нет проблем с продажей билетов»

Кино и театр
07 октября 2024

Театр начинается со школы

Кино и театр
04 октября 2024

В День учителя будет дан старт Всероссийскому проекту по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации

Кино и театр
20 сентября 2024

Глухие продолжают в кино линию Тарковского

Кино и театр
19 сентября 2024

Наталья Мокрицкая: «Русские кинематографисты — одни из самых трудолюбивых в мире»

Кино и театр
12 сентября 2024

Аурелия Имберт: «Люди ходят в театр, чтобы увидеть свое отражение»

Кино и театр
03 сентября 2024

Битва за зрителя: как российская киноиндустрия борется сегодня за внимание аудитории

Кино и театр
28 августа 2024

Роман Ладнев: «В современном кино много красивых людей, а настоящих мало»

Кино и театр
27 августа 2024

Робот на пути к себе: в кинотеатре «Художественный» состоялся показ трех короткометражек проекта «От идеи до премьеры»

Кино и театр
22 августа 2024

Андрей Тимошенко: «Назвался режиссером — соответствуй»

Кино и театр
19 августа 2024

Организованный «Побег»

Кино и театр
08 августа 2024

В Москве начались съемки фильмов с победителями народного кастинга

Кино и театр
08 августа 2024

Сериалостроение-2024: тенденции, тренды и выводы