Искусство
31 октября 2023
8 минут
Поделиться

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Фото предоставлено пиар-службой художницы Kalina

«Можно ли бросить карьеру в IT-сфере и уйти с головой в творчество? – Да!» – считает художница Наталья Кальянова, более известная как Kalina. О том, смогут ли нейросети заменить творцов, что нужно знать для построения личного бренда и персональной выставке в галерее Cube.Moscow Наталья рассказала в интервью IPQuorum. 

Вы пришли к живописи из сферы IT. Как рискнули так резко поменять свою жизнь? Что подтолкнуло к такому решению?
В IT-индустрии у меня был напряженный и интенсивный режим работы, а мне хотелось свободы, хотелось творить. Я не боюсь рисков, поэтому в один момент решила в корне поменять свою деятельность и заниматься не тем, чем «надо», а тем, что «по душе». 

Откуда возник ваш творческий псевдоним Kalina? Какой посыл вы в него вкладываете?
Когда я посещала различные арт-выставки, я замечала, как художники подписывают свои картины по имени и фамилии, а мне хотелось придумать что-то запоминающееся. Я решила соединить свою фамилию и имя. Так и получился псевдоним Kalina. Звучит очень просто, зато всегда будет на слуху. 

Как сформировался ваш творческий почерк? 
Мой стиль самобытен, я никогда не копировала творчество других художников, не брала за основу чей-то стиль. Основа моих работ – яркие краски. Меня вдохновили на творчество пейзажи, путешествия, идеи свободы и эмоциональности. Скорее, в яркости и жизнерадостности заключается мой почерк. 

Не так давно в Cube.Moscow прошла ваша выставка «Подглядывая за счастьем». Если вас попросить дать определение счастью, что бы вы сказали? 

Счастье – это любовь, тишина, спокойствие. Для меня настоящее счастье – это свобода в мыслях и передвижениях. Но самое главное, что я чувствую себя по-настоящему счастливой, когда вокруг ничего не беспокоит, когда ощущаешь подлинное спокойствие и умиротворение.

Кто герои ваших картин? 
Мои картины олицетворяют аутентичных персонажей, а не вымышленных героев. Это реальные люди, за которыми я наблюдала и не могла не отразить в своих работах. Я стремлюсь передать их истинные черты, застать позитивные моменты их жизни, показать их желание жить легко, не ограничивая себя рамками и общепринятыми стандартами. Они свободные, счастливые и яркие.

Счастье оно какого цвета? 
Желтого. 

Как началось ваше сотрудничество с Cube.Moscow. Тяжело ли современному художнику заявить о себе? 
Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства. Там художники и искусствоведы поделились со мной тем, что в Cube.Moscow будет проходить выставка, на которой могут выставить работы молодые художники. Важно было сначала предоставить работы в электронном виде, а затем показать оригиналы. Мои картины приглянулись организаторам, так и произошло наше сотрудничество. Но важно понимать, что в сфере искусства огромная конкуренция, поэтому заявить о себе достаточно сложно. Круто, что такие площадки дают возможность молодым художникам представить свои труды публике. 

Сегодня мало просто написать картину – нужно уметь продвигать и продавать как продукт, так и свое имя. Что нужно художнику для создания так называемого личного бренда? Как вы занимаетесь своим продвижением?

В первую очередь важно иметь свой уникальный стиль, благодаря которому впоследствии повысится узнаваемость. Я считаю, что у каждого художника должна быть своя позиция, которая отражает его внутренний мир. Для повышения узнаваемости личного бренда необходима смелость в самовыражении. То есть ключ к успеху – это не только интересные и качественные картины, но и яркий образ, так скажем, «красивая картинка» личности, которая сочетается с глубокими ценностями, транслируемыми публике. 

Фото предоставлено пиар-службой художницы Kalina

Важно сделать фокус на себе. Если транслировать ценности в общество, отстаивать свою позицию и проявлять свое «я», то в глазах общества постепенно будет формироваться персональный имидж художника. Но, конечно, не стоит забывать, что в условиях конкуренции художнику необходимо иметь свой уникальный стиль, который запомнится публике и не будет ассоциироваться с какими-то другими художниками.

Моим продвижением мы занимаемся вместе с директором. Помощник очень важен в данном случае, потому что он может взглянуть на вещи с другой точки зрения, предложить новые идеи или способы продвижения. Сейчас мы активно развиваем социальные сети, сайт, на котором зрители смогут ознакомиться с творчеством, а также принимаем участие в выставках. Не стоит забывать, что сейчас большая часть продвижения сконцентрирована в digital, поэтому присутствие в сети – это одна из самых первостепенных задач. В сфере искусства необходимо быть частью арт-комьюнити, общаться с галеристами, другими художниками, что помогает популяризировать свое имя в профессиональных кругах.

Фото предоставлено пиар-службой художницы Kalina

Насколько сложно монетизировть творчество? Из чего, по-вашему, формируется цена художника на рынке? 

Очень сложно. Во-первых, на рынке арт-индустрии существует большая конкуренция. Во-вторых, у нас узкий круг покупателей, спрос очень ограниченный. Основная задача – найти своего покупателя и особенный подход к нему. А для того, чтобы заинтересовать потенциального клиента, важно иметь имя и статус в арт-сообществе. Для увеличения спроса на картины влияют правильные рекомендации. Нетворкинг в нашей сфере – одна из самых важных составляющих успеха. Человек готов потратить большую сумму на покупку картины только в том случае, если она действительно мировой шедевр, либо же, если имя автора картины на слуху. 

Цена на картины субъективна. Она зависит от известности автора, от того, где продаются картины: конечно, не секрет, что картины, выставленные в галерее, будут гораздо дороже, чем у уличных художников. Опять же, по закону спроса, то, что сейчас в тренде, будет продаваться гораздо лучше. Соответственно, цена на популярные стили картин, на громкие имена художников будет выше. Проще всего продавать продукцию через галереи, так как галеристы сами задают тон, знают, что продается. 

Какие проблемы вы видите в российском арт-сообществе? 
Проблемы заключаются в высокой конкуренции и относительно низком спросе на арт-объекты. Несмотря на то, что в галереях ежедневно представляют сотни работ, не каждая экспозиция находит своего зрителя. У нас нет культуры потребления искусства, люди в России не привыкли вкладывать свои средства в картины. Популярность набирают постеры, фотографии, то, что воспринимается быстро и также быстро забывается. 

Насколько художник должен разбираться в интеллектуальном праве? 
Если художник хочет попасть в высшее общество, быть в кругу профессионалов, то, безусловно, он должен сам изучить все тонкости интеллектуального права или же нанять юриста, который на этом специализируется.

В 2022 году Дэмиен Хёрст решил провести эксперимент, чтобы ответить на вопрос, могут ли NFT цениться больше, чем реальные картины. Он выставил на продажу больше 10 000 рисунков и столько же их NFT-копий. Каждый покупатель стоит перед выбором: купить реальную картину или NFT. Если люди покупают реальные работы, то тогда уничтожается их NFT-копия. А если NFT, то тогда художник уничтожит реальную картину. Чтобы выбрали вы – картину или ее NFT-копию и каков ваш прогноз, будет ли искусство все больше уходить в диджитал, снижая интерес к реальным творениям? 

Я бы выбрала картину. Для меня настоящее искусство навсегда останется незаменимым. Когда я захожу в галерею, я ощущаю прилив сил, рассматриваю самые мелкие детали, чувствую эту атмосферу. Любая картина для меня уникальна, ее можно увидеть только здесь и сейчас, в то время как цифровое искусство можно скопировать и в один миг распространить по просторам интернета. 
Однако молодежь выступает за цифровое искусство, в связи с чем сейчас многие галереи переходят в виртуальное пространство. Что касается NFT, конечно, с точки зрения инвестиций, оно на данный момент выгоднее, но мода циклична, и тренд на цифровизацию может пройти. 

В будущем, как я считаю, искусство будет идти параллельно с цифровыми копиями. Люди будут как посещать оффлайн выставки и покупать картины, так и продолжать вкладываться в NFT.

Фото предоставлено пиар-службой художницы Kalina

Сегодня искусственный интеллект может по запросу сгенерировать практически любое изображение. Как вам кажется ИИ – это инструмент или потенциальная угроза для креатора? 
Искусственный интеллект сейчас уже широко применяется в различных отраслях промышленности. Что касается творческих профессий, он действительно помогает облегчить работу дизайнерам при создании креативов, дорисовывает элементы, может сделать фон. 
Искусственный интеллект может быть и помощником, и угрозой. Конечно, он может помочь найти вдохновение или отследить тренды в сфере искусства, но живопись – это отражение своих мыслей и чувств на полотне. Если дать искусственному интеллекту волю, то картина не будет «живой». Нельзя применять искусственный интеллект в тех сферах, где ты вкладываешь свою душу.

Насколько глубоко художник должен погружаться в технологии? Опыт IT вам в этом помогает? 
Искусство, живопись, креатив – это внутренний, душевный порыв. Мне, наоборот, нравится, что я начала творить руками, а не по инструкции. Безусловно, технологии важны, но не для написания работ, а для их продвижения. 

Что нужно художнику, чтобы сохранять актуальность? 
Важно следить за трендами. Сейчас, например, большим спросом пользуется абстракция. Надо смотреть на то, что презентуют на выставках, о чем больше всего говорят в СМИ. Чтобы на художника и его работы был спрос, надо стараться подстраиваться под тренд, но при этом никогда не отступать от своего стиля и своих желаний. Во всем должен быть баланс. 

Каков ваш прогноз на будущее? Чего нам ждать интересного в мире искусства?
Потребность в искусстве останется. Скорее всего, оно будет уходить в цифровой формат. Уже сейчас появились виртуальные туры по музеям, различные диджитал экспозиции в виде голограмм и 3D-графики. Благодаря цифровизации искусство становится доступным для всех, и это действительно огромный шаг в будущее. 
Но в то же время наша жизнь с каждым днем становится все динамичнее, поэтому люди хотят тепла и душевности в их суровых рабочих буднях. Я считаю, что народ будет стремиться к домашним, уютным вещам, появится тяга к hand-made экспозициям, экологичности и крафту. Со временем мы привыкнем к гаджетам и диджитализации, но душевность и созерцание никуда не уйдет. Чем больше развивается общество, чем выше становится уровень жизни, тем больше внимания хочется уделить себе и всему прекрасному вокруг.

Какие цели ставите перед собой?
Сейчас планирую поехать на арт-пространство в Испанию, будем творить в арт-комьюнити с художниками со всего мира. Далее посещу Art Week в Майами, чтобы посмотреть работы других художников. Это бесценный опыт. Узнавая другие культуры, стили живописи, можно найти вдохновение и силы для собственного развития. Хочется в первую очередь рассказать о себе, представить зрителям свое творчество и заниматься самосовершенствованием.

 

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также