Искусство
10 октября 2023
5 минут
Поделиться

Искусство на конвейере: как Центр «Зотов» преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Искусство на конвейере: как Центр «Зотов» преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Фотограф Ксения Позднякова

Центр «Зотов» расположен в здании, которое некогда принадлежало Хлебозаводу № 5. Построено оно было в 1931 году по проекту инженера Георгия Марсакова, однако название получило в честь наркома легкой промышленности Василия Зотова, который занимался, как бы сейчас сказали, продвижением идей Марсакова — строительства хлебозаводов кольцевой конвейерной системы. Прогрессивное технологическое решение потребовало соответствующего архитектурного проекта. Так появился один из ярчайших примеров промышленного здания в стиле конструктивизма. В 2018 году, когда Хлебозавод № 5 перешел в собственность Банка ВТБ, памятник решили отреставрировать, для чего пригласили одного из ведущих архитекторов Сергея Чобана. И в 2022 году на месте завода открылось культурное пространство Центр «Зотов», которое активно знакомит гостей с прогрессивным художественным направлением XX века, привлекая к работе современных художников, архитекторов, дизайнеров, фотографов.

Экскурсию по Центру «Зотов» для участников бесплатного образовательного проекта «ПРО.Креатус», организованного Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, провела программный директор центра Валерия Агафонова.

Фотография Ксения Позднякова

Десятки музеев в одном

— Конструктивизм — направление искусства 1920–1930-х годов, повлиявшее на развитие культуры XX века не только России, но и мира. Однако места, где люди могли бы узнать об истории этого течения, в России не было. Поэтому было принято решение превратить здание хлебозавода в новую культурную институцию — центр конструктивизма. Название мы решили сохранить историческое, так как Василий Зотов повлиял на появление этого инновационного явления в пищевой промышленности и архитектуре, — рассказала Валерия Агафонова.

По словам Валерии, одной из важнейших особенностей архитектуры конструктивизма и конструктивистских идей вообще является функциональность и простота формы. Именно это было особенно важно сохранить при реставрации, а потому при реконструкции архитекторы старались не менять сохранившиеся материалы и текстуры здания. И даже сегодня в здании, которому в 2031 году исполнится сто лет, можно найти следы и отметки времени.

Центр «Зотов» ставит своей целью знакомство посетителей с наследием конструктивизма и его влиянием на современную культуру и искусство, для чего демонстрирует предметы из коллекций разных музеев и частных собраний, которые максимально репрезентативно показывают эту эпоху. Так как проект «ПРО.Креатус» обучает участников юридическим аспектам управления, охраны творческих продуктов, а также основным принципам монетизации интеллектуальной собственности, то Валерия отдельно остановилась на принципах, по которым Центр сотрудничает с музеями и коллекционерами.

— В отличие от музеев, главным активом которых являются собственные коллекции, в данный момент у нас нет своего фонда, поэтому мы работаем как культурный центр и выставочное пространство. Например, последняя выставка была посвящена графическому дизайну. «Логос: голос конструктивизма» рассказывала, как менялся текст и визуальный язык в 1920–1930-е годы и формировался графический облик эпохи. Мы предоставляем все необходимые технические и климатические условия, гарантируем, что все объекты интеллектуальной собственности будут в целости, сохранности, и заключаем договор, в котором прописываем все детали, включая дату начала и окончания временного хранения и экспонирования, — объяснила Валерия Агафонова.

Еще одним отличным примером сотрудничества с культурными институциями стала выставка «Родченко. Личное», которая сейчас проходит в Центре «Зотов». В ее организации приняли участие фонд Still Art,  «МИРА» коллекция, которая базируется в Суздале, и архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

— Внук Александра Родченко Александр Николаевич Лаврентьев вместе со своей дочерью Екатериной Александровной Лаврентьевой занимаются сохранением архива. Именно они в первую очередь занимаются наследием Родченко и его популяризацией. Им удалось создать настоящую творческую династию, — рассказала Валерия Агафонова.

Фотография Ксения Позднякова

На защите авторского права

Помимо активной выставочной деятельности Центр занят и издательской работой. Внутри находится концепт-стор «Зотов.Вещь!», который позиционируется создателями как альтернативное книжное пространство для ценителей авангарда и промышленной эстетики. Архитектурный проект магазина был разработан молодым московским бюро «А2М», уже успевшим поработать с театром «Современник», музейным комплексом «Зоя» и Еврейским музеем и центром толерантности в Москве. Специально для «Зотова» бюро разработало особый дизайн книжных полок в виде тележек для хлеба, которые использовались в СССР, а среди материалов преобладают стальные конструкции в стилистике того времени. 

Центр уже издал два собственных каталога, и в его магазине представлены различные книги об искусстве, культуре, архитектуре, кино, театре и многом другом. Разумеется, прежде всего здесь можно найти литературу на любой вкус о конструктивизме. Пространство заключает договоры с авторами-составителями, которые занимаются текстами, а также с музеями, фондами и коллекционерами, предоставляющими изображения для изданий.

Работа с креаторами

— Одна из наших задач — актуализация конструктивизма, потому что многие идеи и принципы прекрасно функционирует и сейчас. Это видно и в дизайне, и в архитектуре, и в искусстве. Сходите на любое мероприятие, связанное с искусством или архитектурой, и вы увидите, как много в работе молодых художников и архитекторов приемов конструктивистов. Собственно, Именно поэтому мы делаем множество образовательно-просветительских проектов, — подчеркнула Валерия Агафонова.

Среди проектов Центра «Зотов» — детские мастер-классы и мероприятия с экспертами из различных областей: архитекторами, искусствоведами, дизайнерами, историками, культурологами, урбанистами, которые проходят в формате доступных и увлекательных лекций, дискуссий и практических занятий.

Центр активно сотрудничает с театральными проектами. Летом здесь прошел перформанс «Маяковский. Мистерия», поставленный Александром Горчилиным по тексту Валерия Печейкина, роли в котором исполнили Роза Хайруллина, Анатолий Кормановский, Михаил Шамков и Анастасия Лебедева. А в октябре Театр Труда представил спектакль «Сталевары».

— Важной инициативой стал «Зотов.Weekend». Один из них был посвящен 130-летию Владимира Маяковского. У нас прошел камерный арт-бранч «Образ эпохи: Лиля Брик», на котором можно было узнать об истории взаимоотношений Владимира Маяковского и Лили Брик. Также был запущен экскурсионный маршрут «Маяковский идет за хлебом», который начинался от мемориальной квартиры поэта и заканчивался в пространстве центра, где каждому участнику вручали буханку. Еще мы очень душевно и уютно провели прощание с летом во время уикенда «Лето, пока», устроив кинопоказ на улице: люди смотрели кино на большом экране около центра, — поделилась Валерия Агафонова.

Ближайшим крупным событием в рамках наших тематических уикендов станет «День хлеба», который пройдет 15 октября и приурочен к всемирному Дню хлеба. Одним из главных мероприятий станет целая хлебная лаборатория «Мастерская забытого навыка: хлеб и работа с тестом», созданная художницей Юлией Левин.

Валерия Агафонова также рассказала, что в ноябре откроется выставка «Пресня. Выставка моей памяти», рассказывающая историю памяти о районе, а весной – «Работать и жить», посвященная архитектуре и пространству 1920–1930-х годов. 

 

Авторы: Наталья МАЛАХОВА, Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
10 октября 2024

Вероника Пономарева-Коржевская: «Художники фиксируют образ времени и формируют будущее»

Искусство
09 сентября 2024

Luminar: как обрести гармонию внутри тебя

Искусство
13 августа 2024

Чудеса сайнс-арта: как услышать музыку мозга и увидеть форму через запах

Искусство
04 июля 2024

Миша Мак: «Можете считать, что все изображения, которые делаю – это татуировки на той или иной поверхности»

Искусство
26 апреля 2024

Египетская сила света: в арт-пространстве Luminar появилось новое цифровое шоу «Тутанхамон. В поисках вечной жизни»

Искусство
06 марта 2024

У предметов коллекции усадьбы Мураново появятся цифровые двойники

Искусство
06 февраля 2024

Настя Миро: «Надеюсь полететь с выставкой на МКС»

Искусство
16 января 2024

Юрий Купер: «Амбиции художника всегда идут по восходящей»

Искусство
19 декабря 2023

Катя Белявская: «Нейросети выведут профессию художника на новый уровень»

Искусство
07 ноября 2023

Солнце и Океан: Luminar – территория цифрового искусства возле колеса обозрения

Искусство
31 октября 2023

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Искусство
24 октября 2023

Ирина Батькова: «Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому»            

Искусство
24 октября 2023

Элина Туктамишева: Выставка «Трын-трава» показывает, что русский стиль глубже и масштабнее, чем промыслы»

Искусство
16 октября 2023

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

Искусство
05 октября 2023

Творческий полет: Миша Most с командой разработчиков «оживил» дрона-художника нового поколения 

Искусство
04 октября 2023

Тонкая грань красоты

Искусство
29 сентября 2023

Александра Лекомцева: «Круто купить работу художника за 30 000, а через десять лет узнать, что ее цена поднялась до полутора миллионов»

Искусство
15 августа 2023

Анна Нестерова: «Если мы хотим вернуть уважение к промыслам, то и говорить о них нужно соответствующе»

Искусство
01 августа 2023

Андрей Логвин: «Между сексом и искусством существует прямая связь» 

Искусство
05 июля 2023

Евгения Дудникова: «Искусство само по себе особая форма коммуникации»