Искусство
08 июня 2023
Поделиться

Искусство в «цифре»: есть ли в современном мире место академическому рисунку 

Искусство в «цифре»: есть ли в современном мире место академическому рисунку 

Фото предоставлено Марией Романовой

Цифровизация искусства из области дискуссий превратилась в реальность. Но есть ли в мире NFT и нейросетей место классическому рисунку и художнику в традиционном понимании этого слова? Сначала всем показалось, что искусственный интеллект отберет весь хлеб у художников. Потом показалось обратное. Потом стало не ясно. С академическим рисунком ситуация примерно такая же — всегда будет свой любитель на пиксельную обезьянку, акварель и холст, изображения, созданные ИИ. Везде и всегда вопрос один — найти своего коллекционера, своего ценителя. И вот тут уже сложнее: у кого-то уходят годы, у кого-то десятилетия поисков не приводят ни к какому результату. Пока в мире NFT есть место для всех, как это изменится — мы можем только гадать. И наблюдать. Об этом IPQuorum поговорил с художником Марией Романовой.

— У вас два профессиональных образования — Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Что вам это дало? Нужно ли сегодня художнику академическое образование?

— Обучение в этих заведениях, в особенности в лицее, дало очень многое. Помимо классического академического образования, которое, отвечая сразу на второй вопрос, очень важно, я имела возможность учиться у лучших мастеров своего дела. Они не просто учили рисовать. Они учили думать, чувствовать, понимать природу вещей и явлений. Один из замечательных педагогов говорил: «Живопись — это то, что кажется». Очень важно это почувствовать. Это не срисовывание, а ощущение. В лицее учат работать. На износ. Без сна и отдыха. В дальнейшем в жизни это не раз пригодилось. Огромное количество времени посвящено изучению истории искусств. Такое образование — большая редкость по нынешним временам. После лицея в институте художник учится еще шесть лет. Так учатся художники и врачи. На мой взгляд, это о многом говорит. Академическое образование — это база, скелет, без которого невозможно развиваться. Заезженное сейчас по всем направлениям слово «насмотренность» существовало всегда. Выставки, художники, галереи и музеи, альбомы по искусству — всё это нужно поглощать и изучать в огромном количестве.

— Дали говорил, что «рисунок — это честность искусства. Исключается возможность обмана: либо это «хорошо», либо «плохо». Согласны ли вы?

— Некоторые считают Дали больше провокатором, нежели художник, но правда в его словах есть. Без хорошего крепкого и убедительного рисунка все разваливается. Его не скрыть за яркими красками. Художник может не брать в руки карандаш, но думать «карандашом» он не перестает никогда. Впрочем, сейчас про рисунок многие забывают. Обществу нужны «высказывания» на острые темы. 

— Насколько сегодня художнику сложно пробиться и начать зарабатывать своим творчеством?

— Сложно. Хотя так было всегда. Упорный труд — 50% успеха. Остальное складывается из многих факторов. Тут и элементарное везение, и нужные связи, а если мы говорим о продажах, то и готовность подстраиваться под потребителя. Надо понимать, что «пробиться» — это работа 24/7. Чтобы заниматься исключительно искусством, нужны условия — не получится днем ходить на работу, а в промежутках рисовать, продвигать себя, посещать выставки.

Фото предоставлено Марией Романовой

— Из чего, по-вашему, формируется цена художника на рынке? Как вы выставляете цену на свои работы?

— Цена формируется из узнаваемости. Как и в любой другой сфере. Если тебя знают, ты стоишь дороже.

— Что, на ваш взгляд, формирует личность художника?

— То же самое, что и личность любого другого человека. Художник — это не отдельный биологический вид. Другое дело, что художник должен, просто обязан чувствовать реальность острее, чтобы отчетливо передавать эти переживания в своих работах. 

— Должен ли художник ориентироваться в интеллектуальном праве?

— В нашем мире бессовестного и безграничного обмана — несомненно.

— Какой вам видится ниша академического рисунка в современном искусстве?

— Искусство, как и мода, циклично. Сегодня всем нужны розовые динозавры, нарисованные на стене, а завтра — академический подход. Другой вопрос, что академический рисунок — это основа, без которой нельзя. Публика иногда обманывается динозавром, но это вопрос — воспитания зрителя. Но это довольно серьезная и обширная тема. Рисование я понимаю лишь в живом материале. Где нет кнопки ctrl+z, которая позволяет откатиться назад. Максимальная концентрация и погруженность в процесс. Получилось не на том уровне, на котором хотел? Под кран!

— Знаю, что у вас есть опыт работы с NFT. Что это вам дало? Каким вам видится развитие этого рынка?

— Дало общее представление об этом современном направлении. Некая проба пера. Цены упали очень предсказуемо. Если в мире офлайн-искусства любая работа проходит некий отбор — галереи и кураторы, к примеру, то в мире NFT каждый делает и показывает кто во что горазд. В итоге на рынок вываливается гора мусора. Если в нем порыться, то можно откопать бриллиант. Но копать надо долго, а копатель должен что-то смыслить в искусстве. То есть проблема с обеих сторон. Также надо четко понимать разницу между PFP (profile picture) NFT — большие коллекции (де)генеративных обезьян или прочих животных, и 1/1 NFT — уникальные работы, которые ближе к классическому формату. Хайп первых прошел вместе с бурным ростом рынка, а 1/1 сцена как была, так и осталась.

Фото предоставлено Марией Романовой

 

— Кто сейчас основной покупатель NFT-искусства?

— В части, которая касается PFP-проектов, — это в большинстве своем спекулянты. Здесь работают те же механизмы, как и при покупке «классической крипты»: наблюдатель видит, что что-то начинает расти в цене, он срочно покупает в надежде, что рост продолжится, а вложения приумножатся. Так иногда работает, иногда не работает.

Покупатели 1/1 NFT, скорее, стратегические инвесторы или пассионарии и коллекционеры. Становление художника в криптомире происходит существенно дольше, чем бурный и короткий (в 99% случаев) хайп PFP. Быстро отбить инвестиции, скорее всего, не получится. Что же до коллекционера — спекулятивный аспект у этой категории покупателей либо отсутствует, либо имеет для него не самое большое значение. 

— Сможет ли NFT вписать новую страницу в историю искусства. или это уже реальность? 

— Вписали, вписывают и будут вписывать дальше. Надо понимать, что текущие вид-форма NFT — это очень малая часть их возможностей как технологии. В этой плоскости еще произойдет несколько эволюционных и революционных скачков.

Что же до NFT как носителя цифрового искусства, формат уже сделал очень многое. Например, раньше было невозможно стать владельцем какой-нибудь работы художника из маленького города где-то в Африке. Теперь же это проще простого. Работает и обратная связь — можно жить в самой холодной точке мира и продавать свое искусство обитателям на противоположном полушарии. Только за одно это можно полюбить NFT — доступность. 

Фото предоставлено Марией Романовой

— В 2022 году один из самых богатых и влиятельных художников современности Дэмиен Хёрст решил провести эксперимент, чтобы ответить на вопрос, могут ли NFT цениться больше, чем реальные картины. Он выставил на продажу больше 10 000 рисунков и столько же их NFT-копий. Каждый покупатель стоит перед выбором: купить реальную картину или NFT. Если люди покупают реальные работы, то тогда уничтожается их NFT-копия. А если NFT, то тогда художник уничтожит реальную картину. Дэмиену удалось продать 5149 реальных изображений и 3851 NFT. Как думаете, стоит ли за этим желание хайпануть на модной теме или реальный интерес к цифровому искусству?

— Это может быть и то и то по отдельности, а также вместе. Возможно, на часть, связанную с NFT, придет новый коллекционер, а те, кто коллекционирует реальные картины, посмотрят в сторону новых технологий. Казалось бы, NFT появились не вчера, но попробуйте спросить у своих друзей и знакомых, много ли они о них знают. Ответы вас, скорее всего, удивят.

Мало того, NFT может давать интересные модели взаимодействия между художником и коллекционером. Блокчейн прозрачен, ты всегда знаешь, какой адрес перевел (оплатил покупку) токены за твою работу. Художник может наградить преданного коллекционера и прислать ему на его блокчейн-адрес какой-то бонус. Например, некоторые художники дарят «NFT участника» всем тем, кто участвовал в их аукционе. Ты можешь не заполучить именно эту работу, но станешь обладателем памятного сувенира. Цифровой формат позволяет немного «геймифицировать» и без того захватывающий процесс. 

— Как бы вы сами ответили на вопрос: могут ли NFT цениться больше, чем реальные картины?

— Могут ли картины цениться дороже статуэток или других предметов искусства? А дешевле? То же самое с физическим и цифровым искусством. Речь же о среде, тогда как мы ценим содержание, историю. На мой взгляд, в эпоху тотальной глобализации и цифровизации грань выбора стирается все сильнее, теряет принципиальность. Ответ на этот вопрос, скажем, десять лет назад дал бы иной ответ. Технология, сама концепция NFT зародилась и растет на наших глазах. И то ли еще будет.

— Если бы вас поставили перед таким выбором, то что бы предпочли вы?

— Опять же, зависит от того, что это за произведение. Не зря же существуют рамки-экраны для демонстрации цифровых изображений. Сегодня у нас нет «цифровых стен» в квартирах и домах, а что будет завтра? Все же смотрели фантастические фильмы, где пейзаж за окном — настраиваемый. Можно пофантазировать в этом направлении в том числе. Когда пейзаж за окном продает вам компания-застройщик. И вы можете его менять за доплату. 

Но какие-то классические стены все равно останутся, как и останется место для физического искусства. Одно другому не противоречит и не конкурирует. Если призадуматься. 

— В 2021 году Injective Protocol приобрела оригинальный трафарет Бэнкси «Morons (White)» за 95 000 долларов, затем картину сожгли превратили в NFT в четыре раза дороже. Как подобные акции влияют на популярность NFT?

— Пока мы имеем дело с чем-то новым, только неизученным и неизведанным, маятник может стремительно качаться из стороны в сторону. От хайпа к порицанию, и наоборот. Мое мнение — пусть происходит как можно больше всего, чем больше экспериментов, смелых решений и перформансов, тем лучше. Это поиск в реальном времени, нащупывание границ дозволенного и недозволенного. Повторюсь: большинство либо толком не понимает, что такое NFT, либо обладает крайне поверхностными знаниями. Когда на стороне технологии будет больше людей, тогда появятся более четкие правила игры. И больше коллекционеров, конечно же.

— Как вам кажется, что здесь первичнее — сама технология или имя художника, который ее использует?

— Скорее, комбинация. Художник с именем пробует себя в новой среде. Привлекает внимание новых коллекционеров, получает освещение в других средствах массовой информации. Стоит ли каждому творцу вступать на этот путь? Единого рецепта нет, как и везде. 

— Насколько интерес к NFT — результат грамотного пиара?

— Прежде всего, NFT — это часть технологии распределенного реестра. Блокчейны появились не вчера, но массового использования пока не добились. Но интерес растет, технологии становятся частью нашей жизни, маленькими, но уверенными шагами. С NFT то же самое. Сначала были пиксельные панки, потом коллекции становились все изощренней, начали появляться и становиться известными художники, вышедшие за границы блокчейн-мира. И потолка в этом движении пока не наблюдается. 

— Сегодня нейросеть Midjourney способна создать иллюстрацию по текстовому запросу. В новостях регулярно появляются сообщения, что нейросеть перенесла персонажей Гарри Поттера во вселенную Федора Достоевского или древнюю Японию или нарисовала Москву в стиле Хаяо Миядзаки. Способна ли «нейронка» заменить художников и дизайнеров и не превратятся ли креаторы в простых операторов, придумывающих запрос и корректирующих детали? 

— Когда-то мы и слова такого — «нейросеть» — не знали. Так что все возможно. Сейчас ИИ имеет трудности с созданием картинок. У кого-то по десять пальцев на одной руке, где-то что-то неубедительно сделано. Но, я думаю, со временем и это доработают. Во всяком случае нейросеть уже сейчас опережает по уровню многих, кто считает себя художником. В общем, время покажет.

— Сегодня активно развивается тема метавселенных. Какие возможности это дает художникам?

— Метавселенные — это модное словечко, но это все те же миры. Настоящие или воображаемые. В этом плане для художника ничего не изменилось — он все так же создает свои миры, просто теперь их принято называть метавселенными.

— Что нужно делать художнику, чтобы оставаться актуальным?

—  Важно понимать: актуальным для кого? Для себя или для модных тенденций? На мой взгляд, главное для художника — оставаться собой и полностью отдаваться искусству. Какая бы мода ни стояла за окном. 

 

 

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше