Цифровизация искусства из области дискуссий превратилась в реальность. Но есть ли в мире NFT и нейросетей место классическому рисунку и художнику в традиционном понимании этого слова? Сначала всем показалось, что искусственный интеллект отберет весь хлеб у художников. Потом показалось обратное. Потом стало не ясно. С академическим рисунком ситуация примерно такая же — всегда будет свой любитель на пиксельную обезьянку, акварель и холст, изображения, созданные ИИ. Везде и всегда вопрос один — найти своего коллекционера, своего ценителя. И вот тут уже сложнее: у кого-то уходят годы, у кого-то десятилетия поисков не приводят ни к какому результату. Пока в мире NFT есть место для всех, как это изменится — мы можем только гадать. И наблюдать. Об этом IPQuorum поговорил с художником Марией Романовой.
— У вас два профессиональных образования — Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Что вам это дало? Нужно ли сегодня художнику академическое образование?
— Обучение в этих заведениях, в особенности в лицее, дало очень многое. Помимо классического академического образования, которое, отвечая сразу на второй вопрос, очень важно, я имела возможность учиться у лучших мастеров своего дела. Они не просто учили рисовать. Они учили думать, чувствовать, понимать природу вещей и явлений. Один из замечательных педагогов говорил: «Живопись — это то, что кажется». Очень важно это почувствовать. Это не срисовывание, а ощущение. В лицее учат работать. На износ. Без сна и отдыха. В дальнейшем в жизни это не раз пригодилось. Огромное количество времени посвящено изучению истории искусств. Такое образование — большая редкость по нынешним временам. После лицея в институте художник учится еще шесть лет. Так учатся художники и врачи. На мой взгляд, это о многом говорит. Академическое образование — это база, скелет, без которого невозможно развиваться. Заезженное сейчас по всем направлениям слово «насмотренность» существовало всегда. Выставки, художники, галереи и музеи, альбомы по искусству — всё это нужно поглощать и изучать в огромном количестве.
— Дали говорил, что «рисунок — это честность искусства. Исключается возможность обмана: либо это «хорошо», либо «плохо». Согласны ли вы?
— Некоторые считают Дали больше провокатором, нежели художник, но правда в его словах есть. Без хорошего крепкого и убедительного рисунка все разваливается. Его не скрыть за яркими красками. Художник может не брать в руки карандаш, но думать «карандашом» он не перестает никогда. Впрочем, сейчас про рисунок многие забывают. Обществу нужны «высказывания» на острые темы.
— Насколько сегодня художнику сложно пробиться и начать зарабатывать своим творчеством?
— Сложно. Хотя так было всегда. Упорный труд — 50% успеха. Остальное складывается из многих факторов. Тут и элементарное везение, и нужные связи, а если мы говорим о продажах, то и готовность подстраиваться под потребителя. Надо понимать, что «пробиться» — это работа 24/7. Чтобы заниматься исключительно искусством, нужны условия — не получится днем ходить на работу, а в промежутках рисовать, продвигать себя, посещать выставки.
Фото предоставлено Марией Романовой
— Из чего, по-вашему, формируется цена художника на рынке? Как вы выставляете цену на свои работы?
— Цена формируется из узнаваемости. Как и в любой другой сфере. Если тебя знают, ты стоишь дороже.
— Что, на ваш взгляд, формирует личность художника?
— То же самое, что и личность любого другого человека. Художник — это не отдельный биологический вид. Другое дело, что художник должен, просто обязан чувствовать реальность острее, чтобы отчетливо передавать эти переживания в своих работах.
— Должен ли художник ориентироваться в интеллектуальном праве?
— В нашем мире бессовестного и безграничного обмана — несомненно.
— Какой вам видится ниша академического рисунка в современном искусстве?
— Искусство, как и мода, циклично. Сегодня всем нужны розовые динозавры, нарисованные на стене, а завтра — академический подход. Другой вопрос, что академический рисунок — это основа, без которой нельзя. Публика иногда обманывается динозавром, но это вопрос — воспитания зрителя. Но это довольно серьезная и обширная тема. Рисование я понимаю лишь в живом материале. Где нет кнопки ctrl+z, которая позволяет откатиться назад. Максимальная концентрация и погруженность в процесс. Получилось не на том уровне, на котором хотел? Под кран!
— Знаю, что у вас есть опыт работы с NFT. Что это вам дало? Каким вам видится развитие этого рынка?
— Дало общее представление об этом современном направлении. Некая проба пера. Цены упали очень предсказуемо. Если в мире офлайн-искусства любая работа проходит некий отбор — галереи и кураторы, к примеру, то в мире NFT каждый делает и показывает кто во что горазд. В итоге на рынок вываливается гора мусора. Если в нем порыться, то можно откопать бриллиант. Но копать надо долго, а копатель должен что-то смыслить в искусстве. То есть проблема с обеих сторон. Также надо четко понимать разницу между PFP (profile picture) NFT — большие коллекции (де)генеративных обезьян или прочих животных, и 1/1 NFT — уникальные работы, которые ближе к классическому формату. Хайп первых прошел вместе с бурным ростом рынка, а 1/1 сцена как была, так и осталась.
Фото предоставлено Марией Романовой
— Кто сейчас основной покупатель NFT-искусства?
— В части, которая касается PFP-проектов, — это в большинстве своем спекулянты. Здесь работают те же механизмы, как и при покупке «классической крипты»: наблюдатель видит, что что-то начинает расти в цене, он срочно покупает в надежде, что рост продолжится, а вложения приумножатся. Так иногда работает, иногда не работает.
Покупатели 1/1 NFT, скорее, стратегические инвесторы или пассионарии и коллекционеры. Становление художника в криптомире происходит существенно дольше, чем бурный и короткий (в 99% случаев) хайп PFP. Быстро отбить инвестиции, скорее всего, не получится. Что же до коллекционера — спекулятивный аспект у этой категории покупателей либо отсутствует, либо имеет для него не самое большое значение.
— Сможет ли NFT вписать новую страницу в историю искусства. или это уже реальность?
— Вписали, вписывают и будут вписывать дальше. Надо понимать, что текущие вид-форма NFT — это очень малая часть их возможностей как технологии. В этой плоскости еще произойдет несколько эволюционных и революционных скачков.
Что же до NFT как носителя цифрового искусства, формат уже сделал очень многое. Например, раньше было невозможно стать владельцем какой-нибудь работы художника из маленького города где-то в Африке. Теперь же это проще простого. Работает и обратная связь — можно жить в самой холодной точке мира и продавать свое искусство обитателям на противоположном полушарии. Только за одно это можно полюбить NFT — доступность.