14 октября в Новом Манеже состоится вручение Московской премии в области исполнительских искусств «Арт-платформа». Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы и Агентства креативных индустрий (АКИ). Ведущими вечер станут Яна Чурикова и независимый коллектив «Заячий стон». В номинациях заявлены такие постановки, как «Я – Сергей Образцов» (Театр кукол С. Образцова), «Голоса страны» (авторский проект К. Богомолова), «Я – Айвазовский» (Центр дизайна Artplay), «Пиковая дама» (театр «Геликон-опера»), «Ничего не бойся, я с тобой» (МДМ), «Антигравитация» (компания «Красный квадрат»), драматический балет «Мастер и Маргарита» (Сергей Полунин), «Пугачев» (Театр «Мастерская П. Фоменко»), «Вахтангов. Путь домой» (фестиваль «Театра Вахтангова») и другие. IPQuorum пообщался с руководителем Открытого театрального пространства «Арт-платформа» Дмитрием Бикбаевым о том, почему нужно поддерживать частные театральные проекты, а также о том, каким, по его мнению, должен быть менеджмент будущего в сфере культуры.
– Чем премия «Арт-платформа» отличается от остальных театральных наград?
– Открытое театральное пространство «Арт-платформа» – это пилотный проект Департамента культуры города Москвы, который только третий сезон осуществляет свою деятельность, направленную на поддержку частных инициатив в сфере исполнительских искусств. Мы видим возрастающий интерес как со стороны города, так и со стороны предпринимательского блока к этому направлению, а потому Департамент культуры поддержал инициативу Арт-платформы по учреждению специальной премии, которая бы поощряла частные проекты наравне с государственными. Собственно, в этом одно из наших ключевых отличий. То есть учредительная форма заявителя не играла роли при подаче заявки на премию. Это дает серьезный сигнал отрасли, что и город, и культурная сфера открыты к взаимодействию с предпринимательским сектором.
– Почему важно, чтобы в театре поддерживалось частные инициативы?
– Мы наблюдаем те тенденции, которые складываются вокруг нашего проекта Открытое театральное пространство «Арт-платформа». Мы видим растущий спрос на нашу резидентскую программу, позволяющую на льготных условиях показывать частные спектакли на нашей государственной площадке. В ней сейчас принимают участие 24 коллектива с 39 названиями. Только что мы завершили прием заявок на четвертый сезон проекта ТеатрONstage – это наша грантовая программа для негосударственных театров, обеспечивающая возможность создания, выпуска и дальнейшего проката спектаклей.
У нас в отрасли сейчас есть два серьезных вызова. Первый – каждый год выпускается значимое количество актеров, режиссеров, драматургов, композиторов, менеджеров и других представителей креативных индустрий. Далеко не все могут найти себе место в государственных учреждениях культуры в силу тех процессов, которые происходят как внутри институций, так и в отрасли в целом. С каждым годом ситуация только усугубляется: мест в театрах больше не становится, а институты продолжают выпускать новых специалистов. Вы не представляете, как долго порой молодежь сидит на скамейке даже не запасных, а не востребованных. Само собой, ребята начали объединяться в независимые команды и учиться создавать свой собственный творческий продукт. На создание спектакля можно получить государственное финансирование. Но нужна площадка для проката. Так, собственно, возникли мы.
Второй вызов – мы видим, что в целом ряде государственных театров у руля находятся люди, которых едва ли можно причислить к эффективным управленцам и устойчивым творческим единицам. Творческой повестки нет, труппа недовольна, но театр при этом существует благодаря бесперебойному государственному финансированию. Частный сектор такую роскошь, как быть неэффективным, сидеть и ничего не делать, себе позволить не может.
– Можно ли сказать, что театр все-таки должен зарабатывать деньги?
– Я сторонник того, что любая организация должна быть эффективной. Финансовый успех – один из показателей эффективности, кто бы что ни говорил. Может ли театр быть эффективным? Конечно, хороший пример – это Театр Вахтангова. Причем он состоятелен как с экономической точки зрения, так и с творческой. Они пришли к тому, что их собственный доход значительно перекрывает государственное финансирование. Многие ли могут таким похвастаться? Существует еще ряд театров, где все отлично работает. Собственно, на них и нужно равняться. Если мы хотим, чтобы отечественное театральное дело развивалась, в нем должна быть конкуренция. Нужно, чтобы побеждали сильнейшие. Чтобы у руля стояли те, за кем творческий потенциал, сильный менеджмент и достойные экономические показатели. Если люди не хотят покупать билеты в тот или иной театр, возможно, он не так уж и нужен. Либо нужно искать команду, которая сделает этот объект культуры востребованным и популярным. Сегодня нужна конкурентная среда и социальные лифты, которые бы позволяли достойным вырываться вперед. Получать возможность реализации.
– Но разве может небольшой частный театр конкурировать с гигантами уровня Театра Вахтангова или проектами МТС Live?
– Давайте честно: мы сами очень небольшая площадка. У нас всего 167–180 мест в зале, в зависимости от конфигурации зала. И мы в основном взаимодействуем с представителями малого бизнеса. Конкурировать, конечно, можем, и соискатели нашей премии это подтверждают.
– Насколько крупный бизнес готов вкладывать деньги в театральные проекты?
– Готов. Но он, разумеется, заинтересован в том, чтобы вложения окупались. Это перестало быть исключительно имиджевой историй. Например, почему тем же банкам может быть выгодно поддерживать исполнительские искусства. В крупных банках существуют свои экосистемы, в которых есть свои билетные агрегаторы. Следовательно, они заинтересованы в том, чтобы тот или иной культурный продукт был создан с привлечением их средств, а затем реализовывался через часть их экосистемы. Если вы хотите привлечь бизнес в качестве инвестора, то идти нужно не с имиджевым проектом, а с экономикой и креативом, конкретным бизнес-планом.
– Не противоречат ли ваши идеи тому, что мы очень гордимся своим репертуарным театром и тем, что у нас они, в отличие от западной модели, поддерживаются государством?
– Никто не оспаривает Конституцию и Основы государственной культурной политики. Культура поддерживается государством, но это не значит, что этим можно оправдывать не самые лучшие модели функционирования тех или иных институций и организаций. Еще раз повторю, что экономическая эффективность крайне важна. Если театральный организм здоров и работает правильно, у него нет проблем с продажей билетов. Театр существует для того, чтобы люди имели возможность соприкасаться с культурой, будь то спектакль, фестиваль, перформанс. Без зрителей это теряет всякий смысл.
А потому государственное участие должно, как мне кажется, быть беспристрастным и хладнокровным, то есть без оглядки на регалии и заслуги. Строго и по объективным показателям на данный момент деятельности. Лично мне кажется спорным, когда творческий деятель стоит в единоначальном управлении организацией, которая осуществляет непрерывную хозяйственную деятельность. Каждый должен отвечать за то, в чем разбирается профессионально. Для хорошего управления организацией сферы культуры рядом с творчески одаренным человеком должен быть грамотный менеджер – управленец и хозяйственник. Творческие люди должны заниматься творчеством. Управлением должны заниматься те люди, которые в этом понимают. В тот момент, когда мы на уважаемых творческих людей перекладываем ответственность за финансово-хозяйственную часть, чаще всего начинаются проблемы.
– На ваш взгляд, у нас по-прежнему существует предвзятое отношение к частным проектам как к третьесортной антрепризе?
– Мне кажется, что сегодня существует понятие – успешный проект или нет. А частный он или государственный, значения не имеет. Кстати, это еще одна из целей нашего проекта – показать, что частные и государственные проекты творчески равны и уже давно могут профессионально оцениваться на равных.
– На презентации премии упор был сделан и на современные технологии. Почему?
– Сам я человек аналоговый, даже пишу по большей части от руки, но очень внимательно слежу за всеми новинками и внедряю их у себя в Арт-платформе. Мне очень хочется, чтобы театр не боялся технологий, а воспринимал их как высокотехнологичных помощников. Если вы видели проект Нины Чусовой «Антигравитация», кстати один из номинантов нашей премии «Арт-платформа», то вы понимаете, о чем я говорю. Технологии сегодня позволяют реализовывать самые смелые замыслы. И об этом нужно говорить как можно больше. Не пугать людей, мол, искусственный интеллект всех заменит, а показывать, как он может подталкивать человека к еще более интересным и нестандартным решениям.
– Как вы себе отвечаете на вопрос, зачем человек ходит в театр?
– Потому что он таким образом удовлетворяет свои базовые потребности как человека. В единении. Мы в этом нуждаемся – соприкасаться друг с другом. Если этого нет, то мы начинаем грустить, впадать в депрессию, думать, что никому не нужны. Театр лечит душу от одиночества. Зачем еще человек ходит в театр? За сопереживанием, потому что больше ничего не может вызвать таких эмоций, как живое искусство, в котором ты являешься полноправным соучастником магии творческого процесса.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА