Дизайн и мода
06 июня 2023
7 минут
Поделиться

Реставрация изнутри, снаружи и в 3D

Реставрация изнутри, снаружи и в 3D

Фото Ильи Насонова

Сегодня в креативных индустриях наметилась тенденция — привлекать внимание к так называемым бэкстейдж-профессиям, чей вклад обычно не принято отмечать и освещать публично. Заметно, как правило, его отсутствие. Как ни странно, это относится и к реставраторам. Приоткрыть тайны специалистов, которые ежедневно возвращают из небытия удивительные вещи, будь то фортепьяно или целый портал здания, попытались на кафедре художественной реставрации мебели Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. При поддержке Политехнического музея и краудлендинговой платформы Ко-Фи педагоги и учащиеся кафедры создали сразу два проекта, которые позволяют детально разобрать как предметы старины, так и труд их спасителей — «Цифровизацию предметов мебели, техники и быта из коллекции Политехнического музея Москвы» и подкаст «Реставрация изнутри».

Проникнуть в суть 

Идея первого проекта родилась благодаря студенческим курсовым работам кафедры художественной реставрации мебели РГХПУ им. С.Г. Строганова, в ходе которых учащиеся делают обмеры исторических предметов мебели. На первых курсах их предоставляет музей Строгановки, а на старших — так называемые внешние организации — крупнейшие культурные институции страны. Только за последние годы «клиентами» Строгановки становились Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Усадьба Мураново», Политехнический музей и многие другие. Однако до недавнего времени представлены обмеры были лишь на бумаге в виде масштабных чертежей. И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Во время пандемии стало очевидно, что традиционная работа невозможна и нужно переводить бумажный носитель в электронный формат. Так появилась первая реалистичная 3D-модель и видео, на котором исторический предмет разбирается на детали и являет миру свою структуру.

 

Фото: Илья Насонов

— Такие визуальные конструкции помогают не только подготовить документы к реставрации, но и продемонстрировать людям утраченные фрагменты, историю поновлений и изменений, которые претерпели те и иные предметы. Это возможность проникнуть в суть вещей и заглянуть в глубину веков, а это всегда интересно куда более широкому кругу лиц, — говорит один из авторов проекта, старший преподаватель кафедры художественной реставрации мебели, архитектор и дизайнер Илья Насонов.

Тогда еще никто не думал, что научный проект может стать частью интертейнмента, получить поддержку на краудлендинговой платформе и выйти к широкому зрителю. Однако сегодня 3D-модели восьми предметов из коллекции Политехнического музея не только вошли в цифровое хранилище музея, но и стали частью его PR-повестки, появившись на официальных ресурсах и каналах Политеха. Здесь можно увидеть фонограф Эдисона, граммофон со струнным резонатором, музыкальный автомат Fortuna и другие предметы.

 

 — Это новое видение экспозиционного музейного пространства, — отмечает заведующий кафедрой художественной реставрации мебели Андрей Машакин. — Такие проекции позволяют увидеть этапность и последовательность работ реставраторов, дают шанс взглянуть на каждую вещь как на синтез творческой, технической и инженерной мысли, а также погрузиться в историческую и социокультурную среду, в которую они были созданы. Важно отметить и то, что создание 3D-моделей — это шаг к появлению цифрового каталога предметики, которым смогут пользоваться не только музейные сотрудники, искусствоведы, реставраторы, но и современные дизайнеры, интерьерщики и проектировщики. То есть мы говорим не только о восстановлении утраченных предметов, но и о создании на их базе новых. Кроме того, такие проекты могут послужить основой для мультимедийного направления, которое бы занималось проектированием исторических экспозиционных пространств, восстановлением утраченных интерьеров и архитектурных памятников. Огромная благодарность руководству Политехнического музея и краудлендинговой платформе, что пошли навстречу нашим преподавателям, Илье Насонову и Марии Сильвестровой. 

Фото: Илья Насонов

— У Политеха есть поручение от государства — сформировать музейное цифровое хранилище. Благодаря полученному гранту нам удалось создать для него четкий, грамотный и интересный широкому зрителю контент, — говорит Илья Насонов. — Пилотный проект показал, что мы готовы проделать аналогичную работу и для других музеев. 

Успешное сотрудничество с Политехническим музеем подтолкнуло авторов к следующему шагу — съемкам научно-популярного подкаста «Реставрация изнутри», который погружает непосвященного зрителя в ежедневный труд реставраторов, а также поднимает престиж профессии на новый уровень. 

В публичном поле

И хотя сейчас реставрация набирает обороты, осваивает новые методы и технологии, профессия остается достаточно консервативной и закрытой для широкой аудитории. Подкаст «Реставрация изнутри» призван развеять мифы и показать реставраторов не только как ученых, но и как настоящих творцов, чья кропотливая работа позволяет в буквальном смысле спасти величайшие памятники архитектуры, зодчества и декоративно-прикладного искусства. Первая часть дает возможность заглянуть за кулисы того, что обычно остается за кадром, и побывать на настоящем реставрационном совете в Политехническом музее. Вторая посвящена реставрации Новодевичьего монастыря, которая проводится по указу Президента РФ. Особое внимание авторами подкаста уделено преемственности поколений. Мы видим, что признанные мастера, такие как сотрудник МНРХУ, реставратор первой категории Сергей Сова, не боятся брать на работу и стажировку молодых специалистов, помогают им войти в профессию, прислушиваются к их мнению. Такой подход работает на привлечение внимания как к профессии, так и к отрасли в целом, которая по-прежнему нуждается в грамотных специалистах. 

— Поскольку это памятник федерального значения и объект ЮНЕСКО, контроль за нашей работой проводит методический совет при Министерстве культуры. Каждый этап работ (а все началось с исследования сохранности памятника) подвергается тщательной проверке, —говорит Сергей Сова. 

По словам заведующего кафедры художественной реставрации мебели Андрея Машакина, главная цель кафедры — вывести студентов на определенный уровень, дать им возможность учиться у более опытных коллег, работать на разных объектах, чтобы за период обучения у них сформировалось понимание профессии и наметилось будущее трудоустройство. 

Пример аспиранта кафедры Дмитрия Сахарова, который в данный момент трудится под началом Сергея Совы в Новодевичьем монастыре, показывает, что это не пустые слова. 

Сам Дмитрий, комментируя участие в подкасте, отметил, что сегодня как никогда важно продвигать профессию реставратора и рассказывать об этой деятельности:

— В обществе мало кто знает, какой это труд, сколько по-настоящему стоит качественная реставрация, сколько нужно учиться, чтобы освоить профессию и иметь право называть себя реставратором. Мы создавали проект, чтобы дать людям возможность проникнуть в нашу сферу, показать ее значимость. Чтобы те, кто еще не выбрал свой творческий путь, задумались о нашем направлении, поняли, что здесь есть над чем работать и где зарабатывать, — подчеркивает Дмитрий Сахаров. — Нужно привлекать внимание к отрасли, к ее проблемам и возможностям. Это помогает вернуть престиж труду реставратора. И мы бы очень хотели внести в это свой вклад. 

Фото: Илья Насонов

— Многие абитуриенты, когда приходят поступать, не всегда понимают, чем конкретно они будут заниматься, — делится ведущая подкаста, студентка первого курса Кира Пундева. — Кто-то идет в профессию по стопам родителей, кто-то в последний момент меняет творческое направление, заинтересовавшись тем, что происходит на кафедре. Нам же хотелось, чтобы люди осознанно выбирали реставрацию, знали, зачем это нужно и насколько интересно. Собственно, поэтому я и рискнула начать делать подкаст. 

Третья часть подкаста хоть и начинается с экскурсии по музею Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, но в целом посвящена еще одному молодому специалисту — дипломнице кафедры художественной реставрации мебели Валентине Шахановой. Ее история интересна в первую очередь тем, что она еще студенткой была допущена к реставрации золоченой рамы иконы Богоматери «Неопалимая Купина» конца XVI — начала XVII века, которая находится в Новодевичьем монастыре. Но главное — это опять же показывает преемственность поколений и тот путь, который проходит молодой реставратор, чтобы начать реализовываться в профессии и вносить свой вклад в сохранение культурного наследия страны. 

— Конечно, нам хотелось помочь нашим студентам заявить о себе, повысить их самооценку, но главное — показать, что они должны быть готовы к тяжелой работе, ежедневному повышению квалификации, прохождению собеседований, участию в конкурсах и конференциях, не бояться грантов и постоянно двигаться вперед. Мы хотели дать им понять, что чем раньше они войдут в профессию, тем быстрее начнут развиваться и расти в своем деле, тем быстрее начнется их настоящая реализация и придут яркие стоящие проекты. Но, наверное, основной целью было показать красоту профессии реставратора, важность качественного образования и тот вклад, что вносит в это Российский государственный художественно-промышленного университет им. С.Г. Строганова. Мы очень благодарны за поддержку и помощь в реализации наших проектов и очень надеемся, что их ждет интересное продолжение, — говорит Илья Насонов. 

 

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Дизайн и мода
08 ноября 2024

Промышленный дизайн: язык один, голоса — разные 

Дизайн и мода
06 ноября 2024

Придумано – сделано: определены победители конкурса дизайн-решений

Дизайн и мода
22 октября 2024

Защитный механизм дизайна

Дизайн и мода
18 октября 2024

Российский промысел успешно прошел этап регистрации в Международном бюро ВОИС

Дизайн и мода
11 октября 2024

Победители «Фабрики дизайна» получили премию «Лучший промышленный дизайн России»

Дизайн и мода
02 октября 2024

С новыми силами: начался прием заявок на третий поток конкурса «Фабрика дизайна 3.0»

Дизайн и мода
11 сентября 2024

Антонина Цицулина: «Дети — лучшие испытатели в мире»

Дизайн и мода
04 сентября 2024

Мари Боро: «Раньше бизнес не воспринимали без сайта, сегодня — без дизайна»

Дизайн и мода
12 августа 2024

Дизайн и бизнес: инструменты эффективного сотрудничества обсудили эксперты и партнеры «Фабрики дизайна 3.0»

Дизайн и мода
12 августа 2024

На «Фабрике дизайна 3.0» создадут памятник «Тетрису»

Дизайн и мода
01 августа 2024

Толгонай Байра: «Сегодня в Кыргызстане одежда с национальным колоритом на пике своего развития»

Дизайн и мода
25 июля 2024

«Фабрика дизайна 3.0» открывает предрегистрацию на второй и третий потоки

Дизайн и мода
24 июля 2024

Дэвид Хендерсон-Стюарт: «Люди хотят быть окружены интересными визуальными решениями»

Дизайн и мода
22 июля 2024

«Промышленный дизайн в регионах повышает общую бизнес-культуру и экономический метаболизм»

Дизайн и мода
26 июня 2024

Промышленный дизайн родился не вчера

Дизайн и мода
14 июня 2024

Космический бренд, или Как создать вау-эффект при помощи дизайна

Дизайн и мода
30 апреля 2024

Платье для героини: может ли одежда приносить счастье

Дизайн и мода
29 апреля 2024

Кто кому поможет: нужна ли промышленным дизайнерам государственная поддержка?

Дизайн и мода
30 января 2024

Здравствуй, наш ласковый мишка: как модный бренд восстанавливает исторические и культурные связи с советским временем

Дизайн и мода
04 января 2024

Валентина Муховикова: «Мода – это отражение мира, в котором мы живем»