Стартует новый сезон проекта «По классике». Всего зритель увидит 24 серии по 30 минут каждая, где шестеро ведущих будут рассказывать о своей области искусства. «Мы стремимся погрузить зрителей в культурное наследие, представить им различные эпохи и традиции через наших амбассадоров — Игоря Чапурина, Влада Маленко, Илзе Лиепу и Дмитрия Маликова — профессионалов в области своего вида искусства, используя популярный язык», — рассказывает генеральный продюсер Елена Кипер. Первый блок посвящен моде, и его ведущим стал прославленный модельер Игорь Чапурин. В интервью IPQuorum он рассказал о новой коллекции, игре вдолгую, эмоциональном отклике аудитории, а также о том, что делает женщину неповторимой.
Пару лет назад вы сказали, что мы вступаем в эпоху «тихой роскоши». В чем это в итоге выразилось?
Тихая роскошь — это безопасный вариант дизайна: понятные цвета, комфортные формы, деликатные пропорции. Когда не нужно никому ничего доказывать и самоутверждаться с помощью одежды. Правда, ее эпоха заканчивается, по крайней мере пока. Дизайнеры и потребители устали быть «правильными». Конечно, классическое направление в моде сохранится и сама эстетика тихой роскоши никуда не уйдет. Но вот на модную передовую выйдут другие, более яркие и смелые тренды. Мода всегда живет на контрастах и противоречиях. Если какой-то тренд задерживается на один-два сезона, то, скорее всего, наступит фаза пресыщения — и мир захочет изменений.
Российская мода развивается, потребитель стал обращать внимание на отечественных дизайнеров и производителей. Но чего не хватает индустрии?
Я застал все этапы становления российской моды, от тотального недоверия ко всему отечественному до увлечения русскими дизайнерами. Я рад, что отечественный потребитель постепенно повернулся лицом к тому, что создается в нашей стране. Сейчас появилось огромное количество брендов, как совершенно замечательных, так и абсолютно вторичных, которые лишь неумело копируют идеи ведущих дизайнеров и пытаются адаптировать тренды. Я уверен, что со временем выживут либо по-настоящему креативные бренды, либо те, кто смог выстроить безукоризненную маркетинговую стратегию. Многим нашим дизайнерам не хватает, на мой взгляд, смелости сделать что-то свое, а не подражать. Для этого нужен талант, упорство и игра вдолгую. На это готовы не все. Плюс, конечно, индустрии не хватает неких профессиональных институций — от качественных шоурумов и медиа до учебных заведений и недель моды.
Насколько наши бренды воспользовались уходом западных марок?
Это покажет лишь время. Я думаю, что наиболее удачно выступили представители демократичного ценового сегмента, а вот что касается среднего и люксового сегментов, то здесь не все так благополучно. Для того чтобы сложились качественные бренды, которые можно было бы сравнивать со всемирно известными марками, должно пройти время и совпасть очень много факторов.
Какие вызовы сейчас стоят перед российской модной индустрией?
Вызовов достаточно. Прежде всего, нехватка практических специалистов: на рынке очень много дизайнеров, но почти нет профессиональных конструкторов и портных. Непонятна медиакартина, которая с уходом ведущих глянцевых медиа рассыпалась. Нарушились многие логистические цепочки поставки тканей и фурнитуры из-за рубежа. Также стало сложнее представлять работу дизайнеров в других странах, а без этого сложно чувствовать себя «в обойме», быть частью глобального модного процесса.
Фото предоставлено пресс-службой дома моды CHAPURIN
Что сейчас важно для дома моды CHAPURIN?
Важно сохранить наш огромный опыт работы в направлении haute couture, расширить географию присутствия бренда в России и за рубежом, а также реализовать свои амбиции в смежных сферах — театре, архитектуре, промышленном дизайне.
Можете немного рассказать о новой коллекции?
Сейчас мы в финальной фазе ее подготовки — это коллекция осень-зима 25, которая будет идейно связана с темой северных морей, красками далеких берегов под Полярной звездой. Здесь будет много сложного кроя — уже привычного приема бренда CHAPURIN, необычных цветов и скрытых деталей, которые можно будет найти даже в обычных вещах.
Вы сказали, что когда работаете для театра, то всегда спрашиваете хореографов, что бы они хотели, чтобы почувствовал зритель. А что бы вам хотелось, чтобы люди чувствовали сегодня от вашего бренда?
Действительно, добиться эмоционального отклика у аудитории — это главная задача дизайнера. И в создании коллекций, и в сторителлинге, и в ритейле. Мне бы хотелось, чтобы вещи CHAPURIN давали людям ощущение внутренней уверенности и комфорта, некой защищенности в нашем непростом мире. В то же время хочу верить, что наша одежда — это и способ коммуникации человека с миром, но не крик и не протест, а интеллигентный разговор о главном.
«Мы одни из первых в стране начали делать коллаборации, еще такого слова даже, мне кажется, не было», — отмечаете вы. Что сейчас на повестке?
В истории моего бренда огромное число совместных проектов с самыми разными компаниями — от автомобильных марок до производителей кофе. Коллаборировать мы начали более двух десятилетий назад. Тогда мы приняли участие в международном «Свадебном проекте» Swarovski, создав коллекционную фату, расшитую кристаллами. Сейчас мы обсуждаем любопытный проект с крупным девелопером, а также создание униформы для одной из крупнейших компаний России. Ну и, как обычно, я работаю над балетом — сейчас на повестке дня балет «Снегурочка», премьера которого состоится этим летом в Перми.
Фото предоставлено пресс-службой дома моды CHAPURIN
За счет чего в основном зарабатывает бренд CHAPURIN?
Структура нашего бизнеса включает в себя не только производство одежды — как pret-a-porter, так и haute couture, но и проекты для российского бизнеса, связанные с разработкой брендинга и созданием униформы персонала, дизайнерских сувениров и пр. Также мы работаем в направлении архитектурного и промышленного дизайна.
Насколько вам в свое время было сложно нащупать грань между искусством и коммерцией?
Я думаю, в этом даже нет смысла. Ведь мода — это бизнес, прежде всего, да, построенный на монетизации креативных идей, но бизнес. С искусством мода теснее всего соприкасается в линии haute couture, когда дизайнер не творит в коммерческих рамках, заданных маркетологами, финансистами и специалистами по продажам. А вот свежую идею от вторичного суррогата отличить всегда просто. Для этого нужна насмотренность. Я всегда доверял своему чутью, и как дизайнер, и как владелец собственного бренда. Поэтому для меня «искусство» обретало смысл лишь в жизни конкретных людей: когда мои вещи покупали или заказывали наши клиенты.
Среди ваших клиентов всегда было много очень ярких женщин — актрис, певиц, телеведущих. Можете рассказать, для кого вы сегодня готовы шить на заказ?
Я не буду лукавить, если скажу, что для меня как для дизайнера нет разницы, для кого создавать платье — для звезды или для немедийного человека. Да, я работал с Уитни Хьюстон, Шер, Еленой Образцовой, Светланой Ходченковой и Полиной Гагариной. Но я с одинаковым уважением отношусь и к людям менее известным, но которые по тем или иными причинам выбирают мой дизайн. Поэтому я всегда открыт для предложений, а уж разглядеть характер и создать именно то, что хочет женщина, наш бренд умеет лучше всего.
Каким бы вам сегодня хотелось видеть образ женщины? Что, на ваш взгляд, делает его неповторимым?
Я думаю, что неповторима любая женщина. Другое дело, смогла она в это поверить или нет. И тут я выступаю в какой-то степени как психолог, помогая разглядеть в зеркале не лучшую версию себя, а настоящую себя, пусть и через «линзу» красивого платья.
Фото предоставлено пресс-службой дома моды CHAPURIN
Бренд CHAPURIN всегда был тесно связан с музыкой? Что сегодня в вашем плейлисте?
Если честно, то у меня настолько разные треки, что составить по ним мой портрет очень сложно. Я могу слушать и старые песни Uritmix, и Post Malone, и хиты Сабины Карпентер, и треки Бена Клока, да и Стравинский у меня в чести.
Как у вас в свое время возник интерес к классической музыке?
Я рос в творческой семье, где многие были увлечены искусством, в том числе и музыкой. Поэтому любовь к классике я впитал с ранних лет. В уже более зрелом возрасте на этот фундамент наложились увлечения как электроникой, так и современными авторами классики. К слову, я часто смешиваю классику и другие направления — от техно до фанка, — когда мы работаем над треками показов CHAPURIN.
Я думаю, что знание классической музыки, да и вообще культурный бэкграунд — это та необходимая база, на которой дизайнер и может оттачивать свой талант, вдохновляться и развиваться как творческая личность.
Фото предоставлено пресс-службой проекта "По классике"
Вы сейчас принимаете участие в проекте «По классике». Чем он вам интересен?
Проект «По классике» интересен мне тем, что он популяризирует историю русской моды и помогает разной аудитории получить некий исторический слепок с важных процессов, в ней происходящих. Причем подача информации в проекте такова, что даже человек, не глубоко погруженный в эту индустрию, найдет в каждом выпуске что-то любопытное, а может, даже и полезное для себя. Увлекательные истории, диалоги с классными профессионалами и возможность «подсмотреть» за творческим процессом — это здорово!
Вы много работали для театра, причем как для драматического, так и для музыкального. Есть ли сейчас какие-то творческие коллаборации и когда их можно будет увидеть?
Театр — это часть моей жизни уже давно, которая питает меня и дает силы творить в моде в том числе. Сейчас я работаю над созданием костюмов к версии «Снегурочки», которая будет поставлена на сцене Пермского театра оперы и балета уже этим летом, а также обсуждаю драматический спектакль с руководством МХАТа.
Уместна ли театральность в повседневной моде?
Я думаю, что в современной моде уместно всё. И если человек хочет гиперболизировать, как принято в театре, какие-то личные визуальные коды — вперед! Иногда всем нам полезно выйти за рамки дозволенного и сыграть некую роль, даже не на сцене. Ведь мода в конечном итоге создает мечты.
Куда бы вам хотелось, чтобы двигался мир моды, в какую сторону развивался?
Мне бы хотелось, чтобы мода объединяла, а не разделяла людей. Помогала им быть собой, а не натыкаться на насмешки. Воспитывала вкус, а не пестовала серое однообразие.
Чего бы вам хотелось в ближайшее время для своего бренда?
Здесь я не буду оригинальным, если скажу, что мне бы хотелось новых интересных проектов и талантливых «новобранцев». И открытых для экспериментов клиентов — обожаю людей, влюбленных в моду, с любопытством в глазах!
Автор: Ксения Позднякова, автор телеграм-канала "Ксюша рекомендует"