20 декабря в Москве прошел долгожданный финал третьего потока «Фабрики дизайна 3.0». В этом году на проект обратилось 83 российских компаний-заказчиков из более чем 60 регионов и предложили более 120 уникальных задач по улучшению бизнеса. На запрос сразу откликнулись более 500 дизайнеров и представили свои оригинальные решения. Участники конкурса уделили особое внимание вопросам защиты интеллектуальной собственности, которые актуальны для каждого дизайнера и креатора. Как обезопасить свои решения от копирования и кражи, рассказал один из спикеров «Фабрики дизайна», юрист, основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов.
— Что сегодня нужно знать креатору в области интеллектуальной собственности, чтобы эффективно управлять своим творческим продуктом?
— В первую очередь знать, что на интеллектуальной собственности можно зарабатывать. Вероятно, общий российский менталитет формирует мнение креаторов, что интеллектуальной собственностью следует заниматься, чтобы никто не нарушил их права, а в случае нарушения можно было бы привлечь к ответственности нарушителей.
На самом деле главное, что есть в творческом бизнесе, — это нематериальные активы, которые должны работать на благо бизнеса, приносить доход.
— Что у среднестатистического дизайнера может считаться нематериальным активом?
— Дизайны, все графические материалы, секреты производства, то есть коммерческая ценная информация о процессах, аккаунты в социальных сетях, базы данных, приложения, сайты, тексты, в том числе рекламные, домены, образ амбассадора, личный бренд основателя компании.
Список не исчерпывающий, если смотреть на свою компанию креативным взглядом, то можно увидеть потенциал в тех направлениях (активах), которые раньше были неочевидны. Вы вкладываете деньги в создание этих активов, но до момента, пока вы не начнете ими управлять, эти вложения невозможно отследить. Если же вы определите их, вы можете, например, провести оценку стоимости активов и увеличить стоимость компании, соответственно получить конкурентное преимущество на рынке, быть более привлекательными для привлечения инвесторов, партнеров, субсидий, грантов, кредитов и т. д.
— Нужно ли разбираться самому в хитросплетениях законодательства или все-таки лучше довериться грамотному юристу?
—Полагаю, каждый должен заниматься своим делом, оттачивать свое мастерство, чтобы быть профессионалом. Разобраться следует в том, что такое нематериальные активы, по-деловому строить подход к управлению этими активами, а юристы легитимизируют процессы.
— По вашему опыту, насколько дизайнеры, архитекторы, художники осознают ценность знаний в области интеллектуальной собственности?
—Ценность осознается ими настолько, насколько они нарциссичны. В большинстве эта категория творцов очень болезненно воспринимает любые факты копирования, в том числе творческого стиля. Некоторые знают о товарных знаках, некоторые предметные дизайнеры имеют патенты. Малая часть таких творцов, в основном те, кому повезло найти спрос на свое творчество в промышленных масштабах и хороших партнеров, например производства по изготовлению чего-либо, имеет представление о своих интеллектуальных правах.
Но если говорить о бизнесовом управлении своей интеллектуальной собственностью, такой подход я мало у кого встречал. Например, дизайнер интерьера или архитектор может своему коммерческому заказчику гарантировать передачу исключительных прав на проект, в то время как у него толком не налажен переход прав от сотрудников к нему (работодателю).
— Нужно ли повышать грамотность креаторов в этой отрасли и как лучше это делать?
— Очень хорошо чувствуется, как быстро сейчас формируется рынок творческой индустрии. Полагаю, подходы к управлению интеллектуальной собственностью будут формироваться рынком. Творческий бизнес, так же как и иные бизнесы, смотрит через призму «вложения, заработок, срок окупаемости». Как только заработок станет очевидным, творцы-бизнесмены начнут вкладывать деньги в управление своей интеллектуальной собственностью, в том числе в образование в этом направлении.
Вижу, что сейчас этому направлению уделяется большое внимание, в том числе со стороны государственных и окологосударственных структур.
— Как Вам кажется, желание разобраться в области интеллектуальной собственности чаще приходит к креатору после того, как были нарушены его права, или в том случае, когда он сам поплатился за незаконное использование чужой ИС?
— Чаще всего задумываются, когда сталкиваются с несправедливостью. Обращаются к юристам, выясняется, что рано прокричали о нарушении, права надлежащим образом не подтверждены, и вот тогда начинают заниматься определением своей интеллектуальной собственности и подтверждением своих прав на нее.
— С чем чаще всего обращаются креаторы к юристу?
— Ко мне чаще всего обращаются за защитой своих интеллектуальных прав на какие-либо объекты, а также за тем, чтобы заработать на интеллектуальной собственности, придумать схему управления, сопроводить сделку.
— Многие не хотят ввязываться в судебные разбирательства, считая это гиблым делом. Насколько сегодня дизайнеру, архитектору, художнику реально отстоять свои права?
— Априорное недоверие к закону и судебной системе многих может быть обосновано их личным негативным опытом, журить таких людей нельзя, равно как и ориентироваться на их опыт. Ведь можно привести успешные кейсы. Судебное разбирательство — это процесс, как и любой другой процесс, он требует времени и средств.
Мой опыт показывает, что вполне можно отстоять свои права в суде. Личное участие автора я стараюсь свести к минимуму, чтобы его не тревожить и он мог спокойно заниматься своим творчеством.
— Можете привести примеры успешных кейсов защиты прав креаторов?
— Только за последние несколько месяцев я выиграл процессы по защите прав ремесленницы на использование наименования русской народной вышивки в образовательных курсах в споре с фабрикой, прав производства мозаики на дизайн мозаики, прав художницы на картину, прав дизайнера интерьеров в споре с заказчиком по поводу качества дизайн-проекта, прав мебельного бренда на серию дизайнов мебельных изделий.
— Что может считаться доказательством авторства креатора?
— В зависимости от актива можно придумать различные способы для доказательства своих прав. Давайте исходить из базового — авторских прав на что-то, созданное творческим трудом.
Сейчас интернет изобилует сайтами, на которых заявляют о регистрации авторских прав. Но это лишь маркетинговый ход! Не требуется никакой регистрации для подтверждения авторства. Автором считается тот, чье имя указано на первом экземпляре произведения, и доказательствами являются любые факты обнародования. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня доказательств, чем больше соберет автор, тем лучше. Какие есть варианты: например, фиксировать процесс создания (сделать видео/фото процесса создания произведения); подписать исходный файл с помощью электронной цифровой подписи на своем компьютере; обнародовать в своих социальных сетях под своим именем (если не хотите разглашать, можно в закрытой группе); собрать доказательства первых продаж; обратиться к нотариусу и зафиксировать дату владения определенным произведением. Список можно продолжать долго, главное — запомнить: не ограничивайтесь лишь одним способом.
— Можете рассказать самый курьезный и самый сложный случай из Вашей практики по защите ИС?
— Любое дело потенциально может превратиться в проблему, особенно если клиент не рассказывает все нюансы. Из дел об интеллектуальной собственности одним из сложных за последнее время было дело по защите прав на чек-листы сексолога, которые нарушили на территории Дагестана. Чек-лист нарушители использовали в социальной сети, ныне запрещенной на территории нашей страны. Мне удалось доказать по косвенным доказательствам принадлежность аккаунта в социальной сети нарушителю, а также факт принадлежности исключительных прав на чек-листы моему клиенту. Это первый кейс в России, когда удалось таким образом доказать принадлежность аккаунта в социальной сети, а также факт принадлежности исключительных прав. Могу еще добавить, что дело было опаснее, чем рейдерский захват модного бренда Asya Malbershtein, который я возвращал его основательнице, оппоненты играли на повышение и подкрепляли свою стратегию угрозами.
Курьезным могу назвать дело, когда я защищал права на фото женской груди. В зале суда дело практически дошло до того, чтобы моя клиентка показала свою грудь судье, но обошлось, поверили без проверки. Достаточным сочли косвенные доказательства факта проведения фотосъемки.
— Вы часто говорите, что в творческой индустрии юриспруденция должна быть креативной. Что это значит на практике?
— Это значит, что юрист должен креативно мыслить, предлагать решения, которые не очевидны и не приняты. Это значит, что не нужно быть твердолобым, нужно экспериментировать, учиться на опыте других юрисдикций, вдохновляться этим опытом и создавать свои собственные схемы по решению задач клиентов.
— Какие базовые советы можете дать креаторам по защите своей ИС?
— После того как определите всю свою интеллектуальную собственность, нужно на каждый объект собрать подтверждение, что именно вы его правообладатель. Так вы будете готовы как к заработку на этом объекте, так и к его защите в суде.
— Если креатор обнаружил, что его права нарушены и у него что-то украли, какие шаги нужно предпринять?
— В первую очередь найти меня и написать письмо! Ну а для самоуверенных:
- прежде чем кричать во весь голос о нарушении, сначала зафиксировать это нарушение, если нарушение в интернете, то составить нотариальный протокол осмотра доказательств, если где-то физически распространяется объект, тогда сделать проверочную покупку, фото-/видесъемку;
- написать претензию, в самом крайнем случае найти шаблон в интернете, но если настрой серьезный, то лучше составить претензию, чтобы правильно сформулировать требования и их обоснование;
- обратиться в суд, если претензия не сработала. Здесь я точно не советую делать это самим.