В конце ноября в Москве прошел маркет уникальных аксессуаров «БижуФест». Одним из участников стала петербургский мастер-ювелир Ирина Шабут. По первой профессии Ирина Георгиевна врач-невролог, но в 2015 году она круто поменяла свою жизнь и выпустила первую ювелирную коллекцию. И с тех пор ее броши, пряжки для ремней, клипсы для туфель, серьги, браслеты и даже фарфоровые пуговицы украшают коллекции самых взыскательных клиентов. Шеф-редактор Ксения Позднякова расспросила мастера о необычных аксессуарах, орденах-редисках и о том, почему настоящий стиль требует самоиронии.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— Как получилось, что врач-невролог увлеклась созданием украшений из серебра, фарфора и эмали?
— Я всю жизнь, наверное, лет с шести, работала с глиной. Обожала лепить, что-то придумывать. До украшений, конечно, не доходило, но я делала разные забавные штуки. И вот, когда в один момент у меня закончилась очередная работа, связанная с медициной, то я подумала, что можно попробовать вернуться к тому, что всегда нравилось. Но так как по натуре я крепкий хозяйственник, то за дело взялась решительно. Я освоила практически все этапы, ну разве кроме литейки, хотя она у меня и существенная. Надо сказать, что мне очень повезло с учителями. Технологии работы с металлом меня обучали две потрясающие девочки из Костромы, с фарфором научили работать керамисты из Академии Штиглица.
— Почему вы изначально, учитывая любовь к глине и к искусству, не пошли учиться в ту же Академию Штиглица, а выбрали медицину?
— Я человек очень ответственный. И мне всегда хотелось приносить пользу, чтобы дома все были здоровы — мама, папа, бабушки-дедушки. Неврология — очень интересная специализация, но очень сложная. Для меня это было вызовом: смогу ли. Тяжело было всегда, но что сделать — сама выбрала.
— Что роднит ваше нынешнее дело и первую специальность?
— Точность и работа руками. И там и там много мелкой, кропотливой ручной работы, которая должна быть выполнена внимательно, аккуратно и красиво.
Фото Ксении Поздняковой
— В одном из интервью вы признались, что поначалу очень стеснялись того, что у вас нет художественного образования…
— Да, но потом я поняла, что благодаря медицине умею работать руками круче любого ювелира. Сложно было только разобраться с технологиями, но, как я уже сказала, мне очень везло с педагогами.
— Сколько человек трудится в Shabut jewelry?
— По факту — это полностью мой проект. Но у меня есть постоянная команда, с которой я сотрудничаю. Потрясающий литейщик, специалист по 3D-моделированию, монтировщик (замки для ювелирных предметов — вещь очень важная) и мини-сообщество эмальеров, которых я привлекаю.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— А если говорить о бизнес-процессах?
— За них тоже отвечаю я сама, но иногда привлекаю профессионалов, если понимаю, что одних только моих знаний не хватает. Конечно, меня очень выручает опыт работы в частном медицинском проекте.
— От чего зависит цена того или иного предмета?
— Это и себестоимость работы, и затраты на продвижение, и собственно бренд, так как я отвечаю за каждую вещь собственным именем. Есть то, что от меня не зависит. Например, сейчас курс серебра меняется чуть ли не ежедневно, и предсказать, что будет даже весной, довольно трудно. А вы же понимаете, что конечная цена вещи сильно привязана к стоимости материала. Так что сложностей хватает.
Фото Ксении Поздняковой
— Давайте немного поговорим, собственно, о предметах, которые есть в ваших коллекциях. Насколько, на ваш взгляд, они обогащают гардероб?
— Очень существенно. Помните, как жили наши бабушки после Великой Отечественной? У них было одно-два платья на выход, и все. Образ строился на том, что сегодня называется аксессуарами: платки, воротники, броши, пояса и так далее. И выглядели они просто отлично. Собственно, аксессуары и сегодня помогают менять образ, делают его разнообразным и индивидуальным.
— Расскажите о таком специфическом предмете, как клипсы для туфель. Насколько это носимая вещь?
— Они появились, когда я делала коллекцию «Вечер в Санкт-Петербурге». Изначально в нее входил платок и кольцо для платка. Но потом я подумала, что еще может в мгновение ока изменить образ с повседневного на вечерний, и вспомнила, что в 50-е годы были популярны клипсы для туфель. Эта вещи отлично вписывалась в мою концепцию, для них подходил на тот момент главный мотив моих украшений — цветы и растения. И я решила попробовать. Представьте, вы целый день заняты по работе, все время в делах, а вечером нужно куда-то выйти — на вернисаж, в театр, в ресторан. Достаточно надеть черные брюки, черную футболку и простые черные лодочки и взять с собой небольшую коробочку с ярким шелковым платком и клипсами для туфель. И вуаля — одним легким движением создается вечерний коктейльный образ. Точно так же можно использовать крупные серьги, броши или специальные керамические цветы, которыми можно задекорировать пуговицу. У меня они идут в комплекте с накладными белыми манжетами. Есть цепочка для очков или специальная брошь, куда их можно подвесить, чтобы не искать в сумке очечник.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— А что можно добавить в мужской образ?
— Далеко не каждый готов к чему-то чересчур экстравагантному, но брошь в виде ордена или браслет с какой-то интересной фигуркой многие носят. Меня довольно часто просят сделать орден под определенную профессию. Например, у моего знакомого ветеринара есть моя брошь-орден, декорированная разными породами собак. И он довольно часто ее носит. Из растений особой любовью пользуются листья дуба. Еще есть интересная история с утками, которые смотрятся довольно брутально, как ни странно. Мой папа, несмотря на преклонный возраст, тоже с удовольствием носит мою брошь на лацкане пиджака. В коллекции, само собой, есть запонки. Это очень красивая история, но, к сожалению, она сейчас не так популярна. Также мне жаль, что сегодня редко носят бутоньерки.
— Знаю, что у вас есть серия орденов, украшенных редиской, свеклой и баклажаном. Как они появились?
— Понимаете, настоящий стиль должен быть всегда приправлен самоиронией. Нельзя относиться к себе со звериным серьезом. Собственно, все мои ордена — это очень ироничная история. И овощи не исключение. При этом они всегда очень эстетично смотрятся. Их можно носить все вместе, собрав на пиджаке борщ, рататуй или еще какое-то любимое блюдо. Это также может быть символом принадлежности к сообществу вегетарианцев. Например, у меня был клиент, который надел брошь-брокколи на официальный прием, так как его устроитель был вегетарианцем. Украшения — это всегда игра.
— Вы сторонник так называемого носимого искусства. Почему?
— Я же сказала, что по природе хозяйственник. И потому я за прикладную историю. Украшение должно жить на человеке. Если оно приносит радость, позволяет человеку чувствовать себя красивее и увереннее, то это уже большое дело.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— 9 декабря в РАМТе прошла торжественная церемония вручения премии «Попутчики», где чествовали тех, кто разделяет ценности хосписной философии. Призом лауреатам стал изготовленный вами подстаканник. А как врач вы разделяете мысль, что украшения могут помогать в лечении?
— Сложный вопрос. Я точно знаю, что любая вещь, которая приносит радость, помогает выздоравливать. Если у женщины есть новое платье, шуба или роскошное украшение, в котором можно куда-то выйти, то, конечно, это будет ее мотивировать. К сожалению, чудеса случаются редко, но повысить настроение и придать жизненных сил украшения точно могут. Что касается премии, то мне было приятно поучаствовать в таком важном деле.
— У вас была коллекция, чье название меня слегка удивило: «В чем выйти замуж в 45». Почему именно в сорок пять?
— Если честно, то не знаю, я второй раз вышла замуж в пятьдесят один. Но мне кажется, что после 40 жизнь если не начинается, то точно не заканчивается. Опять же, в сорок пять замужество выглядит несколько иначе, чем в двадцать. На эту мысль меня натолкнула пара, которую я случайно увидела у нас в Петербурге возле Дворца бракосочетания на Фурштатской. Им было как раз примерно по 45 лет. Мужчина в костюме, уже слегка подшофе, женщина пухленькая, миниатюрная в красивом сером костюме, и на двоих у них пятеро детей разных возрастов. Понятия не имею, кто чей. Пара смотрелась просто потрясающе. «Взрослые» пары — это иной взгляд на церемонию, на брак, на соотношения в целом. И какой простор для ювелира: здесь и бутоньерка жениху, и брошь невесте, и подарки взрослым детям, и пожилым родителям, и украшения подружкам невесты. Если хотите спросить, что я выбрала для своей второй свадьбы, то на мне было серое платье и большой подвес на шелковой ленте.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— Расскажите еще про театральную коллекцию, где помимо клатчей есть браслет с секретом.
— В моем окружении очень много заядлых театралов. И после очередного похода в Мариинский мне пришло в голову, что одним клатчем не ограничишься и хорошо иметь при себе маленькую фляжку, но носить ее просто так мне показалось скучным, и я превратила ее в браслет, где крышка — это тот или иной цветок. У меня вообще много идей возникает на ходу. Я их записываю и растягиваю на некоторое время, чтобы было чем пополнять коллекции.
Фото предоставлено Ириной Шабут
— Помимо украшений вы еще делаете различный декор для дома. Можете рассказать о том, что уже есть и что планируется?
— Только что выпустила новую коллекцию елочных украшений. Моими фарфоровыми цветами украшена елка в отеле «Индиго». Для них же я сделала линейку диффузоров. У меня есть столовые приборы — ложки и вилки, где каждая украшена определенным растением. Я всегда говорю дочери, что, в какой бы стране ты ни оказалась, достав из сумочки свою ложку, можешь почувствовать кусочек дома. Есть линейка подстаканников, их часто покупают для деловых подарков. Огромная коллекция ручек для шкафов в виде самых разных цветов. Ну и, конечно, наиболее монументальное — столы с керамическим декором. Впереди — посмотрим, есть несколько задумок, предложений для коллабораций.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА, автор телеграм-канала «Ксюша рекомендует».