С 17 по 20 марта в Москве прошла образовательная программа Всероссийского конкурса сценарного мастерства, реализуемого в рамках Образовательного проекта «Метод». Одним из членов жюри стал популярный писатель, сценарист, автор литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин. В интервью IPQuorum Александр рассказал о том, почему написание сценария — это в значительной степени ремесло, требующее настоящего профессионализма, стоит ли опасаться конкуренции нейросетей и как город может стать героем фильма.
— На пресс-конференции «Метода» все говорили о голоде идей в киноиндустрии. Действительно ли он есть?
— В креативных индустриях всегда будет голод в силу того, что спрос растет быстрее предложений. С развитием технологий у людей появляется все больше свободного времени, и они хотят заполнить его каким-то интересным визуальным контентом. И если читать книги силы есть не всегда, то на фильмы и сериалы они находятся. Поэтому на каждого нового талантливого автора сценария есть миллион зрителей, которые жаждут свежих историй. Так что дефицит, безусловно, существует.
— По официальной биографии, вы пришли в ряды сценаристов в 2017 году вместе с фильмом Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых». Как это произошло?
— Началось все с короткометражки «Вдовушки» режиссера Резо Гигинеишвили, снятой в 2016 году для благотворительного киновечера ACTION!. Через год для этого же фестиваля мы сняли самостоятельно короткометражку «Прощай, любимый!» с Ксенией Раппопорт. Примерно в это же время я был приглашен на мероприятие благотворительного фонда «Дети-бабочки», попечителем которого являюсь довольно давно. Там ко мне подошла Анна Меликян, сказала, что прочла мою книгу, и спросила, не хочу ли я с ней поработать над сценарием новеллы в альманах «Про любовь. Только для взрослых». Я, конечно же, согласился, сказав, что у меня как раз есть пару свободных дней. В итоге Аня мучалась со мной пару месяцев. Мне повезло, что это была новелла, в которой приняли участие Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили и Джон Малкович. Также мы с Анной написали связывающую все новеллы лекцию про отношения. Вот так я пришел в сценаристы, и я бесконечно благодарен Анне, моему первому настоящему наставнику и крестной маме в этом деле. После такой строчки в резюме мне уже было ничего не страшно.
— Во время пресс-конференции вы сказали, что допустили на старте сценарной карьеры ряд ошибок. Что это было?
— Я не то чтобы допустил ряд ошибок. Скорее понял, что работа сценариста требует обучения, знания азов специальности и присутствия на съемочной площадке. Я до сих пор испытываю дефицит прикладных, ремесленных навыков и в силу этого все время работаю в команде. Вопрос, надо ли мне становиться полноценным сценаристом или нет, — открытый. Тем не менее всем, кто самостоятельно собирается писать сценарий, настоятельно рекомендую получить сначала большую теоретическую подготовку и непременно реально побывать на съемочной площадке.
— Вы сказали, что работаете над сценарием в команде. Как это выглядит на практике?
— На практике мы собираемся в Zoom и начинаем обсуждать сценарий, затем кто-то его правит, расписывает тритмент. Я чаще всего самое активное участие принимаю на этапе создания сюжетных линий, а потом расписываю диалоги, что получается у меня лучше всего.
— Почему не все понимают, что написание сценариев — это ремесло?
— Есть один очень важный момент. Сценарий становится искусством, когда реализуется в виде фильма, сериала и так далее. Сценарий, в отличие от книги, — незаконченное произведение. Это как архитектурный проект. Он может быть прекрасен, но здание по нему, может быть, так никогда и не построят. Да, у меня могут быть гениальные сюжетные повороты, драматургия, классные диалоги, но пока это не превратится в кино — это никому не нужно. Кино — это технический процесс, в какой-то степени даже конвейер, где занято огромное количество людей. Поэтому здесь очень много ремесла. Сценарист должен понимать, каким образом будут снимать фильм по тому, что он написал. И это ключевое ограничение. Как мне верно сказала замечательная наша писательница и сценарист Марина Степнова, сценарий — это техническое задание для съемочной группы. А потому в первую очередь нужно понимать, каким образом все это будет снято на камеру и в какой форме зритель будет это воспринимать.
— Как вы объясняете название конкурса — «Метод»?
— Моей первой мыслью было, что название придумывали фанаты сериала «Метод», одного из лучших проектов последнего времени. Надеюсь, что тот, кто станет победителем, напишет такой же классный сценарий.
— Действительно ли можно вывести «метод» написания сценария?
— Методы написания сценария существуют. Есть определенные законы, и есть несколько отличных книг. Например, американская, если не ошибаюсь «Как пишут сценарий в Южной Калифорнии». Конечно, божью искру это в вас не вдохнет, но технологии научит.
— Ранее были фильмы, которые смотрели все. Возможно ли такое сегодня или нет и почему?
— Раньше были фильмы, которые смотрели все, потому что каналы были универсальные и единые для всех: две кнопки. Да и в кинотеатрах крутили не по 25 фильмов, а по пять-шесть картин. Более того, в кинотеатры ходили десятки миллионов человек. Вот люди постепенно все и смотрели. Сегодня одних наших платформ более десяти штук. На них куча фильмов, которые можно в любое время посмотреть. Есть шутка даже, что люди не понимают, что если раньше ты пропускал серию «Рабыни Изауры», то это было навсегда. Ситуация кардинально изменилась, так что фильмов, которые смотрели бы все, не будет уже больше никогда.
Фото Сергей Карпухин / ТАСС
— Комедия по вашему сценарию «Беспринципные в деревне» стала лидером кинопроката. Чем вы объясняете популярность «Беспринципных»?
— Сразу уточню, что сценарий и сериала, и фильма мы писали вместе с коллегами. Думаю, «Беспринципные» популярны прежде всего потому, что с одной стороны, высмеивают пороки и привычки богатых людей, а с другой — делают это по-доброму. Наши истории не заставляют людей ненавидеть, скорее наши герои вызывают симпатию. Чем? Несмотря ни на что, ни на какое поведение, это очень любящие люди. Кроме того, ситуации, в которые они попадают, могут случиться с любой семьей, вне зависимости от достатка. Ведь деньги — это всего лишь декорация, а сами истории совершенно универсальны.
— На конкурс «Метод» прислано много заявок комедийных фильмов. С чем вы это связываете?
— Я очень рад, что на конкурс присланы комедийные сценарии. Сегодня у нас их отчаянно не хватает. Окружающая действительность довольно сложная, вокруг происходит много трагедий, а потому людям хочется хоть где-то отдохнуть. А ведь когда ты пишешь комедию, то тоже начинаешь смеяться и жить внутри нее. Соответственно, ты создаешь реальность и заряжаешь окружающих.
— В «Методе» есть номинация «Моя Москва» от Агентства креативных индустрий. В свое время «Беспринципные» могли бы участвовать со своим гимном Патрикам?
— Не думаю, что это гимн Патрикам, хотя знаю, что по местам «Беспринципных» сегодня водят экскурсии. Как бы то ни было, меня радует, что мы таким образом помогаем нашему замечательному городу.
— Вы сами из Санкт-Петербурга. Есть вечная коллизия Москва — Петербург. Какая она — «ваша Москва»?
— Некое соревнование Питер — Москва, конечно есть. Оно всегда было между старой столицей и новой, между одним менталитетом и другим. Это неизбежно, но, к счастью, мне полюбились оба города. И мой родной Петербург, и теперь уже тоже родная Москва. Для меня она помогающая, открытая, веселая, живая, быстрая и энергичная.
— Почему, на ваш, взгляд, стоит специально интегрировать город в сценарий и делать для него отдельную номинацию? Может ли он стать главным героем?
— Конечно, город может стать героем. Во-первых, мистически-эзотерически город — это самостоятельная сущность, он обладает своей энергией, судьбой, кармой, настроением и влиянием на людей. Но даже просто как декорация город может стать отдельным персонажем, потому что виды узнаваемы, они создают определенные эмоции. А уж если мы говорим о том, что есть фанаты городов, то город может служить элементом маркетинга. Согласитесь, названия «Париж, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя!» сразу становятся притягательными для тех, кто любит этот город.
— За последнее время какие фильмы потрясли вас как сценариста?
— Таких фильмов довольно много. Ну, давайте пусть будут «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Из недавних наших картин рекомендую сходить на «Праведника» Сергея Урсуляка и «Нюрнберг» Николая Лебедева.
— Как вам кажется, в какую сторону будет развиваться сценарное мастерство?
— Сценарное мастерство будет развиваться в сторону создания миров метавселенных и видеоигр. Туда будут уходить самые качественные сценаристы, так как в этих сегментах будет больше всего денег. А рано или поздно этот фактор повлияет на их выбор. Тем более что создать метавселенную — даже более масштабная задача, чем снять фильм.
— СТС начал съемки ситкома по сценарию нейросети. Как думаете, сможет ли нейросеть заменить сценаристов, и что люди могут ей противопоставить?
— Во-первых, мы точно не знаем, реально ли это нейросеть написала или это классный маркетинговый ход. В целом конкуренция с сетями, конечно, будет, но если считать, что в человека талант закладывает Господь Бог, а в «нейронку» — мы, то и разница будет соответствующей. Потому, думаю, что пока нам не стоит опасаться такой серьезной конкуренции с ее стороны.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА