Как сегодня должен выглядеть идеальный мерч для музея? А если речь идет не только о выставочном пространстве, но еще и об историческом ансамбле в стиле «нежная готика», заповеднике и рекреационной зоне нескольких крупных районов? Задача, как говорится, «со звездочкой». Чтобы ее решить, дирекция музея-заповедника «Царицыно» решила обратиться к молодежи, приняв участие в креатоне Агентства креативных индустрий «Дизайн-цех». За право разработать концепцию сувенирной продукции для коллекции декоративно-прикладного искусства и экспозиции «В поисках народного искусства» боролись сразу шесть команд. Лучшей, по мнению компетентного жюри, стал «Авангард» в составе Валерии Ерофеевой, Анастасии Кузиной, Аллы Кунях, Марии Смирницкой, Ляйсан Марданшиной.
О том, чем музею интересен формат креатона, о художественных традициях и привлечении новых технологий IPQuorum пообщался с руководителем экспозиционно-выставочного отдела Викторией Петуховой и начальником отдела реализации проектов Юлией Семёновой.
Фото предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
«Своих матрешек не отдадим»
— При подготовке к креатону участников приглашали посетить выставку «В поисках народного искусства». Почему она так важна для музея и именно на ее основе решили выпустить новую коллекцию мерча?
Виктория Петухова: Изначально наш музей образовался в 1984 году как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В следующем году нам исполнится 40 лет. Соответственно, именно эти предметы легли в основу коллекции музея. У нас в фондах хранятся самые первые, мощные, красивые предметы как декоративно-прикладного, так и народного искусства. Но, хотя мы понимали, на каком кладе сидим, в последние годы выставочная стратегия ориентировалась скорее на показ «Царицыно» как архитектурного памятника, связанного с временами Екатерины Великой, наследием Василия Баженова и Матвея Казакова. Так было до 2019 года. В то время появилась идея показать иную часть нашей коллекции, ту, что когда-то была основной. Но встал вопрос: как это лучше сделать? Было непонятно, как сегодня рассказывать про народное искусство. Почему? Потому что, с одной стороны, государственная политика СССР очень подняла это направление, а с другой — она же убила к нему интерес. Из-за того, что народное и декоративно-прикладное искусство было частью госплана (условно говоря, ставились нормы по выпуску матрешек, подносов, платков), на рынке произошло затоваривание. А когда дешевая тиражная продукция хлынула на Арбат, то люди и вовсе начали воспринимать народное искусство как нечто китчевое, не имеющее отношения к настоящей культуре. Наша задача была переориентировать глаз посетителей, вернуть им представление о том, что на самом деле это классные вещи, в которых скрыта невероятная глубина и которые делают талантливые художники, настоящие мастера своего дела. Мы выбрали определенный хронологический период — XX век, советский период — и получили колоссальный отклик. Выставка вызвала огромный интерес. Оказалось, что это именно то, что люди хотят видеть. Кто-то ностальгирует, мол, у моей бабушки был похожий кувшин, а кто-то первый раз видит нечто подобное. Стало ясно, что люди хотят что-то унести с собой. Понятное дело, что своих матрешек мы им не отдадим. А потому решили запустить линейку мерча, который бы соединил историческую традицию с современным прочтением.
Фото предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Юлия Семёнова: Плюс нужно было учитывать тот факт, что «Царицыно» — это учреждение с несколькими статусами. Тут и музей, и заповедник, где обитают уникальные представители флоры и фауны, и рекреационная зона для тех, кто живет возле парка, и объект культурного наследия.
Когда обе стороны заинтересованы в результате
— Какие у вас были представления об идеальной сувенирной продукции для этого проекта?
ВП: Понимаете, когда попадаешь в музей Виктории и Альберта в Лондоне (первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства) и заходишь в их сувенирный магазин, то хочется купить буквально все, что там есть. Это не только стильно, красиво, функционально, но и каким-то образом связано с коллекцией. Например, там представлены вещи с принтами художника Уильяма Морриса. В XIX веке он организовал мастерские под названием Arts & Crafts («Искусство и ремесла») и ввел в моду цветочные орнаменты в интерьере, в том числе для тканей и обоев. Когда смотришь на все те классные штуки, ясно видишь, что то, что люди привыкли считать «пыльной стариной», место которой исключительно за стеклом, может жить, быть актуальным, интересным и применимым в реальной жизни.
Фото предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
— Почему решили выставить эту задачу на конкурс «Дизайн-цех»?
ЮС: Мы — большая государственная организация и, по сути, имеем три пути взаимодействия с представителями креативных индустрий. Первый и самый очевидный: музей — заказчик, предприниматель — исполнитель. Здесь мы руководствуемся жесткими рамками двух федеральных законов — № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. В этом случае у нас есть закупочная процедура с четко прописанным техническим заданием, по которому работает художник. Какие существуют риски? Для того чтобы поставить задачу, нужно четко поставить техническое задание. А как сформулировать характеристики для получения уникального творческого результата, который требуется музею? Получается, что творческая составляющая в этом случае сильно снижается. Еще один важный момент связан с самой конкурсной процедурой, когда может победить исполнитель с наименьшим творческим опытом, но готовый предоставить более выгодные финансовые условия. В итоге, снизив цену, исполнитель не может обеспечить необходимый нам уровень. Второй вариант: музей выступает в качестве маркетплейса. Фактически мы выбираем из продукции, которая представлена на рынке и подходит нам концептуально, эстетически и содержательно. Позже мы договариваемся с художником, чтобы он предоставил нам продукцию под реализацию. Это хороший формат, который выгоден обеим сторонам. Молодые художники, представляя свой продукт на значимой музейной площадке, где есть искусствоведческая и культурологическая экспертиза, получают статусный рост и некий знак качества от сообщества. Музей же, взяв продукцию на реализацию, не рискует деньгами и не вкладывается в производство как заказчик. Но и тут есть свои минусы. Музей работает не с уникальным товаром, а значит, этот мерч не синхронизирован с выставочным проектом, не поддерживает бренд или делает это слабо. В этом случае мы не можем говорить ни об эксклюзивности, ни о кастомизации сувенирной продукции. Третий путь — это участие в различных креатонах, в рамках которых музей и предприниматель работают как партнеры с первого шага. Что здесь главное? Обе стороны заинтересованы в результате, а значит — будут помогать друг другу его достичь. К тому же они постоянно находятся в творческом контакте. В итоге художники получают экспертизу, а музейщики — эксклюзивный интересный продукт. Судя по тому, что мы увидели в этот раз на питчинге, результат креатона должен быть очень интересным. Больше того, несмотря на то что мы выбрали «Авангард», мы хотим продолжить сотрудничество и с другими участниками, так как почти у всех были интересные нам идеи.