Дизайн и мода
18 августа 2022
Поделиться

Фабрика дизайна: как вывести промышленный дизайн на новый уровень

Фабрика дизайна: как вывести промышленный дизайн на новый уровень

Фото: IPQuorum

В Москве полным ходом идет разработка эскизов на конкурсе решений индустриального дизайна «Фабрика дизайна». Совместный проект столичного Агентства креативных индустрий (АКИ) и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы направлен на развитие промышленного дизайна страны и создание коммуникационной площадки для дизайнеров и представителей реального производственного сектора. Участникам предоставили возможность не только показать свои разработки, но и получить консультацию ведущих экспертов отрасли, установить бизнес-связи и заключить контракты на реализацию. В жюри основатель и генеральный директор SmirnovDesign Сергей Смирнов, архитектор, заведующий кафедрой  промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица Сергей Хельмянов, руководитель отдела индустриального дизайна SberAutoTech  Максим Кузин, промышленные дизайнеры, руководители кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С. Г. Строганова и основатели компании CHEBURDESIGN Елена и Кирилл Чебурашкины, арт-директор дизайн-студии SaakyanDesignStudio Святослав Саакян. Финальная презентация проектов назначена на конец сентября.

IPQuorum пообщался с медиадиректором «Фабрики дизайна» Ильей Вольвичем и выяснил, когда ждать первых реальных результатов, почему отечественный промдизайн нуждается в пиаре и какие самые главные запросы предъявляет индустрия.

— Как и когда возникла мысль запустить «Фабрику дизайна»?

— Идея назревала давно, так как проблема коммуникации между промышленными дизайнерами и представителями производств, в интересах которых они по идее и должны работать, возникла не вчера. Создалась комичная ситуация. С одной стороны наши дизайнеры жаловались, что не нужны в родной стране, с другой потребители утверждали, что у нас нет своих автомобилей, бытовой техники, которые были бы не только технически конкурентоспособны, но и хорошо выглядели, а с третьей, российские производственники регулярно обращались за решениями к иностранным дизайнерам. Так появилась концепция «Фабрики дизайна» — площадки, на которой индустриальные дизайнеры могли бы объединиться с промышленниками. Но сейчас, когда вопрос технологического суверенитета стал еще более актуальным, решили запуститься.

— Насколько в современном мире в принципе возможен промышленный суверенитет?

—  Давайте сразу оговоримся, что абсолютной технологической независимости нет ни в одной стране в мире. Ее просто невозможно обеспечить. Ни одно государство не производит все, что потребляет. Вопрос скорее в процентном соотношении. И нужно стремиться к тому, чтобы удовлетворять как можно больше потребностей своего рынка и отвечать на запросы населения. В нынешних реалиях мы можем существенно повысить процент товаров, производимых у нас по мировым стандартам. Это реальная и очень важная задача.

—  То есть санкции – все-таки точка роста?

—  Само собой, любая проблема – скрытая возможность. Другой вопрос, насколько мы сумеем развернуть ситуацию в нашу пользу.

— В поисках современных решений в области промышленного дизайна к вам обратилось более 150 компаний. С чем связаны запросы промышленников?

—  Спрос в основном связан с заменой продукции компаний, временно ушедших с нашего рынка. Большой запрос в сфере авионики, приборостроения, мебели, медицины, средового и коммуникационного дизайна.  Вы же понимаете, что цель «Фабрики дизайна» не просто провести конкурс талантов, а максимально соединить дизайнеров и производственников. Как говорит президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий, — получить продукты нового поколения, которые будут отвечать нашему видению и пониманию красоты, устойчивости, инклюзивности и технической эстетики.

—  Можете назвать компании, которые предоставили запросы?

—  Мы не афишируем наших «заказчиков». Объясню почему оргкомитет принял такое решение. Во-первых, среди них есть как очень крупный бизнес вплоть до «Росатома» и «Северстали», так и небольшие предприятия, и нам бы хотелось, чтобы команды отбирали запросы, потому что им интересно придумать решение той или иной задачи, а не потому, что мечтают поработать с солидной корпорацией. Иными словами, таким образом мы уравновешиваем шансы крупного и малого бизнеса получить креативное решение их запроса. Во-вторых, нам бы не хотелось, чтобы кто-то помимо участников конкурса начал обзванивать компании и пытаться предложить им свои услуги. Сейчас мы уже сформировали электронную базу заказчиков и довольно внушительное число участников, готовых предложить им свои дизайнерские идеи.

—  Есть понимание, когда победители «Фабрики» смогут запуститься в реальное производство? 

—  Думаю, не раньше, чем в начале следующего года. Но с этим лучше обращаться непосредственно к организаторам. Моя сфера – пиар.

—  Хорошо, тогда вопрос как к пиарщику. Зачем дизайну сегодня нужен пиар?

—  Мы не так давно поднимали этот вопрос с членом жюри «Фабрики дизайна» Сергеем Смирновым. Причина кроется в нашей истории. 70 лет страна жила при плановой экономике, где не было никакой конкуренции. Потому что было условно всего три модели телевизоров, и те еще нужно было достать. О какой борьбе за спрос и конкурентном дизайне могла идти речь?! Именно тогда и началась проблема коммуникации между промышленниками и промдизайнерами. Тогда же появилось убеждение, что отечественное всегда априори хуже импортного. Кстати, это далеко не всегда так, более того, порой люди пользуются той или иной вещью и не догадываются, что разработка дизайна наша. Чтобы изменить положение дел дизайну необходим пиар. Вернее, нужно создать информационное поле в области промышленного дизайна, которое на сегодняшний день полностью отсутствует. Нужно, чтобы все понимали, что дизайн является неотъемлемой частью производственных процессов.

В павильоне Created in Moscow, организованный Правительством Москвы на сессии «Российской креативной недели», посвященной «Фабрике дизайна» был приведен хороший пример:15 лет назад никто не понимал, что такое IT и зачем производственной компании нужен IT-директор.  Сегодня никто таких вопросов не задает, потому что грамотно велась просветительская работа. Думаю, этот же путь должен пройти дизайн.

—  И что для этого нужно?

—  Уверен, что «Фабрика дизайна» может решить и этот вопрос.  Помимо того, что это некий практикум, где дизайнеры пытаются решить конкретные задачи, поставленные перед ними реальными игроками рынка, это еще и некий рисеч. Понимаете, у нас нет ни одного крупного экспертного информационного ресурса, посвященного промдизайну. Кроме «Техники молодежи» по большому счету и назвать нечего. Когда я попросил своих сотрудников дать объявление в крупные ресурсы с большим количеством подписчиков, то выяснилось, что их попросту нет. Ну и давайте честно, в промышленном дизайне все знают все тех же -- Сергея Смирного, Сергея Хельмянова и Кирилла Чебурашкина. Остальные имена практически неизвестны.

— Но, согласитесь, найти авторов, которые могут писать на тему промышленного дизайна понятно и интересно, тоже довольно сложно?

—  Это как раз решаемо, если создать профессиональный паблик и начать вкладывать силы и средства в его развитие. У нас сейчас есть отличная возможность вывести промышленный дизайн в публичную сферу. То есть, решая основную задачу – создание технического суверенитета – мы сможем еще и популяризировать данное направление. Чтобы заниматься промдизайном, условно, стало модно. 

 

Беседовала Ксения Позднякова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше