Общедоступное искусство, как часто называют паблик-арт, уже давно вышло за рамки разовых акций и перформансов и превратилось в полноценный инструмент создания городской среды и благоустройства территорий. Именно оно трансформирует привычную повседневность, прокладывает новые маршруты и придает свежее звучание давно знакомым местам, привносит новые смыслы и формирует запрос горожан на красивое, меняя привычные сценарии взаимодействия с улицей, районом, кварталом и прочими жилыми массивами. Как сделать так, чтобы каменные джунгли по-настоящему радовали глаз, зависит ли это только от городских властей, существуют ли примеры эффективного взаимодействия девелоперских компаний и современных художников, что помогает застройщикам и арт-менеджерам найти общий язык и наладить контакт — далеко не полный спектр тем, звучащих в ходе дискуссии «Паблик-арт как инструмент преобразования городской среды: роль в развитии города». Организованный в рамках «Российской креативной недели» при поддержке столичного Агентства креативных индустрий (АКИ) разговор собрал на площадке Created in Moscow экспертов в области урбанистики и инфраструктуры. Свое видение представили руководитель АКИ Гюльнара Агамова, основательница биеннале уличного искусства «Артмоссфера», арт-директор ЦСИ «Винзавод», куратор направления Urban + Art Сабина Чагина, совладелец и директор по маркетингу компании Hutton Development Валентина Давыдик, директор по продукту девелоперской компании MR GROUP Вадим Иванов, коммерческий директор девелоперской компании ANT Development Яна Тачалова, главный архитектор проектов Strelka CA Даниил Хлебников. Модератор — генеральный директор агентства «Правила общения» Юлия Зинкевич.
Миссия и статус
В ходе дискуссии застройщики рассказали о том, что на сегодняшний день они активно работают с паблик-артом, воспринимая его не только как маркетинговый инструмент, но и как способ познакомить жителей с лучшими представителями современного искусства и возможность поддержать мастеров и культурные институции.
— Наша компания входит в состав турецкого холдинга ANT YAPI и более 30 лет занимается строительством по всему миру. Сегодня задача девелопера шире и масштабнее, чем, скажем, десять лет назад. Он должен не только построить качественное жилье, но и справиться с определенной эстетической и образовательной задачей. Вписать проект в архитектурную канву города, дать горожанам прикоснуться к прекрасному и сформировать вкус не только у потенциальных покупателей, но и всех жителей мегаполиса, – сказала коммерческий директор девелоперской компании ANT Development Яна Тачалова.
В качестве примера успешного кейса она привела Victory Park Residences Art Space — пространство, которое на протяжении двух лет действует не только как клиентский офис клубного дома Victory Park Residences в Дорогомиловском районе Москвы, но и как полноценная художественная галеря, попасть в которую может каждый желающий соврешенно бесплатно.
Представляя самые яркие проекты, Тачалова отметила выставку художника Семена Файбисовича, оранизованную вместе с галереей ГУМ-Red-Line. (Позже работы из серии «Новый мир» были переданы в дар Государственной Третьяковской галерее и заняли достойное место в экспозии художников XX века на Крымском валу.) Совместно с лондонской галереей Shapero ANT Development удалось устроить показ литографий Льва Бакста, посвященный столетию балета «Спящая красавица». Volkhonka Art Projects стала партнером проекта «Хищники» Хельмута Коллера. До августа на территории офиса открыта выставка Андрея Есионова «Моя Москва», осуществленная при участии Музея русского импрессионизма.
Кроме того, здесь прошла экспозиция Лазаря Гадаева «Камень. Дерево. Бронза» (Art&Design Gallery Mobillissimi, куратор Нина Геташвили). С куратором Мариной Федоровской была создана фотовыставка «Дорогомилово. Четыре стороны света», на которой четыре фотографа — Александр Гронский, Алексей Мякишев, Анастасия Цайдлер и Игнат Козлов — показали жителей района и его историю с совершенно разных ракурсов.
Интересная win-win история сложилась с современным искусством и у девелоперской компании Hutton. За пять лет на рынке они превратились в настоящих знатоков арта.
— Первой коллаборацией с современным искусством для нас стал клубный дом Lumin. Разрабатывая лобби, мы привлекли архитектора и художника Гарри Нуриева. Тогда же, четыре года назад, мы начали поддерживать ярмарку современного искусства Cosmoscow, — рассказала Валентина Давыдик.
Год назад на стенде Cosmoscow Hutton представила совместный проект с компанией Endel, которая на базе искусственного интеллекта создала для жилого дома Lunar автоматически генерируемое звуковое пространство, способное подстраиваться под различные нужды резидентов и гостей комплекса. Кроме того, компания регулярно поддерживает молодых художников. На ее счету сотрудничество с Наташей Гончаровой и галереей Bizar, Виктором Поляковым, Тарасом Желтышевым, Данини, Катей Ост и многими другими.
— Сложно оценить в цифрах, насколько важно подобное сотрудничество, но, безусловно, с точки зрения маркетинга и позиционирования это очень классные кейсы. Мы привлекаем внимание заинтересованной аудитории, а параллельно помогаем молодым художникам. Для нас это миссия. Кто, как не мы, тподдержать начинающих креаторов, — убеждена Валентина Давыдик.
Считает важным выстроить диалог между застройщиком и современным артом и директор по продукту девелоперской компании MR GROUP Вадим Иванов.
— Чтобы показать нашу приверженность современному искусству, не так давно мы даже сделали собственный арт-объект MR, который некоторое время стоял возле построенного нами комплекса «Савеловский Сити», — подчеркнул Иванов.
Компания также располагает особым пространством на Большой Никитской под названием MR Privet. Здесь не только проходят презентации премиальных объектов MR GROUP, но и устраиваются различные выставки. Например, тут была показана коллекция работ художника Константина Федорова Salty Wind, а также серия фотографий Владимира Глынина. Девелопер также выступил в поддержку экспозиции скульптора Даши Намдакова в парке «Музеон» и выставки-исследования «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» в Музее русского импрессионизма.
На новых объектах как в центре города, так и в удаленных районах столицы, также запланировано создание небольших галерей. Компания активно сотрудничает с Музеем современного искусства «Гараж» и Московским музеем современного искусства (MoMA).
От частных проектов к маркетплейсу
Сабина Чагина и Даниил Хлебников напомнили собравшимся, что на Западе существует такая практика, когда девелоперы отчисляют 1% процент выручки на поддержку современного искусства.
Сабина Чагина отметила, что, несмотря на то что наметилась положительная тенденция и бизнес начал смотреть в сторону развития среды и паблик-арта, этих инициатив недостаточно для того, чтобы поддержать современное искусство и сделать его частью повседневной жизни горожан. По ее мнению, в нынешней реальности у нас преобладает типовая застройка, что делает город безликим и порой мало отличимым от других мегаполисов.
— Нужна четко прописанная художественная программа, в разработке которой принимали бы участие архитекторы, урбанисты, кураторы, художники, проектировщики и так далее. Искусство — это не инструмент, а единственный способ отличить одно место от другого. Поэтому прежде чем закладывать какой-то арт нужно искать тех, кто работает c site-specific art (искусством, реализующим художественные задачи для существования их в определённом месте. — Прим. ред.). Только так можно получить четко выстроенный город, — подчеркнула Чагина.
Хлебников также высказался за то, чтобы каждый арт-объект был четко адаптирован к месту, где устанавливается. По его мнению, только это позволит ему органично вписаться в городской ландшафт.
Идея возложить дополнительное финансовое бремя на девелоперов была воспринята застройщиками довольно негативно.
— Мы живем в настолько бюрократически зарегулированном обществе, что предложение обложить частного застройщика очередным налогом на создание искусства не конструктивно. Такая схема просто не будет работать. Куда более результативно было бы не мешать застройщику делать свое дело — реализовывать проекты и заниматься искусством. К примеру, упростить законодательство, чтобы застройщик мог располагать художественные объекты как на фасадах зданий, так и на временных конструкциях на заборах продаж, — сказал Вадим Иванов.
К нему присоединилась Яна Тачалова, которая, в свою очередь, предложила создать маркетплейсы, где были бы представлены галереи, культурные институции, кураторы, а также различный бизнес, которому точно так же, как и девелоперам, было бы интересно наполнить свое дело арт-объектами. Например, можно было бы привлечь к поддержке креаторов банковский сектор.
Руководитель «Агентства креативных индустрий Москвы» Гюльнара Агамова поддержала инициативы застройщиков.
— Введение «процента на искусство» не раз обсуждалось в сообществе. По итогам обсуждения с девелоперами стало понятно, что в абсолютном выражении эта сумма может быть значительной и приведет к еще большей зарегламентированности. В результате застройщикам будет проще в принципе не связываться с поддержкой современного искусства. Нам нужен такой вариант, при котором и представители застройщиков чувствовали бы себя комфортно, и арт-сообщество было бы активно вовлечено в создание городских пространств, и жители видели, как хорошеет пространство вокруг них. Мне очень понравилось предложение организовать площадку, которая позволила бы наладить прочную и работающую модель взаимодействия между бизнесом и художниками. Застройщик мог бы размещать свои запросы, а арт-сообщество — предлагать варианты их реализации на практике, — отметила Агамова.
Стоит отметить, что обязательным условием успешной реализации данного проекта является привлечение экспертного сообщества, которое будет курировать предложения со стороны арт-сообщества.
Глава АКИ напомнила, что с конца прошлого года Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы начал присваивать юридическим лицам статус креативных кластеров и пространств.
— Если говорить о грантовой поддержке, то сейчас идет проработка данного вопроса. Чтобы тот, кто создал креативное пространство и занимается его развитием, мог рассчитывать на финансовую поддержку столичного правительства, — сказала Агамова.
Что касается организации маркетплейса, то, по словам руководителя АКИ, необходимо конструктивно обсудить данный формат среди всех заинтересованных сторон (бизнеса, культурных институций, независимых художников и кураторов), сформировать конкретные предложения и в ближайшее время организовать встречу всех заинтересованных сторон.
Таким образом, участники дискуссии перешли от слов к делу, простроили необходимые действия, которые нужно предпринять, чтобы город продолжил развитие и преобразование к лучшему.
Автор: Ксения Позднякова